Душкин, Леонид Степанович
Леонид Степанович Душкин | |
---|---|
Дата рождения | 15 августа 1910 |
Место рождения | п. Спирово, Вышневолоцкий уезд, Тверская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 4 апреля 1990 (79 лет) |
Место смерти | Москва, РСФСР, СССР |
Научная сфера | ракетостроение, космонавтика |
Учёная степень | кандидат технических наук |
Награды и премии |
Леонид Степанович Душкин (15 августа 1910, посёлок Спирово, Тверская губерния, Российская империя — 4 апреля 1990, Москва, СССР) — советский учёный и изобретатель, конструктор жидкостных реактивных двигателей и бортовых энергетических установок летательных аппаратов, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР[1], профессор кафедры теории двигателей Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе.
Биография
Ранние годы
Родился 15 августа 1910 года в посёлке Спирово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне — Спировский район Тверской области). В 1931 году Леонид окончил Тверской педагогический институт. После окончания краткосрочной аспирантуры НИИ математики и механики при МГУ, в октябре 1932 года Леонид Душкин был приглашён Фридрихом Цандером в Группу изучения реактивного движения (ГИРД), где Леонид работал научным сотрудником и помощником Цандера по расчетно-теоретическим вопросам.
Создатель первого ракетного двигателя
В ГИРД Душкин входил в бригаду под руководством Ф.А. Цандера, а после его смерти в марте 1933 года - Л.К. Корнеева, вместе с А.И. Полярным и Э.П. Шептицким.
В своей опубликованной работе «Основные положения общей теории реактивного движения» исследовал вопросы принципиальной осуществимости космического полёта в будущем. Первой практической работой Леонида было участие в испытаниях ОР-1, реактивного двигателя на сжатом воздухе с бензином, сконструированного Цандером для его ракеты ГИРД-X. После смерти Цандера создал новый спирто-кислородный двигатель[2], с которым 25 ноября 1933 года был осуществлён первый успешный пуск первой отечественной ракеты ГИРД-Х с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).
В Реактивном институте
Пуск ракеты был произведён уже после того, как ГИРД влилась в состав Реактивного института. Его начальник И.Т. Клеймёнов представлял военно-техническую Газодинамическую лабораторию и работы по ЖРД-ракетам считал бесперспективными. Направления ГИРД начали сворачивать, отдав предпочтение пороховым реактивным снарядам и ЖРД на азотной кислоте и керосине. С.П. Королёв был уволен с должности заместителя директора, защиту интересов ГИРДа взял на себя энергичный инженер А.Г. Костиков, возглавивший отдел ЖРД[3].
Он продолжил свою линию на исследовательский подход к разработке ЖРД в противовес методу прямого конструирования, приверженцем которого в тот период был, в частности, В.П. Глушко. Костиков и его соратники создали в институте две экспериментальные установки, позволившие значительно продвинуться вперед в понимании сути происходящих в двигателе процессов[4].
По кислородным ЖРД в институте были получены существенные результаты. В частности, следует отметить окончание доводки в 1934 г. модифицированного двигателя Ф. А. Цандера 02 с тягой до 100 кг, который применялся на крылатой ракете 216. В 1934 г. под руководством Л. С. Душкина была начата разработка серии двигателей 12к с тягой 300 кг. Двигатели этого типа были установлены на ракете «Авиавнито», созданной отстранёнными от работ по кислородным ЖРД сотрудниками в инициативном порядке[3]. В 1936-37 гг. разрабатывался двигатель 205 с тягой 100 кг. В последующие годы, перед войной и во время войны, кислородные двигатели в РНИИ и затем НИИ-3 развития не получили. Однако кислородные ЖРД нашли широкое применение уже после войны: убедившись на примере трофейной ФАУ-2 в этом техническом решении, именно на них конструкторы СССР достигли успехов мирового значения[5].
В дальнейшем полученные результаты дали возможность Душкину (ставшему в январе 1938 г преемником Костикова в должности начальника отдела ЖРД) быстро разработать двигатель РДА-1-150, на котором в феврале 1940 г поднялся в воздух первый в СССР пилотируемый летательный аппарат с реактивным двигателем РП-318 конструкции Королёва[4].
Создание реактивных двигателей
1941 году Душкин приступил к созданию первых в стране основных самолетных ракетных двигателей Д-1-А-1100 для перехватчика БИ конструкторов Болховитинова, Березняка и Исаева, и РД-2М3В для истребителя И-207 Микояна. Испытания ракетного самолета БИ проводились после эвакуации института в Свердловск. Опытные ЖРД были изготовлены на заводе в Нижнем Тагиле[6].
15 мая 1942 года лётчик Григорий Бахчиванджи совершил первый полет на реактивной машине БИ-1. Испытательные полеты продолжались до 1943 года и были остановлены после гибели лётчика-испытателя. Государственная комиссия отстранила Душкина от работ по двигателю, разработка которого была продолжена коллективом Алексея Исаева. Гораздо позже выяснилось, что двигатель Душкина не имел никакого отношения к катастрофе самолета БИ[6].
В период с 1944 по 1945 годы в конструкторском бюро Душкина был создан первый в стране ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива РД-2М.
Главный конструктор
С 1945 года Леонид Степанович стал штатным преподавателем кафедры теории двигателей (204-я) Московского Авиационного института[7].
В 1947–1969 он — главный конструктор ОКБ-1[7].
С 1960 года в бюро создавались бортовые энергетические установки для летательных аппаратов[8].
В 1989 году, когда началась очернительская кампания против А. Г. Костикова как изобретателя «Катюши», вступился за товарища и коллегу в интервью журналу «Крылья Родины». Он напомнил, что Костиков вовсе не присваивал себе создание реактивного снаряда: авторское свидетельство он получил за конструкторское решение, обеспечившее залповую стрельбу такими снарядами[3].
Л.С. Душкин скончался 4 апреля 1990 года[7].
Кандидат технических наук, профессор, лауреат Госпремии СССР.
Вклад в ракетную технику
В период с 1932 по 1960 годы под руководством Л. Душкина были созданы более двадцати оригинальных конструкций ЖРД и комбинированных реактивных двигателей. В том числе созданный в 1933 году ОР-10, установленный на первой советской ЖРД-ракете ГИРД-Х, двигатель РДА-1-150, установленный на ракетопланере Сергея Королёва РП-318-1 в 1940 году и на первом ракетном самолёте БИ-ЖРД в 1942 году[9][10].
Системность против кустарщины
Л.С. Душкин принадлежал к группе конструкторов и учёных Реактивного института во главе с А.Г. Костиковым как председателем общественного бюро инженерно-технических работников института, вступивших в полемику с институтским руководством, не соглашаясь с ним в оценке значимости некоторых направлений работ[4]. Они выступали за системность и последовательность исследований нового направления науки и техники, в противоположность подходу руководства, выбравшего метод "прямого конструирования", то есть изготовления опытных образцов, не подкреплённого развитием экспериментальной и инструментальной базы. Клеймёнов, Лангемак, Глушко, Королёв как члены Инженерно-технического совета института вдобавок конфликтовали между собой, затрачивая массу энергии на устранение противников, что в условиях ежовщины 1937 года привело к арестам и даже физической гибели Клеймёнова и Лангемака, первый из которых был инициатором конфликта в институте сразу после своего назначения на должность в 1934 году[11].
Душкин и Костиков (и не только они) ратовали за лабораторный, исследовательский подход, требовавший и требующий приоритетного развития приборостроения, создания испытательных стендов — ведь эффективность эксперимента зависит от точности измерения его параметров специальными приборами. «Но о какой результативности исследований можно говорить, если еще и в 1942-м температуру камеры сгорания двигателя ракетного истребителя БИ-1 определяли... рукой, на ощупь?!» - спрашивал в своей статье в журнале «Техника-молодёжи» инженер Сергей Александров[11].
Ракетный двигатель — вершина машиностроения, создать его можно только опираясь на высочайшую культуру производства и конструирования. Поэтому главное значение трофейных ФАУ-2 оказалось в получении не двух десятков ракет А-4, собранных из найденных комплектов деталей, целой отрасли — культуры производства, замечательных приборов, высокоточных станков, которые советской промышленности ещё лишь предстояло создать. В 1945-47 годах это опиралось на собственный научный задел и воспитанные в реактивной отрасли кадры, которые к тому же начали готовить в советских высших учебных заведениях. Ведь космос — это дело сотен тысяч людей, а не гениев-одиночек, имена которых стали известны всему миру. Гениальность этих лидеров состояла в умении осознать ошибки: ведь «С.П. Королев в своей известной книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934) заклинал отказаться от «бессмысленной затеи» вертикального подъема тяжелых ракет, упирая на ракетопланы, а В.П. Глушко, до того момента, пока не увидел обломки ракетного двигателя немецкой А-4, отрицал возможность создания ЖРД большой тяги»[11].
С. Александров отмечает, что сами немцы очень многое недоделали, и не потому, что не успели. «Теоретиками русский народ не обижен, и многое из начатого в Пенемюнде закономерно продолжалось и творчески развивалось в Подлипках. И вот именно здесь мы вправе говорить о гениальности С.П. Королева. Дебаты вокруг методов создания новой техники он, конечно, отлично помнил. И, несмотря на личную неприязнь к Костикову, не мог не понимать, что, по большому счету, стратегически тот прав»[11].
Преподавательская деятельность
С 1945 года Леонид Степанович сочетал конструкторскую деятельность с преподаванием в Московском авиационном институте. С 1955 года занимал должность профессора кафедры теории двигателей[7].
Награды
Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.
Примечания
- ↑ Душкин Л. С. (недоступная ссылка). Российский государственный архив научно-технической документации. Дата обращения: 9 июня 2014. Архивировано 10 мая 2016 года.
- ↑ Гришин С. Развитие ракетно-космической техники в СССР в период 1917—1945 годы / Кеннет Гэтланд и др.. — Космическая техника. — М.: Мир, 1986. — 285 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Геннадий Максимович. Так кто же есть кто? Интервью Л.С. Душкина . Новости космонавтики. Крылья Родины (1 июля 1989).
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Юрий Демянко. НА КРУТЫХ ВИРАЖАХ ИСТОРИИ . «Техника-молодежи» №8, с.20-23 (1999).
- ↑ Е. С. Щетинков. ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ РНИИ В ПЕРИОД 1933-1942 гг. . Эпизоды космонавтики. Хлынин, Сергей Павлович (1979).
- ↑ 6,0 6,1 М. Д. Евтифьев. ОГНЕННЫЕ КРЫЛЬЯ. История создания реактивной авиации СССР (1930-1946). — Москва: Вече, 2005. — С. 59-78. — 384 с. — ISBN 5-9533-0288-6.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Душкин Леонид Степанович . История МАИ. Учёные. Московский Авиационный институт (2020).
- ↑ Е-50 . Уголок неба. Дата обращения: 9 июня 2014. Архивировано 2 июня 2014 года.
- ↑ Демянко Ю. Г. 80 лет со дня рождения Л. С. Душкина // Из истории авиации и космонавтики. — 1993. — № 64.
- ↑ Голованов Я. Королев. Факты и мифы . — М.: Наука, 1994. — 800 с.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Сергей АЛЕКСАНДРОВ, инженер. Критерии оценки // Техника - молодёжи : Научно-популярный журнал. — 2000. — № 7.
Литература
- Евтифьев М. Огненные крылья: история создания реактивной авиации СССР, 1930—1946. — М.: Вече, 2005. — 381 с. — (Военный парад истории). — ISBN 5953302886.
- Максимович Г. Так кто же есть кто! Интервью Л.С. Душкина№ 7. — С. 28—31. // Крылья родины. — 1989. —
- Первов М. Зенитное ракетное оружие противовоздушной обороны страны . — АвиаРус-XXI, 2001. — 312 с. — ISBN 5901453018.
Ссылки
- Румянцев Е. Леонид Степанович Душкин . Космический мемориал. Дата обращения: 9 июня 2014.
- Буденный С. М. и «Катюша» . О чём не писали в газетах. Дата обращения: 9 июня 2014.
- Родившиеся 15 августа
- Родившиеся в 1910 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Вышневолоцком уезде
- Умершие 4 апреля
- Умершие в 1990 году
- Умершие в Москве
- Кандидаты технических наук
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Учёные по алфавиту
- Выпускники Тверского государственного университета
- Сотрудники ГИРД
- Основоположники советской космонавтики
- Конструкторы ракетно-космических систем
- Центр Келдыша
- Изобретатели по алфавиту
- Изобретатели СССР
- Машиностроители СССР
- Преподаватели Московского авиационного института
- Похороненные на Троекуровском кладбище