Евфросиния Суздальская

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евфросиния Суздальская
Покров. Суздаль. 1526—1542Покров. Суздаль. 1526—1542
Имя в миру Феодулия Михайловна Черниговская
Рождение 1212(1212)
Чернигов (?)
Смерть 25.09.1250 (?)
Ризоположенский монастырь (Суздаль)
Монашеское имя Евфросиния
Прославлен(а) 18.09.1698
В лике преподобная
Главная святыня мощи в Ризоположенском соборе в Ризоположенском монастыре Русской православной церкви (Суздаль)
День памяти прославление — 18 сентября (1 октября); кончина 25 сентября (8 октября); 20 сентября — в Соборе Брянских святых, 23 июня — в Соборе Владимирских святых
Атрибуты монашеское облачение

Евфроси́ния Су́здальская (в миру княжна Феоду́лия Миха́йловна Черни́говская; 1212 — 25 сентября 1250) — православная святая.

Биография

Её родителями был князь Михаил Всеволодович Черниговский, а матерью — дочь Романа Мстиславича Галицкого, имя которой до нас не дошло. Согласно житию[1], Евфросиния оказалась первым, вымоленным ребёнком, перед рождением которого пара усердно молилась. Боярин Феодор, позже замученный вместе с князем в Орде, оказывал влияние на её образование.

Крещение новорождённой княжны Феодулии

Освоила грамоту в 9 лет. Житие сообщает, что княжне в женихи был выбран брат Александра Невского Фёдор Ярославич, однако тот умер неожиданно в тринадцатилетнем возрасте в Новгороде 5 июня 1233 года.

Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния (в честь святой Евфросинии Александрийской). Со временем стала настоятельницей этого монастыря.

По инициативе святой в Суздале был основан Троицкий монастырь для пострига «мужатых жен».

Год кончины Еврофсинии в житии не указан, встречающаяся в литературе дата — 1250 год — является догадкой.

В житии сообщается, что святая была погребена 27 сентября в Ризоположенской обители, оплаканная духовенством и всем народом.

Почитание и канонизация

Начало общерусского почитания Евфросинии началось после хиротонии в 1517 году во епископа Суздальского и Тарусского настоятеля владимирского Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Геннадия, приближённого к великому князю Василию III.

Житие было написано Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В нём, помимо повествования о чудотворениях, совершённых святой при жизни, содержатся два рассказа о посмертных чудесах, свидетелем которых был автор, одно датировано 1 мая 1558 годом. По-видимому, житие было создано на рубеже 50-х и 60-х годов XVI века[2].

18 сентября 1698 года по благословению патриарха Адриана митрополит Суздальский Иларион совершил прославление преподобной Евфросинии. Тогда же были обретены мощи, помещённые в собор монастыря[2].

Судьба мощей в XX и XXI веках

12 февраля (по другим данным, 11 февраля[2]) 1919 года по постановлению президиума Суздальского исполнительного комитета рака с мощами святой была вскрыта (останки, лежавшие на серебряной доске, были завернуты «в черную мантию и схиму, обвязаны черной шелковой лентой, концы которой опечатаны сургучной печатью»). 21 апреля 1922 года во время изъятия церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья рака была конфискована[3] и поступила в Суздальский уездный финансовый отдел, откуда позднее передана в Суздальский музей. До начала 1940-х годов мощи были святотатственно выставлены в экспозиции антирелигиозного отдела музея, позднее хранились в музейных фондах. 16 ноября 1988 года они были переданы в единственный действовавший тогда в Суздале храм во имя равноапостольных Константина и Елены Русской православной церкви[2]. В апреле 1990 года приход объявил о выходе из Русской православной церкви и переходе в юрисдикцию Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). С 1993 по 2010 год храм находился в юрисдикции раскольнической «Российской православной автономной церкви» (РПАЦ)[2].

Евфросиния Суздальская изгоняет крестным знамением искушающих её бесов

В 2007 году в связи с 800-летием Ризоположенского монастыря паломник из города Иваново пожертвовал монастырю раку с частицей мощей Евфросинии[2].

В 2009 году территориальное управление Агентства по управлению федеральным имуществом подало иск об изъятии у РПАЦ 13 объектов недвижимости, включая Цареконстантиновский храм. Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил этот иск, однако представители РПАЦ переместили мощи святых в другой свой «храм» и отказались вернуть их государству[4].

16 февраля 2012 года глава территориального управления Росимущества по Владимирской области Владимир Горланов направил в Арбитражный суд Владимирской области иск, в котором объявил мощи преподобных Евфимия Суздальского и Евфросинии Суздальской «собственностью Российской Федерации», которые «относятся к культурным объектам». 31 мая 2012 года суд принял решение о передаче мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских Росимуществу, за невыполнение решения и отказ передавать мощи «РПАЦ» были назначены штрафы. 24 января 2013 года Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отменил предыдущие решения об изъятии мощей, оставив их во владении «РПАЦ». Однако 30 августа 2013 года судебные приставы во время богослужения проникли в храм и пытались изъять мощи преподобных Евфимия и Евфросинии[5].

Росимуществу пришлось повторно доказывать свои права на мощи в судах общей юрисдикции, которые также признали их принадлежащими государству[6].

3 июля 2014 года Конституционный суд РФ отказал в удовлетворении жалобы «предстоятеля» РПАЦ Фёдора (Гинеевского) на решение об изъятии мощей Евфимия и Евфросинии Суздальских. Решение по жалобе было опубликовано 16 июля.

25 марта 2015 года сотрудники Федеральной службы судебных приставов произвели принудительные исполнительные действия по изъятию мощей у «РПАЦ». В середине апреля 2015 года мощи Евфросинии были помещены в специальную раку и поставлены в Ризоположенском соборе в Ризоположенском монастыре Русской православной церкви в Суздале[7].

Примечания

  1. Преподобная Ефросиния Суздальская. Дата обращения: 12 декабря 2013. Архивировано 9 мая 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Православная энциклопедия, 2008.
  3. Гос. архив Владимирской области. Ф. Р-357. Оп. 2. Д. 177. Л. 99, 100.; Гос. архив Владимирской области. Ф. Р-366. Оп. 1. Д. 192. Л. 41 об.
  4. Чьи реликвии?. Дата обращения: 18 ноября 2020. Архивировано 26 февраля 2021 года.
  5. Российская православная автономная Церковь. Иерархия церквей. Дата обращения: 19 ноября 2016. Архивировано 24 ноября 2016 года.
  6. Суд признал экономическую суть владения мощами святых. Дата обращения: 18 ноября 2020. Архивировано 29 марта 2019 года.
  7. Последний путь мощей?. Дата обращения: 18 ноября 2020. Архивировано 21 января 2021 года.

Литература