Дэй, Ричард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ричард Дэй
Richard Day
Ричард Дэй в своей мастерскойРичард Дэй в своей мастерской
Профессия художник-постановщик
Карьера 1923—1970
Награды «Оскар» (1936, 1937, 1942, 1943 — дважды, 1952, 1955)

Ричард Дэй (англ. Richard Day; 9 мая 1896, Виктория23 мая 1972, Голливуд) — канадский художник-постановщик, семикратный лауреат премии «Оскар», номинировавшийся на неё ещё 12 раз.

Коллеги Дэя неоднократно отмечали, что он был художником с великолепными техническими способностями, прекрасным чувством различать хорошие эскизы от плохих, и заинтересованностью к качеству своей работы[1]. Некоторые называли его «первоклассным постановщиком», а некоторые — «особым»[1]. Его фильмография содержит в себе около 265 фильмов, многие из которых признаны классикой мирового кино.

За жизненные достоинства в 2004 году Ричард Дэй был посмертно включён в Зал Славы  (англ.) Гильдии художников-постановщиков США  (англ.).

Биография

Ричард Дэй родился 9 мая 1896 года в городе Виктория, Канада. Кинокарьера молодого художника началась, когда режиссёр Эрих фон Штрогейм обнаружил в нём определённый талант[2]. Он и пригласил Дэя создать декорации для своего фильма «Карусель», однако имя художника по какой-то причине в титрах так и не появилось.

В эпоху немого кино в свет вышло множество лент, к которым Дэй приложил руку: «Беверли из Гростарка  (англ.)» (1926), «Свадебный марш», «Вупи!  (англ.)». За создание последнего постановщик получил первую в жизни номинацию на «Оскар», но на церемонии вручения проиграл Максу Ри  (англ.).

С 1927 по 1930 года Дэй работал в компании MGM совместно с художником-постановщиком Седриком Гиббонсом[3]. В 1930 году он устроился в кинокомпанию Samuel Goldwyn Productions  (англ.), руководил которой именитый продюсер Сэм Голдвин[3]. Проработав там 9 лет, Дэй окончательно сменил место работы, отправившись к Дэррилу Зануку в 20th Century Fox[1]. На тот момент у Дэя уже была одна статуэтка «Оскара» за картину «Тёмный ангел  (англ.)».

Ключевым эпизодом в биографии Ричарда Дэя является сотрудничество с режиссёром Элиа Казаном. Казан, наблюдая за успехами Дэя в кино, позвал его на съёмочную площадку драмы «Трамвай „Желание“», для которой тот впоследствии создал декорации и получил пятого «Оскара». Их следующая встреча состоялась в 1954 году, когда Казан приступил к съёмкам новой ленты «В порту»[4]. Благодаря вмешательству Дэя в производство фильма, обстановка фильма стала соответствовать обстановке в настоящем порту[4]. Тяжелая и выверенная работа принесла Дэю седьмой и последний в жизни «Оскар».

Последней работой Ричарда Дэя в кино стала военная драма «Тора! Тора! Тора!», принёсшая художнику финальную номинацию на премию Академии. Дэй скончался 23 мая 1972 года в Голливуде, штат Калифорния.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Sylbert, 2006, p. 5.
  2. DAY, Richard (англ.). Filmreference. Дата обращения: 12 июня 2012. Архивировано 10 июля 2012 года.
  3. 3,0 3,1 Sylbert, 2006, p. 4.
  4. 4,0 4,1 Rollins, 1983, p. 176.

Литература

  • Ричард Сильберт, Сильвия Таунсенд. Designing Movies: Portrait of a Hollywood Artist. — Public Library, 2006.
  • Питер Роллинс. Hollywood As Historian: American Film in a Cultural Context. — The University Press of Kentucky, 1983.

Ссылки