Евангельские христиане (прохановцы)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евангельские христиане-прохановцы читают журнал «Христианин»

Ева́нгельские христиа́не (пашко́вцы, проха́новцы) — религиозное движение протестантского христианства, первоначально внеконфессиональное, в дальнейшем — близкое к баптизму (по мнению ряда экспертов — вариация баптизма). Получило распространение в России в конце XIX — первой половине XX века. В 1944 году церкви евангельских христиан и баптистов вошли в один союз (ВСЕХБ), образовав единую конфессию евангельских христиан-баптистов. В 1990-е годы небольшая часть евангельских христиан вышла из союза, восстановив самостоятельные структуры.

Название

По именам лидеров участники движения в разное время неофициально именовались «редстокистами», затем — «пашковцами», позднее — «прохановцами».

Определённую сложность представляет самоопределение «евангельские христиане», которое не следует путать с аналогичным по звучанию термином, означающим группу родственных конфессий евангелического направления (евангеликов). Некоторые из этих конфессий не имеют прямого отношения к прохановцам, зато имеют с ними существенные расхождения в богословии и церковной практике. Например, общины пятидесятников, существовавшие в России с 1910-х годов, не пытались слиться с прохановцами и именовали себя «христиане евангельской веры» или «христиане веры евангельской», чтобы отличаться от них.

История

XIX век: Петербургское пробуждение

Зарождение евангельского движения XIX века в Санкт-Петербурге и на северо-западе Российской империи было вызвано, в первую очередь, не деятельностью иностранных миссионеров, но неудовлетворённостью части аристократии формализмом официальной религии, нередко имевшего место в церковной жизни, особенно высших слоёв общества. Собственным исканиям способствовала деятельность английского миссионера лорда Редстока, приглашённого генеральшей Е. И. Чертковой в Петербург в 1874 году, после посещения его проповедей в одну из заграничных поездок[1][2]. Его первые евангельские проповеди на английском и французском языке проходили в аристократических особняках и загородных поместьях. Он пробыл в России около четырёх лет и в 1878 за миссионерство был выслан властями[3].

В результате его проповедей уверовали ряд высших аристократов Петербурга: церемониймейстер царского двора граф Модест Корф, отставной полковник гвардии граф Василий Пашков, министр путей сообщения граф Алексей Бобринский, великосветские дамы княгини Вера Гагарина и Наталья Ливен, генеральша Елизавета Черткова[4].

Лидером общины стал Василий Александрович Пашков, Редстока заменил швейцарский пастор Отто Штокмайер  (нем.). В деятельности движения принимал участие также ученик Редстока, проповедник, доктор Ф. В. Бедекер[5][4].

В 1878 году появились общины С. В. Васильева и графини Е. И. Шуваловой в Москве[3], затем миссионерская деятельность охватила Московскую, Тверскую, Тульскую, Нижегородскую, Псковскую и другие центральные губернии России[6][7].

1 апреля 1884 года по инициативе Пашкова был созван I объединительный съезд евангельских христиан, куда были приглашены и прибыли также представители баптистов, штундизма, братских меннонитов и молокан-захаровцев (всего около 100 участников). Мероприятие было прервано полицией 6 апреля, многих делегатов арестовали, хотя позднее обвинения были сняты. От Пашкова и Корфа потребовали прекратить проповедь в любой форме, после отказа они были высланы из страны[3].

Евангельские и баптистские общины были юридически признаны государством в 1879 году «Маковским циркуляром», что позволило верующим узаконить церковные браки, рождение детей и наследование[8].

Духовные устремления и финансовые возможности членов движения способствовали тому, что с самого начала они стали уделять серьёзное внимание просветительской и благотворительной работе: оказанию помощи заключённым, созданию рабочих мест для нуждающихся женщин, открытию дешёвых столовых для студентов и рабочих[3], в Петербурге появился детский дом для всех вероисповеданий. Стал издаваться журнал «Русский рабочий». Было официально учреждено «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», за период 1876—1884 годов издавшее 200 наименований литературы, включая творения отцов Древней Церкви (которые распространялись бесплатно или по низкой цене). В 1882 году на средства Пашкова Британское библейское общество напечатало несколько тысяч экземпляров русской Синодальной Библии.

Деятельность Проханова

10-й Всесоюзный съезд евангельских христиан в Ленинграде 1926 год

Тем не менее, общины пашковцев продолжали существовать и новый этап развития движения связан с именем Ивана Проханова, крещенного в 1886 году в баптистской общине Владикавказа. Проханов прибыл в Петербург (для учебы в Технологическом институте) в 1888 году. В 1895 году, во время усиления государственных мер принуждения религиозного характера, Проханов вынужден выехать за границу, откуда, получив богословское образование, возвращается в Санкт-Петербург в 1901 году и приступает к активной проповеднической и издательской деятельности. Тем временем в пашковской общине стали происходить серьезные изменения, например, к 1902 году было принято решение не принимать в церковь без крещения (что ранее было вполне допустимо)[9]. Однако в целом пашковское движение на протяжении еще нескольких лет допускало разномыслия в этом вопросе. Были общины, которые не определились, а Московская община, напротив, в 1913 году приняла догматический документ, подтверждающий приемлемость крещения детей[10].

В 1909 году в России в Санкт-Петербурге был проведён Первый съезд евангельских христиан, а в 1911 году — Второй, на котором был учрежден Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ) председателем которого стал Иван Проханов. На том же съезде было принято составленное Прохановым Вероучение евангельских христиан, являющееся вариацией баптистского вероучения. В частности, «прохановское» вероучение декларировало недействительность крещения по отношению к детям.

На Втором Всемирном конгрессе баптистов в 1911 году ВСЕХ вошёл во Всемирный баптистский альянс, а Проханов был избран одним из шести вице-президентов этого международного объединения.

В годы Первой мировой войны возобновились преследования евангельских христиан со стороны государственной власти, которые прекратились с победой Февральской революции 1917 года. Руководством ВСЕХ был взят курс на общественно-политическую активность, в частности, учреждена христианско-демократическая партия «Воскресение».

Важным направлением деятельности ВСЕХ стала организация сельскохозяйственных коммун, некоторые из которых продолжали своё существование до конца 1920-х годов. Велись переговоры с органами советской власти об основании евангельскими христианами крупного поселения в азиатской части страны, которое планировалось назвать городом Евангельском.

Пятый дальневосточный съезд евангельских христиан, прошедший во Владивостоке в 1926 году.

Тем не менее, уже в 1928 году общественная активность союза была под давлением властей практически полностью свёрнута, а его руководитель Иван Проханов был вынужден эмигрировать.

Советский период

Община евангельских христиан-прохановцев в Канаде на фоне своего дома молитвы. Община основана христианином Егоровым, покинувшим Россию около 1901 года после отбытия многолетней ссылки в Сибири
Совет Всесоюзного совета евангельских христиан (прохановцев). Около 1927 года. В центре — Иван Проханов, справа от него — Иван Каргель. Крайний слева — Александр Карев.

В период 1930-х годов и до начала Второй мировой войны евангельские христиане подвергались репрессиям, многие члены ВСЕХ были осуждены к различным срокам лишения свободы, вследствие чего данный орган функционировал нерегулярно, хотя и не был распущен. После ликвидации в 1935 году Союза баптистов, часть его членов вошла в состав ВСЕХ, а в 1942 году ряд баптистских руководителей официально обратились к руководству евангельских христиан с просьбой взять сохранившиеся общины баптистов под свою опеку.[11].

В октябре 1944 года на совещании представителей обеих церквей было принято решение об объединении, урегулировании спорных вопросов и формировании Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов. В дальнейшем евангельские христиане в СССР организационно входили в общие с баптистами структуры и, по сути, представляли собой одну конфессию.

Современность

Ряд организаций или движений в той или иной мере претендуют на преемство движения евангельских христиан конца XIX — первой половины XX века. Например, 1 августа 1992 года в Москве на съезде представителей церквей было объявлено о восстановлении Союза церквей евангельских христиан (СЦЕХ). Тем не менее, большинство общин, до 1944 года принадлежавших к ВСЕХ, остались в общих с баптистами объединениях[12].

В последующие годы, в разных регионах России, а также и в других странах СНГ, формировались отдельные общины и централизованные объединения евангельских христиан, претендовавшие на духовное преемство от ВСЕХ.

В ходе проведения в апреле 2009 года в г. Москве конгресса, посвященного столетнему юбилею движения евангельских христиан в России, было официально объявлено об образовании на базе ряда таких объединений и автономных церквей Всероссийского содружества евангельских христиан (ВСЕХ), председателем совета которого избран В. П. Тен, секретарем — А. Т. Семченко.

Перед подготовкой Второго конгресса ВСЕХ, прошедшего в апреле 2011 года в Москве, состав членов совета Всероссийского содружества евангельских христиан расширился новыми участниками, а новым председателем Совета избран П. Н. Колесников.

Богословие

В XIX веке, в начальной стадии своего формирования, богословие евангельских христиан не было строго конфессиональным. Петербургские аристократы длительное время не порывали связей с православной церковью, надеясь реформировать её изнутри, и были не столь критичны к ней в сравнении с иными протестантами[13]. Общины пашковцев не были абсолютно однородны в богословском отношении: часть рассматривали себя свободной евангельской церковью (т.е. не связанной организационно с определенной протестантской конфессией), родственной плимутским братьям, а другие тяготели к баптистскому богословию с установкой на организацию церкви с более выраженной иерархией и детальной догматикой[13].

С 1910-х годов, когда движение сформировало своё богословие в официальные документы веры (вероучения Проханова и Каргеля), евангельские христиане придерживались баптистского вероучения, однако имели некоторые непринципиальные отличия от той версии баптизма, которую исповедовали в Союзе русских баптистов. Во-первых, в отличие от русских баптистов, в официальных вероучениях евангельских христиан было зафиксировано арминианство. Во-вторых, имелись отличия литургического характера. Так, евангельские христиане практиковали открытую Вечерю, к которой допускались все желающие, в то время как баптисты причащались на закрытых Вечерях (допускались только члены баптистских общин)[5][14][3].

Роль пресвитеров в общинах евангельских христиан была заметно меньше, чем в общинах баптистов. Даже рукоположению пресвитеров и диаконов евангельские христиане уделяли меньшее внимание. Например, лидер движения Иван Проханов был рукоположен в пресвитеры только в 1924 году в Праге, после чего начали рукополагать и других служителей[3]. Еще одно отличие заключалось в отсутствии принятой среди баптистов практики возложения рук служителей на головы крещённых сразу после крещения.

Вероучения

Обложка брошюры с вероучением евангельских христиан, составленным Иваном Каргелем.

Строго сформулированное вероисповедание движения длительное время отсутствовало в виду его внеконфессиональности. Лишь в письме Пашкова от 9 апреля 1880 года к ректору С.-Петербургской духовной академии содержится ряд положений, в частности, об оправдании только верой, покаянии и духовном возрождении[15].

На Втором Всероссийском съезде евангельских христиан в декабре 1910 года — январе 1911 года (том же съезде, который учредил ВСЕХ) было утверждено официальное вероучение евангельских христиан, составленное Иваном Прохановым[16]. Это вероучение не противоречило общебаптистскому.

Кроме того, в 1913 году было опубликовано вероучение Ивана Каргеля — неофициальное, но авторитетное в среде верующих[17].

Самоидентификация

Основатель евангельского движения Гренвилл Редсток был крещён в англиканской церкви и никогда не разрывал с ней связи. Некоторое время Редсток находился под влиянием плимутских братьев. Писатель Николай Лесков, тесно общавшийся с представителями евангельского движения в Санкт-Петербурге, отмечал: «Редсток и сам не основывает никакого отдельного толка, и не требует ничего подобного от своих последователей. … Если и есть, может быть, одно какое-нибудь единоличное исключение, то о нём не стоит и говорить»[18][19].

Лидер движения «пашковцев» Василий Пашков принял крещение от одного из лидеров плимутских братьев Георга Мюллера  (англ.)[20]. Исследователь Грегори Николс подчеркнул сознательный выбор Пашковым крещения у представителя плимутских братьев, несмотря на «многочисленные связи» с баптистами. «Таким образом Пашков ясно заявил о своем желании, чтобы евангельское движение Санкт-Петербурга оставалось свободным от деноминационализма», — отметил Николс[21].

Некоторые участники пашковского движения первых десятилетий не порывали формально с православной церковью, не отрицали детокрещения, категорически неприемлемого в баптизме. Несмотря на различия, лидеры евангельских христиан и баптистов с 1880-х годов неоднократно пытались договориться об объединении течений в одну церковь[22]. Временами казалось, что согласие достигнуто, но до 1944 года слияние конфессий каждый раз срывалось[22].

Известной попыткой такого слияния стал организованный Пашковым и Корфом «объединительный» съезд 1884 года, разогнанный властями (подробнее см. в разделе История/XIX век: Петербургское пробуждение). Вскоре после съезда Пашков и Корф были высланы из страны, а лидером движения стал баптистский пресвитер Иван Каргель. Лично Каргель исповедовал «строгий» баптизм, однако не стремился «загнать» пашковцев в жесткие баптистские догматические рамки[23].

Следующий лидер движения — Иван Проханов принял баптистскую самоидентификацию. В частности он разработал и добился утверждения на съезде 1910—1911 годов Вероучения, положившего конец разномыслиям относительно необходимости крещения исключительно в сознательной возрасте по твёрдой вере. В Вероучении утверждалось, что перед совершением крещения Церковь обязана удостовериться, что желающий креститься пережил рождение свыше и действует сознательно. В 1913 году Иван Каргель написал ещё одно Вероучение евангельских христиан, также утвердившее обязательность «сознательного» взрослого крещения.

Таким образом было устранено ранее допустимое разномыслие в вопросе, принципиальном для баптистов. Проханов не принимал личного участия во Втором Всемирном конгрессе баптистов в Торонто в 1911 году, однако прислал туда своей реферат «Обзор России», в котором определил евангельских христиан как «искренних баптистов»[24]. Это позволило в 1911 году на Всемирном конгрессе баптистов принять Всероссийский союз евангельских христиан в члены Всемирного баптистского альянса[25][26], а самому Ивану Проханову — стать вице-президентом Всемирного баптистского альянса.

В 1944 году под нажимом советского правительства евангельские христиане и баптисты объединились в одну конфессию, — евангельских христиан-баптистов, остающейся единой до настоящего времени.

Организации

Периодические издания

Персоналии

Хронология важнейших событий истории евангельских христиан

  • (1873) 1874 — Приезд Редстока в С.-Петербург.
  • 1874 — Обращение В. А. Пашкова, М. М. Корфа, А. П. Бобринского.
  • 1876 — Утверждение Министерством внутренних дел Общества поощрения духовно-нравственного чтения, основанного В. А. Пашковым.
  • 1884 — Первый объединенный съезд евангельских христиан пашковцев, баптистов, новоменнонитов, штундистов и захаровцев в Петербурге, созванный В. А. Пашковым.
  • 1884 — Высылка из России В. А. Пашкова и М. М. Корфа.
  • 1886 — Обращение И. С. Проханова.
  • 1889 — Начало нелегального издания И. С. Прохановым журнала «Беседа» в Петербурге.
  • 1892-1893 — Кратковременное пребывание В. А. Пашкова в Петербурге.
  • 1895 — Вынужденная эмиграция И. С. Проханова.
  • 1898 — Возвращение И. С. Проханова из-за границы.
  • 1902 — Издание И. С. Прохановым сборника духовных песен «Гусли».
  • 1904-1905 — Образование первой общины евангельских христиан в Петербурге И. С. Прохановым.
  • 1905 — Съезд баптистов и евангельских христиан в городе Ростове-на-Дону, на котором было одобрено наименование «евангельские христиане-баптисты».
  • 1905 — Участие евангельских христиан и баптистов в первом всемирном конгрессе баптистов в Лондоне.
  • 1906 — Начало регулярного издания журнала «Христианин» И. С. Прохановым.
  • 1907 — Объединенный съезд баптистов, евангельских христиан и захаровцев в Петербурге.
  • 1907 — Образование Русского евангельского союза И. С. Прохановым.
  • 1909 — 1-ый Всероссийский съезд евангельских христиан в Петербурге. Основание ВСЕХ.
  • 1910 — 2-ой Всероссийский съезд евангельских христиан в Петербурге.
  • 1911 — 3-ий Всероссийский съезд евангельских христиан в Петербурге, последний в царское время.
  • 1911 — Участие баптистов и евангельских христиан во втором всемирном конгрессе баптистов в Филадельфии.
  • 1912 — Совместное совещание баптистов и евангельских христиан в городе Владикавказе.
  • 1913 — Открытие Прохановым Библейских курсов в Петербурге.
  • 1917 — Февральская революция. Возвращение из ссылки репрессированных деятелей евангельского и баптистского союзов.
  • 1917 — 4-ый съезд евангельских христиан в Петрограде.
  • 1917 — Октябрьская революция.
  • 1917 — 5-ый съезд евангельских христиан в Москве.
  • 1918 — Возникновение первых евангельско-баптистских сельскохозяйственных коммун.
  • 1919 — 6-ой съезд евангельских христиан в Петрограде.
  • 1920 — 7-ой съезд евангельских христиан в Москве, на котором обсуждался вопрос слияния двух союзов в один.
  • 1921 — 8-ой съезд евангельских христиан в Петрограде.
  • 1922 — Обращение И. С. Проханова к Русской православной церкви — «Евангельский клич».
  • 1923 — Участие баптистов и евангельских христиан в третьем всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме.
  • 1923 — 9-ый съезд евангельских христиан в Петрограде.
  • 1924 — Объединенные Библейские курсы евангельских христиан и баптистов в Ленинграде.
  • 1924 — Возобновление издания журнала «Христианин».
  • 1924 — Рукоположение И. С. Проханова в Праге.
  • 1925 — Возобновление работы Библейских курсов евангельских христиан в Ленинграде.
  • 1926 — 10-ый съезд евангельских христиан в Ленинграде.
  • 1926 — Издание ВСЕХ Библии (25 000 экз.)
  • 1927 — Издание ВСЕХ Нового Завета (25 000 экз.), Десятисборника духовных песен (25 000 экз.), Нотного десятисборника (10 000 экз.), Библии (10 000 экз.).
  • 1928 — Участие баптистов и евангельских христиан в четвертом всемирном конгрессе баптистов в Торонто.
  • 1930 — Прекращение деятельности ВСЕХ.
  • 1931 — Восстановление ВСЕХ.
  • 1932 — Переезд канцелярии ВСЕХ из Ленинграда в Москву.
  • 1942 — Образование временного Союза евангельских христиан и баптистов в Москве.
  • 1944 — Объединение евангельских христиан и баптистов в одно братство и в один союз ВСЕХиБ.

Комментарии

Примечания

  1. Бачинин, 2004.
  2. Попов, 2015, с. 324.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Евангельские христиане, 2008, с. 40—44.
  4. 4,0 4,1 Попов, 1998, с. 128.
  5. 5,0 5,1 История, 1989, с. 80.
  6. История, 1989, с. 87.
  7. Попов, 1998.
  8. Филатов и др., 2003, с. 146.
  9. Журнал «Баптист», 1925, № 6-7, С.38-39
  10. Кале, 1978, с. 97.
  11. Митрохин, 1997, с. 356—469.
  12. Филатов и др., 2003, с. 212—217.
  13. 13,0 13,1 Попов, 1998, с. 128—159.
  14. Филатов и др., 2003, с. 145.
  15. История, 1989, с. 88.
  16. Брошюра «Протоколы 2-го Всероссийского съезда евангельских христиан», С-Петербург, 1911, С.17
  17. Каретникова М.С.. К 70 – летию со дня кончины И.В.Каргеля (рус.), Slavic Baptists (15 февраля 2012). Архивировано 29 сентября 2020 года. Дата обращения 12 ноября 2017.
  18. Лесков, 1877, с. 291.
  19. Коррадо, 2005, с. 85—89.
  20. Коррадо, 2005, с. 114—116.
  21. Николс, 2015, с. 143.
  22. 22,0 22,1 Митрохин, 1997, с. 231.
  23. Митрохин, 1997, с. 233—234.
  24. Кале, 1978, с. 58.
  25. Баптист, 1911, № 32, С.256
  26. Кале, 1978, с. 132.

Литература