Егер, Сергей Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Михайлович Егер
Егер, Сергей Михайлович.jpg
Место рождения село Романовка,
Балашовский уезд,
Саратовская губерния,
Российская империя
Научная сфера авиаконструктор
Место работы ОКБ С. В. Ильюшина
ОКБ А. Н. Туполева
МАИ
Альма-матер МАИ имени С. Орджоникидзе
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор,
член-корреспондент АН СССР
Награды и премии
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции
Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны II степени Орден Трудового Красного Знамени SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
ZDNT RSFSR.jpg Ленинская премия — 1958 Сталинская премия — 1949 Сталинская премия — 1952 Государственная премия СССР — 1986

Серге́й Миха́йлович Е́гер (18 [31] июля 1914, Романовка — 30 июля 1987, Москва) — советский учёный и авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда[1][2][3].

Биография

Ранние годы

Родился 18 (30 июля) 1914 года в селе Романовка (ныне Саратовская область).

С 1922 г. по 1932 г. жил и учился в Тамбове, где окончил железнодорожную школу-семилетку, школу ФЗУ, затем начал трудовую деятельность на Тамбовском вагоноремонтном заводе (вначале слесарем — занимался ремонтом станков; затем мастером и техником Бюро реконструкции, где выполнил свои первые проектно-конструкторские работы). Во время приезда в Тамбов в 1973 г. на встрече с коллективом газеты «Тамбовская правда» С. М. Егер сказал: «Мои детство и юность прошли в Тамбове. Эти годы и определили мой дальнейший путь — путь инженера самолетостроения»[4][5][6].

В 1936 году окончил МАИ имени С. Орджоникидзе. До ареста в марте 1938 года работал начальником конструкторской бригады на авиазаводе № 240.

Работа с А. Н. Туполевым

После ареста направлен в один из особых НИИ при НКВД. Вместе с А. Н. Туполевым, С. П. Королёвым и многими другими видными учёными того времени был в заключении в спецтюрьме при ЦКБ-291940 году осужден ВК ВС СССР на 10 лет). Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР по ходатайству НКВД. Реабилитирован в 1955.

В военный и послевоенный период решал вопросы военного применения разрабатываемых в КБ самолётов. В частности, 15 июля 1951 года под его руководством в ОКБ Туполева начали разработку нового стратегического бомбардировщика Ту-95. Внёс существенный вклад в разработку самолётов Ту-22 и Ту-22М[7].

За годы работы участвовал в создании почти всех самолетов марки «Ту». Он работал над проектами среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154 и сверхзвукового Ту-144.

Работа в Московском авиационном институте

После ухода из ОКБ Туполева полностью переключился на преподавательскую работу в Московском авиационном институте, где начиная с 1975 года был заведующим кафедрой самолётостроения. В конце 1970-х годов под его руководством группа студентов, организованная Юрием Ишковым, начала разработку гибридного аэростатического летательного аппарата (АЛА). При содействии ректора МАИ Юрия Рыжова уже к 1992 году на базе Ульяновского авиакомплекса был построен масштабированный прототип АЛА-40[8][9][10].

Егер опубликовал большое число статей и книг в области авиастроения. В 1963 году он защитил диссертацию на соискание учёного звания доктора технических наук, был избран членом-корреспондентом АН СССР в 1984 году.

Смерть

Сергей Михайлович Егер умер 30 июля 1987 года. Он похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награды и звания

Библиография

  • Егер С. М. Проектирование пассажирских реактивных самолетов. М., 1964
  • Егер С. М., Мишин В. Ф., Лисейцев Н. К., Бадягин А. А., Ротин В. Е., Склянский Ф. И., Кондрашов Н. А., Киселёв В. А., Фомин Н. А. Проектирование самолетов. Учебник для студентов авиационных специальностей высших технических учебных заведений. Изд. 3-е, перераб. и доп. Под ред. д.т.н проф. С. М. Егера. М.: Машиностроение, 1983.
  • Егер С.М., Лисейцев Н. К., Самойлович О. С. Основы автоматизированного проектирования самолётов. М.: Машиностроение, 1986.
  • Егер С. М., Матвеенко А. М., Шаталов И. А. Основы авиационной техники М.: МАИ, 2015 (посв. 75-летию МАИ).

Примечания

  1. Егер Сергей Михайлович. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 18 мая 2020.
  2. Сергей Михайлович Егер. www.tstu.ru. Дата обращения: 18 мая 2020. Архивировано 30 ноября 2018 года.
  3. Егер С. М.. Авиакосмический сборник. Дата обращения: 18 мая 2020. Архивировано 29 сентября 2020 года.
  4. Сергей Михайлович Егер. www.tstu.ru. Дата обращения: 6 июля 2020. Архивировано 30 ноября 2018 года.
  5. : Егер Сергей Михайлович - - Статьи - Ветераны Тамбова - Проект Някина Геннадия Кузьмича. veteranytambova.ru. Дата обращения: 6 июля 2020. Архивировано 6 июля 2020 года.
  6. Код истории. ВЕСТИ / Тамбов. Дата обращения: 6 июля 2020. Архивировано 6 июля 2020 года.
  7. ЕГЕР Сергей Михайлович. www.tu22.ru. Дата обращения: 18 мая 2020.
  8. Станислав Зигуненко, Юрий Макаров. «Летающая тарелка» вместо дирижабля и челнока // «Техника-молодёжи» : журнал. — М., 1999. — № 8. — С. 30—33.
  9. ALA600/Thermoplane (нем.) (недоступная ссылка — история ). Labourcom.uni-Bremen.de. Дата обращения: 24 декабря 2018.
  10. Уникальный «Термоплан» – The unique Thermoplane (недоступная ссылка). Inventions.ru (26 мая 2009). Дата обращения: 1 июня 2020. Архивировано 11 января 2019 года.

Литература

  • ЕГЕР Сергей Михайлович (1914-1987) // XX век. Авиастроение России в лицах / Под ред. Ю.А. Остапенко. — М.: МОО «Общество авиастроителей», 2005. — С. [148] (стб. 1, 3). — 552 с. — 1700 экз. — ISBN 5-901262-01-2.

Ссылки