Душкин, Леонид Степанович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Леонид Степанович Душкин
Л. С. Душкин.jpg
Дата рождения 15 августа 1910(1910-08-15)
Место рождения п. Спирово, Вышневолоцкий уезд, Тверская губерния, Российская империя
Дата смерти 4 апреля 1990(1990-04-04) (79 лет)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Научная сфера ракетостроение, космонавтика
Учёная степень кандидат технических наук
Награды и премии Государственная премия СССР Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды

Леонид Степанович Душкин (15 августа 1910, посёлок Спирово, Тверская губерния, Российская империя4 апреля 1990, Москва, СССР) — советский учёный и изобретатель, конструктор жидкостных реактивных двигателей и бортовых энергетических установок летательных аппаратов, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР[1], профессор кафедры теории двигателей Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе.

Биография

Ранние годы

Родился 15 августа 1910 года в посёлке Спирово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне — Спировский район Тверской области). В 1931 году Леонид окончил Тверской педагогический институт. После окончания краткосрочной аспирантуры НИИ математики и механики при МГУ, в октябре 1932 года Леонид Душкин был приглашён Фридрихом Цандером в Группу изучения реактивного движения (ГИРД), где Леонид работал научным сотрудником и помощником Цандера по расчетно-теоретическим вопросам.

Создатель первого ракетного двигателя

Леонид Душкин — сотрудник Реактивного института.

В ГИРД Душкин входил в бригаду под руководством Ф.А. Цандера, а после его смерти в марте 1933 года - Л.К. Корнеева, вместе с А.И. Полярным и Э.П. Шептицким.

В своей опубликованной работе «Основные положения общей теории реактивного движения» исследовал вопросы принципиальной осуществимости космического полёта в будущем. Первой практической работой Леонида было участие в испытаниях ОР-1, реактивного двигателя на сжатом воздухе с бензином, сконструированного Цандером для его ракеты ГИРД-X. После смерти Цандера создал новый спирто-кислородный двигатель[2], с которым 25 ноября 1933 года был осуществлён первый успешный пуск первой отечественной ракеты ГИРД-Х с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Ракеты АвиаВНИТО (слева) и «604» (в центре)

В Реактивном институте

Пуск ракеты был произведён уже после того, как ГИРД влилась в состав Реактивного института. Его начальник И.Т. Клеймёнов представлял военно-техническую Газодинамическую лабораторию и работы по ЖРД-ракетам считал бесперспективными. Направления ГИРД начали сворачивать, отдав предпочтение пороховым реактивным снарядам и ЖРД на азотной кислоте и керосине. С.П. Королёв был уволен с должности заместителя директора, защиту интересов ГИРДа взял на себя энергичный инженер А.Г. Костиков, возглавивший отдел ЖРД[3].

Он продолжил свою линию на исследовательский подход к разработке ЖРД в противовес методу прямого конструирования, приверженцем которого в тот период был, в частности, В.П. Глушко. Костиков и его соратники создали в институте две экспериментальные установки, позволившие значительно продвинуться вперед в понимании сути происходящих в двигателе процессов[4].

По кислородным ЖРД в институте были получены существенные результаты. В частности, следует отметить окончание доводки в 1934 г. модифицированного двигателя Ф. А. Цандера 02 с тягой до 100 кг, который применялся на крылатой ракете 216. В 1934 г. под руководством Л. С. Душкина была начата разработка серии двигателей 12к с тягой 300 кг. Двигатели этого типа были установлены на ракете «Авиавнито», созданной отстранёнными от работ по кислородным ЖРД сотрудниками в инициативном порядке[3]. В 1936-37 гг. разрабатывался двигатель 205 с тягой 100 кг. В последующие годы, перед войной и во время войны, кислородные двигатели в РНИИ и затем НИИ-3 развития не получили. Однако кислородные ЖРД нашли широкое применение уже после войны: убедившись на примере трофейной ФАУ-2 в этом техническом решении, именно на них конструкторы СССР достигли успехов мирового значения[5].

Актив научного совета РНИИ в 1940-1941 годах. Слева направо: Л.Э. Шварц, М.К. Тихонравов, С.А. Пивоваров, В.А. Артемьев, В.А. Штоколов, Л.С. Душкин, В.Н. Галковский, В.С. Зуев, А.Г. Костиков, И.С. Рабинович, Ю.А. Победоносцев.

В дальнейшем полученные результаты дали возможность Душкину (ставшему в январе 1938 г преемником Костикова в должности начальника отдела ЖРД) быстро разработать двигатель РДА-1-150, на котором в феврале 1940 г поднялся в воздух первый в СССР пилотируемый летательный аппарат с реактивным двигателем РП-318 конструкции Королёва[4].

Создание реактивных двигателей

1941 году Душкин приступил к созданию первых в стране основных самолетных ракетных двигателей Д-1-А-1100 для перехватчика БИ конструкторов Болховитинова, Березняка и Исаева, и РД-2М3В для истребителя И-207 Микояна. Испытания ракетного самолета БИ проводились после эвакуации института в Свердловск. Опытные ЖРД были изготовлены на заводе в Нижнем Тагиле[6].

15 мая 1942 года лётчик Григорий Бахчиванджи совершил первый полет на реактивной машине БИ-1. Испытательные полеты продолжались до 1943 года и были остановлены после гибели лётчика-испытателя. Государственная комиссия отстранила Душкина от работ по двигателю, разработка которого была продолжена коллективом Алексея Исаева. Гораздо позже выяснилось, что двигатель Душкина не имел никакого отношения к катастрофе самолета БИ[6].

В период с 1944 по 1945 годы в конструкторском бюро Душкина был создан первый в стране ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива РД-2М.

Главный конструктор

С 1945 года Леонид Степанович стал штатным преподавателем кафедры теории двигателей (204-я) Московского Авиационного института[7].

В 1947–1969 он — главный конструктор ОКБ-1[7].

С 1960 года в бюро создавались бортовые энергетические установки для летательных аппаратов[8].

В 1989 году, когда началась очернительская кампания против А. Г. Костикова как изобретателя «Катюши», вступился за товарища и коллегу в интервью журналу «Крылья Родины». Он напомнил, что Костиков вовсе не присваивал себе создание реактивного снаряда: авторское свидетельство он получил за конструкторское решение, обеспечившее залповую стрельбу такими снарядами[3].

Л.С. Душкин скончался 4 апреля 1990 года[7].

Кандидат технических наук, профессор, лауреат Госпремии СССР.

Вклад в ракетную технику

В период с 1932 по 1960 годы под руководством Л. Душкина были созданы более двадцати оригинальных конструкций ЖРД и комбинированных реактивных двигателей. В том числе созданный в 1933 году ОР-10, установленный на первой советской ЖРД-ракете ГИРД-Х, двигатель РДА-1-150, установленный на ракетопланере Сергея Королёва РП-318-1 в 1940 году и на первом ракетном самолёте БИ-ЖРД в 1942 году[9][10].

Системность против кустарщины

Л.С. Душкин принадлежал к группе конструкторов и учёных Реактивного института во главе с А.Г. Костиковым как председателем общественного бюро инженерно-технических работников института, вступивших в полемику с институтским руководством, не соглашаясь с ним в оценке значимости некоторых направлений работ[4]. Они выступали за системность и последовательность исследований нового направления науки и техники, в противоположность подходу руководства, выбравшего метод "прямого конструирования", то есть изготовления опытных образцов, не подкреплённого развитием экспериментальной и инструментальной базы. Клеймёнов, Лангемак, Глушко, Королёв как члены Инженерно-технического совета института вдобавок конфликтовали между собой, затрачивая массу энергии на устранение противников, что в условиях ежовщины 1937 года привело к арестам и даже физической гибели Клеймёнова и Лангемака, первый из которых был инициатором конфликта в институте сразу после своего назначения на должность в 1934 году[11].

Душкин и Костиков (и не только они) ратовали за лабораторный, исследовательский подход, требовавший и требующий приоритетного развития приборостроения, создания испытательных стендов — ведь эффективность эксперимента зависит от точности измерения его параметров специальными приборами. «Но о какой результативности исследований можно говорить, если еще и в 1942-м температуру камеры сгорания двигателя ракетного истребителя БИ-1 определяли... рукой, на ощупь?!» - спрашивал в своей статье в журнале «Техника-молодёжи» инженер Сергей Александров[11].

Ракетный двигатель — вершина машиностроения, создать его можно только опираясь на высочайшую культуру производства и конструирования. Поэтому главное значение трофейных ФАУ-2 оказалось в получении не двух десятков ракет А-4, собранных из найденных комплектов деталей, целой отрасли — культуры производства, замечательных приборов, высокоточных станков, которые советской промышленности ещё лишь предстояло создать. В 1945-47 годах это опиралось на собственный научный задел и воспитанные в реактивной отрасли кадры, которые к тому же начали готовить в советских высших учебных заведениях. Ведь космос — это дело сотен тысяч людей, а не гениев-одиночек, имена которых стали известны всему миру. Гениальность этих лидеров состояла в умении осознать ошибки: ведь «С.П. Королев в своей известной книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934) заклинал отказаться от «бессмысленной затеи» вертикального подъема тяжелых ракет, упирая на ракетопланы, а В.П. Глушко, до того момента, пока не увидел обломки ракетного двигателя немецкой А-4, отрицал возможность создания ЖРД большой тяги»[11].

С. Александров отмечает, что сами немцы очень многое недоделали, и не потому, что не успели. «Теоретиками русский народ не обижен, и многое из начатого в Пенемюнде закономерно продолжалось и творчески развивалось в Подлипках. И вот именно здесь мы вправе говорить о гениальности С.П. Королева. Дебаты вокруг методов создания новой техники он, конечно, отлично помнил. И, несмотря на личную неприязнь к Костикову, не мог не понимать, что, по большому счету, стратегически тот прав»[11].

Преподавательская деятельность

С 1945 года Леонид Степанович сочетал конструкторскую деятельность с преподаванием в Московском авиационном институте. С 1955 года занимал должность профессора кафедры теории двигателей[7].

Награды

Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.

Примечания

  1. Душкин Л. С. (недоступная ссылка). Российский государственный архив научно-технической документации. Дата обращения: 9 июня 2014. Архивировано 10 мая 2016 года.
  2. Гришин С. Развитие ракетно-космической техники в СССР в период 1917—1945 годы / Кеннет Гэтланд и др.. — Космическая техника. — М.: Мир, 1986. — 285 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Геннадий Максимович. Так кто же есть кто? Интервью Л.С. Душкина. Новости космонавтики. Крылья Родины (1 июля 1989).
  4. 4,0 4,1 4,2 Юрий Демянко. НА КРУТЫХ ВИРАЖАХ ИСТОРИИ. «Техника-молодежи» №8, с.20-23 (1999).
  5. Е. С. Щетинков. ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ РНИИ В ПЕРИОД 1933-1942 гг.. Эпизоды космонавтики. Хлынин, Сергей Павлович (1979).
  6. 6,0 6,1 М. Д. Евтифьев. ОГНЕННЫЕ КРЫЛЬЯ. История создания реактивной авиации СССР (1930-1946). — Москва: Вече, 2005. — С. 59-78. — 384 с. — ISBN 5-9533-0288-6.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Душкин Леонид Степанович. История МАИ. Учёные. Московский Авиационный институт (2020).
  8. Е-50. Уголок неба. Дата обращения: 9 июня 2014. Архивировано 2 июня 2014 года.
  9. Демянко Ю. Г. 80 лет со дня рождения Л. С. Душкина // Из истории авиации и космонавтики. — 1993. — № 64.
  10. Голованов Я. Королев. Факты и мифы. — М.: Наука, 1994. — 800 с.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Сергей АЛЕКСАНДРОВ, инженер. Критерии оценки // Техника - молодёжи : Научно-популярный журнал. — 2000. — № 7.

Литература

  • Евтифьев М. Огненные крылья: история создания реактивной авиации СССР, 1930—1946. — М.: Вече, 2005. — 381 с. — (Военный парад истории). — ISBN 5953302886.
  • Максимович Г. Так кто же есть кто! Интервью Л.С. Душкина // Крылья родины. — 1989. — № 7. — С. 28—31.
  • Первов М. Зенитное ракетное оружие противовоздушной обороны страны. — АвиаРус-XXI, 2001. — 312 с. — ISBN 5901453018.

Ссылки