Евразийское экономическое сообщество

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве
Евразия
Высшие органы
Стадии интеграции
См. также
Упраздненные институты и организации
Международная экономическая интеграция

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС[1]; 1992—2014) — международная экономическая организация ряда бывших республик СССР. Была создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза ) и Единого экономического пространства (сначала Россией и Беларусью, затем Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, впоследствии — ЕврАзЭС), а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях[2]. Упразднена в связи с созданием Евразийского экономического союза (официальная аббревиатура — ЕАЭС). С 2016 года аббревиатура ЕврАзЭС в публичном пространстве используется наряду с аббревиатурой ЕАЭС.

Состав

ЕврАзЭС в 2014 году:      Страны — участники ЕврАзЭС      Бывшие участники      Наблюдатели      Остальные страны СНГ

Государства-наблюдатели

В соответствии с Уставом ЕврАзЭС статус наблюдателя может предоставляться государству или межгосударственной (межправительственной) организации по их просьбе. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих заседаниях с согласия председательствующего, получать при необходимости открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя не даёт права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права подписи документов органов ЕврАзЭС. Государствами-наблюдателями являлись:

Задачи сообщества

  • Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли (де-юре не создан, де-факто создан одновременно с создание Таможенного союза в августе 2006 года), формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
  • Обеспечение свободы движения капитала;
  • Формирование общего финансового рынка;
  • Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
  • Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
  • Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
  • Разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
  • Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
  • Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
  • Формирование общего энергетического рынка;
  • Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;
  • Обеспечение свободного передвижения граждан государств - членов ЕврАзЭС внутри Сообщества;
  • Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;
  • Сближение и гармонизация национальных законодательств;
  • Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества;
  • Взаимодействие с ООН.

История создания и основные этапы развития

  • В 1987 году академиком А.Д. Сахаровым был предложен проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии[3], в пункте 3 которого говорится о создании «Европейско-Азиатского союза».
  • В 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил проект евразийского союза государств.
  • В 1995—2000 годах происходил поиск оптимальных путей сотрудничества.
  • 10 октября 2000 года в Астане главами государств (Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (вступил в силу 30 мая 2001 года). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договорённостей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.
  • В мае 2001 года были приняты документы, регламентирующие работу основных органов сообщества — Межгосударственного совета, Интеграционного комитета и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.
  • В апреле 2003 года был утверждён статут Суда ЕврАзЭС.
  • В марте 2004 года было подписано соглашение между ЕврАзЭС и СНГ о выполнении Экономическим судом Содружества независимых государств функций суда Евразийского экономического сообщества.
  • В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
  • В сентябре 2005 года премьер-министры стран ЕврАзЭС подписали в Душанбе базовый документ по формированию топливо-энергетического баланса государств сообщества, проект соглашения о регулировании поставок зерна на рынки сообщества.
  • 7 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге на саммите организации Центрально-Азиатского сотрудничества было принято решение объединить Организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество» с ЕврАзЭС.
  • В ноябре 2005 года начал свою работу Совет по финансово-экономической политике ЕврАзЭС. Сопредседатель Совета глава Минэкономразвития РФ Герман Греф отметил, что основной задачей этого органа является выработка стратегии и тактики развития сообщества и входящих в него государств в сфере экономической и финансовой политики.
  • 24 января 2006 года на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭС.
Минский саммит июня 2006 года на почтовой марке Узбекистана
  • В июне 2006 года на Минском саммите стран ЕврАзЭС было принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учётом наработок проекта Единое экономическое пространство (ЕЭП). Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.
  • В августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭС было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, — Белоруссии, России и Казахстана.
  • 2 ноября 2006 года парламент Казахстана ратифицировал протокол к соглашению между правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан. Согласно условиям протокола, при сохранении безвизового режима между государствами — членами ЕврАзЭС вводится единый перечень документов для перемещения граждан упомянутых государств по территории Сообщества.
  • 6 октября 2007 года в Душанбе прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. План действий по формированию Таможенного союза был рассчитан на три года. Также было принято решение о формировании комиссии Таможенного союза — наднационального органа. Россия получила в нём 57 % голосов, а Казахстан и Белоруссия — по 21,5 %.
  • В октябре 2008 года Узбекистан заявил о том, что приостанавливает членство в ЕврАзЭС из-за сомнений в эффективности и результативности деятельности этого межгосударственного объединения. 12 ноября 2008 года ЕврАзЭС официально подтвердил факт приостановления Узбекистаном членства в этой организации. Стоит отметить, что юридически понятия "приостановления членства" в регламентирующих документах ЕврАзЭС нет, поэтому де-факто можно говорить о выходе Узбекистана из Сообщества, а де-юре о том, что Узбекистан и дальше продолжался оставаться членом ЕврАзЭС.
  • 12 декабря 2008 года в Москве прошло заседание межгосударственного совета стран ЕврАзЭС. На заседании было принято решение о приостановлении членства Узбекистана в ЕврАзЭС по просьбе президента этой страны Ислама Каримова. Кроме того, по итогам встречи главы правительств заключили соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашение о гармонизации техрегламентов, приняли концепцию формирования общего энергетического рынка государств — членов ЕврАзЭС.
  • В 2009 году приступил к работе наднациональный орган Таможенного союза — Комиссия Таможенного союза, был учреждён Антикризисный фонд ЕврАзЭС, был создан Центр высоких технологий ЕврАзЭС, был подписан пакет документов, формирующих правовую базу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, включающий Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, суд Сообщества был наделён функциями органа по разрешению споров в рамках Таможенного союза, был утверждён План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, были утверждены концепции продовольственной безопасности ЕврАзЭС и создания Евразийской инновационной системы.
  • После образования Таможенного союза в декабре 2010 года на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.
  • В октябре 2011 года был подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ[4]. В ходе саммита ЕврАзЭС В. Путин объявил о начале реализации планов по созданию Евразийского экономического союза на основе будущего Единого экономического пространства[5].
  • В декабре 2012 года была достигнута договорённость о реорганизации ЕврАзЭС с передачей части функций Евразийской экономической комиссии. ЕврАзЭС сохранила за собой решение задач гуманитарной сферы, транспорта, энергетики и реализацию 15 межгосударственных программ.
  • 24 октября 2013 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), поскольку с созданием Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана ЕврАзЭС как организация, во многом дублирующая его функции, не будет нужна. При этом входящие в ЕврАзЭС, но не планирующие вступать в ЕАЭС Киргизия и Таджикистан, по словам Назарбаева, могли бы присоединиться к Таможенному союзу в качестве стран-наблюдателей, а Армения может стать членом Таможенного союза[6].
  • 10 октября 2014 года главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года[7].

Межгосударственный совет

Межгосударственный совет представлял собой высший орган Евразийского экономического сообщества, в состав которого входили главы государств и правительств сообщества. Межгосударственный совет рассматривал принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определял стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимал решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгосударственный совет собирался на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимались консенсусом. Принятые решения были обязательными для выполнения во всех государствах — членах Сообщества. Исполнение решений происходило путём принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством[8].

Интеграционный комитет

Интеграционный комитет представлял собой постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, в состав которого входили заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относилось обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводились не реже четырёх раз в год. Решения принимались большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном комитете соответствовало взносу каждой стороны в бюджет Сообщества[источник не указан 3022 дня]:

  • Россия — 40 голосов;
  • Белоруссия — 15;
  • Казахстан — 15;
  • Киргизия — 7,5;
  • Армения — 7,5.

Секретариат

Секретариат выполнял функцию организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавлял Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества — высшее административное должностное лицо сообщества, назначавшееся Межгосударственным советом. 6 октября 2007 года в Душанбе в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС генеральным секретарём Сообщества был назначен Таир Мансуров. Секретариат размещался в городах Алма-Ате (Казахстан) и Москве (Россия).

Межпарламентская Ассамблея (далее — МПА ЕврАзЭС)

Межпарламентская ассамблея — орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривавший вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключёнными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества. Ассамблея формировалась из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества. В её состав входили:

  • от России — 42 парламентария;
  • от Белоруссии — 16;
  • от Казахстана — 16;
  • от Киргизии — 8;
  • от Армении — 8.

Секретариат МПА ЕврАзЭС размещался в Санкт-Петербурге.

Первым Ответственным секретарем (руководителем) МПА ЕврАзЭС был Марышев Анатолий Никитович.

Евразийский банк развития

Евразийский банк развития — международная организация, учреждённая Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году. Миссия ЕАБР заключается в содействии развитию рыночной экономики государств — участников банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путём осуществления инвестиционной деятельности.

Антикризисный фонд

Антикризисный Фонд ЕврАзЭС был создан в 2009 году Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном в целях содействия странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечения долгосрочной устойчивости их экономик и содействия интеграционным процессам в регионе. Общая сумма Фонда составляла 8,51 млрд $. Фонд предоставлял финансовые кредиты на поддержку бюджета, платёжного баланса и курса национальной валюты, а также инвестиционные кредиты на финансирование межгосударственных проектов, способствующих интеграционным процессам между странами-участницами.

Суд Сообщества

Суд Сообщества обеспечивал единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривал также споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества. Суд ЕврАзЭС начал работу 1 января 2012 года в Минске[9].

Примечания

  1. Решение Суда ЕЭК от 12.07.2012 № 21 О Регламенте Суда Евразийского экономического сообщества, ст. 1
  2. Договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
  3. Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии (Проект народного депутата СССР, академика А.Д.Сахарова). constitution.garant.ru. Дата обращения: 18 октября 2022.
  4. Страны СНГ объединит зона свободной торговли. Дата обращения: 27 ноября 2011. Архивировано 22 февраля 2012 года.
  5. Пресс-конференция по итогам заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Высшего органа Таможенного союза. Дата обращения: 27 ноября 2011. Архивировано 30 ноября 2011 года.
  6. Н. Назарбаев предложил распустить ЕврАзЭС. РБК, 24 октября 2013 (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2013. Архивировано 26 октября 2013 года.
  7. Путин: ничто из богатейшего наследия ЕврАзЭС не должно быть утеряно. Дата обращения: 10 октября 2014. Архивировано 11 октября 2014 года.
  8. Положение о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества. Дата обращения: 26 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  9. Таможенный союз перерос в Единое пространство. Дата обращения: 2 января 2012. Архивировано 7 января 2012 года.

Литература

  • Истомин С. И., Моравек Я. И. Таможенный союз стран ЕврАзЭС (комментарий в документах). — М.: Экономика, 2001.
  • Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. — М., 2001.
  • Барков А. В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал российского права. — 2003. — № 8.

Ссылки