Евдокимов, Павел Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павел Николаевич Евдокимов

Павел Николаевич Евдокимов (2 (15) августа 1901, Санкт-Петербург — 16 сентября 1970, Париж) — российский православный богослов и общественный деятель. Внёс вклад в распространение Православия во Франции и в других франкоязычных странах.

Биография

Родился в 1900 или 1901 году в Санкт-Петербурге. Происходил из дворянской семьи потомственного военного. Его отец был убит террористом в 1905 году. Обучался в кадетском корпусе в Санкт-Петербурге[1]. В 1918 поступил в Киевскую духовную академию[2].

Участвовал в Гражданской войне 1917—1922 годов. В 1920 покинул Россию. С Добровольческой армией эвакуировался в Стамбул. В 1923 году переехал в Париж. Был вынужден чистить вагоны, работал на автомобильном заводе «Ситроен» и посещал курсы философии в Сорбонне. В Париже находилось большое количество русских эмигрантов. В этой среде Евдокимов встретился и сотрудничал с ведущими эмигрантскими мыслителями, такими как Сергей Булгаков и Николай Бердяев. Находясь под их влиянием, Евдокимов стремился осуществить творческий синтез русской и западной религиозной философии, православного святоотеческого вероучения с христиански интерпретированными идеями свободы, красоты, личности[2][3].

В 1927 году Павел Евдокимов женился на Наташе Брунель, преподавательнице французского языка русского происхождения, и переехал в Ментон (Прованс). У них было двое детей, Нина (1928) и Мишель (1930). С началом Второй мировой войны и итальянской оккупацией Ментона семья переехала в Валанс (Дром).

В 1928 году окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. После защиты докторской диссертации («Достоевский и проблема зла») стал доктором философии и богословия[4]. В своей работе Евдокимов особое внимание уделил анализу легенды о Великом Инквизиторе[1]. С 1953 года — профессор нравственного богословия Свято-Сергиевского православного богословского института. Участвовал в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), преподавал во французских школах[2].

В годы Второй мировой войны участвовал в Движении Сопротивления[5]. В 1941 году стал одним из основателей межконфессионального благотворительного комитета «Объединение помощи беженцам» (CIMADE; Comité intermouvements d’aide aux personnes déplacées) во Франции[2]. Комитет открывал для беженцев общежития[1]. Конец войны совпал со смертью Брюнель от рака, и семья переехала в Париж.

С 1947 по 1968 годы — директор международного студенческого центра CIMADE в городе Севр. В 1953 году стал одним из организаторов Всемирной федерации православной молодёжи «Синдесмос». С 1953 по 1954 годы был её 1-м президентом[2].

Павел Евдокимов был участником экуменического движения. С 1948 по 1961 годы был преподавателем в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария)[2].

В 1954 году Евдокимов женился на англо-японской переводчице Томоко Сакаи. С 1958 по 1961 год он опубликовал несколько книг по православному богословию.

С 1967 года — профессор Высшего экуменического института в Париже. Наблюдатель на Ватиканском II соборе[2]. В 1968 году Фессалоникский университет присудил ему степень доктора богословия honoris causa[1].

Умер во сне 16 сентября 1970 года. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем[1].

Труды

  • Dostoïevski et le problème du mal («Достоевский и проблема зла», 1942);
  • Le Mariage, sacrement de l’amour («Брак, таинство любви», 1944);
  • La Femme et le salut du monde («Женщина и спасение мира», 1958);
  • L’Orthodoxie («Православие», 1959);
  • Gogol et Dostoïevski ou la descente aux enfers («Гоголь и Достоевский, или Сошествие во ад», 1961);
  • Le Sacrement de l’amour: Le mystère conjugal à la lumière de la tradition orthodoxe (1962);
  • Les Âges de la vie spirituelle: Des pères du desert à nos jours (1964);
  • La prière de l'Église d’Orient («Молитва Восточной Церкви», 1966);
  • La Connaissance de Dieu selon la tradition orientale («Познание Бога согласно восточной традиции», 1968);
  • L’Esprit-Saint dans la tradition orthodoxe («Святой Дух в православной традиции», 1969);
  • Le Christ dans la pensée russe («Христос в русской мысли», 1970);
  • L’Art de l’icône: Théologie de la beauté («Искусство иконы, богословие красоты», 1970)[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 М. Евдокимов, 2002.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Антонов В. В., 2007.
  3. Paul Evdokimov, un témoin du Ressuscité. Michel Stavrou, Professeur de théologie des dogmes à l'Institut Saint-Serge, à Paris (фр.), La Croix (18 septembre 2010). Архивировано 19 мая 2018 года. Дата обращения 12 декабря 2018.
  4. Plekon, Michael. Living icons : persons of faith in the Eastern church (англ.). — Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press  (англ.), 2002. — ISBN 0268033501.
  5. Louth, Andrew. Modern Orthodox Thinkers: From the Philokalia to the Present (англ.). — Downers Grove, IL: IVP Academic  (англ.), 2015. — P. 161. — ISBN 978-0830851218.

Литература