Дуэн, Софи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Софи Дуэн
фр. Sophie Doin
Дата рождения 1 мая 1800(1800-05-01)
Место рождения Париж, Франция
Дата смерти 14 декабря 1846(1846-12-14) (46 лет)
Место смерти Париж, Франция
Род деятельности прозаик
Язык произведений французский

Софи Дуэн (фр. Sophie Doin), урождённая Мами (фр. Mamy, 1 мая 1800 — 14 декабря 1846) — французская писательница, эссеистка, чьи произведения способствовали возрождению аболиционизма во Франции в 1820-х годах[1]. Она обратила внимание на злоупотребления во французских колониях, в первую очередь на Гваделупе и Мартинике, где рабство продолжалось десятилетиями после провозглашения независимости Гаити в 1804 году. В своих различных произведениях против рабства, особенно в романе La Famille noire, ou la Traite de l’esclavage (Чёрная семья, или работорговля), она привлекала внимание французской общественности к несправедливостям, совершаемым рабовладельческой системой[2]. Она призвала к более гуманному обращению с чернокожими, к отмене работорговли, а также к религиозному и практическому образованию, которое подготовило бы рабов к возможной эмансипации[3].

Биография

Дуэн была единственным ребенком в богатой парижской семье, правнучка скульптора Николя Жилле[4]. В 1820 году она вышла замуж за врача Гийома-Телля Дуэна, у которого было слабое здоровье и финансовая безответственность. В последние годы их брака возникли конфликты, о которых Дуэн рассказывает в своих автобиографических произведениях[5]. Однако до этого времени Софи и Гийом-Телль работали вместе, чтобы продвигать широкий спектр благотворительных и социальных целей, включая независимость Греции. Они были протестантами, как и другие писатели, выступающие против рабства, в том числе Огюст де Сталь и его мать Жермена де Сталь[6].

В 1820-х годах, когда во Франции развернулось движение против рабства, Софи и Гийом-Телль были связаны с Société de la morale chrétienne (Обществом христианской морали), которое предоставляло информацию о борьбе с рабством, в основном из источников в Великобритании, где аболиционизм был гораздо более развит, чем во Франции. Члены Société были либералами, которые обычно поддерживали конституционную монархию[7].

Литературное творчество

La Famille noire, ou la Traite de l’esclavage — самая значительная аболиционистская работа Дуэн[8]. Написанная в полемическом стиле, La Famille noire опирается на британские источники, чтобы привести доводы в пользу прекращения работорговли и улучшения участи чернокожих, живущих в рабстве. Она обращает внимание на их крепкие семейные узы и способность к образованию. Она выступает за отмену работорговли, хотя и не поддерживает идею полной эмансипации, которую не отстаивали во Франции до 1840-х годов[9]. В своих рассказах «Blanche et noir» и «Noire et blanc» она пропагандирует межрасовые браки[10]. Она празднует независимость, обретённую гаитянами в 1804 году, и считает Гаити маяком надежды для чернокожих во всём мире. В рассказе «Негрие», как и в других своих произведениях, Дуэн выражает свое мнение о том, что сочувствие и моральное превосходство женщин отводят им особую роль в борьбе против рабства[7].

Память

Софи Дуэн остаётся второстепенной фигурой в истории французской литературы XIX века. Её работы затмевают более известные французские произведения о рабах, в частности «Урика» Клер де Дюра и «Жаргал» Виктора Гюго. Литературные достоинства этих произведений, несомненно, оправдывают то большее литературное внимание, которое они получили. Однако аргументы Дуэн против злоупотреблений рабством гораздо более прямые и обстоятельные, чем их аргументы. Таким образом, её труды заслуживают серьёзного изучения как вклад в историческую летопись французской аболиционистской мысли[7].

Избранные труды

  • 1825: La Famille noire, ou la Traite de l’esclavage
  • 1826: Cornélie, nouvelle grecque, suivie de six nouvelles
  • 1831: Cinq Chansons
  • 1831: Poésies
  • 1832-1833: Théâtre
  • 1835: Quelques Pensées d’une femme sincèrement dévouée à la royauté de juillet
  • 1836-1838: Le Christianisme, journal populaire
  • 1842: Avis au public
  • 1842: Simple Mémoire
  • 1843: Un Cri de mère
  • 1845: Ma Semaine

Примечания

  1. Doris Y. Kadish, Fathers, Daughters, and Slaves in the Francophone World. Liverpool: Liverpool University Press, 2012.
  2. Introduction, La Famille noire suivie de trois nouvelles blanches et noires. Doris Y. Kadish, ed. Paris: L’Harmattan, 2002.
  3. Kadish, "Haiti and Abolitionism in 1825: The Example of Sophie Doin." Yale French Studies, 107 (2004): 108-30.
  4. Sophie Doin, Simple Mémoire, 1842
  5. Doin, Avis au public, Simple Mémoire, and Un Cri de mère.
  6. Introduction, Kadish, La Famille noire suivie de trois nouvelles blanches et noires. Paris: L’Harmattan, 2002.
  7. 7,0 7,1 7,2 Kadish, Fathers, Daughters, and Slaves in the Francophone World. Liverpool: Liverpool University Press, 2012. Chapter 5.
  8. Cora Monroe, "The Black Subject of La Famille noire," Esprit créateur, 47, 4 (2007): 105-17.
  9. Kadish,"Haiti and Abolitionism in 1825: The Example of Sophie Doin." Yale French Studies, 107 (2004): 108-30.
  10. Roger Little, "From Taboo to Totem: Black Man, White Woman in Caroline Auguste Fischer and Sophie Doin"," Modern Language Review, 93, 4 (1998): 948-60.

Ссылки