Дубровский (фильм, 1936)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дубровский
Постер фильма
В главных
ролях
Борис Ливанов, Николай Монахов, Михаил Тарханов, Владимир Гардин
Композитор Андрей Пащенко
Длительность 75 мин.

«Дубровский» — советская кинодрама режиссёра Александра Ивановского по мотивам одноимённого произведения А. С. Пушкина. Большая часть съёмок фильма прошла в РСФСР, но часть сцен была снята в деревне Станьково (Дзержинский район, Белоруссия)[1]. Фильм был восстановлен на киностудии Мосфильм в 1976 году[2].

Сюжет

Богатый и своенравный русский барин Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, бедным и независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким и своенравным характером, часто подвергая своих гостей опасным шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.

Из-за дерзости одного из дворовых людей Троекурова происходит ссора между Троекуровым и Дубровским, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Владимир Дубровский поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова и под его видом становится гувернёром в семье Троекурова. Между Дубровским и дочерью Троекурова Машей возникает взаимная привязанность-любовь.

Троекуров отдаёт семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против её воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти её, однако, слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооружённые люди Дубровского окружают карету князя. Верейский ранит Дубровского. Владимир говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Финал фильма заметно отличается от первоисточника: раненый Дубровский погибает в бою с правительственными войсками, после чего уцелевшие разбойники захватывают Покровское и расправляются с Троекуровым.

В ролях

Владимир Гардин в роли князя Верейского
Актёр Роль
Борис Ливанов Владимир Дубровский Владимир Дубровский
Николай Монахов Кирила Петрович Троекуров Кирила Петрович Троекуров
Михаил Тарханов Спицин Спицин
Владимир Гардин князь Верейский князь Верейский
Иосиф Самарин-Эльский отец Дубровского, Андрей Гаврилович Дубровский отец Дубровского, Андрей Гаврилович Дубровский в титрах В. Самарин-Эльский
Галина Григорьева Маша Маша
Павел Волков Архип, старый крестьянин Архип, старый крестьянин
Константин Сорокин Парамошка Парамошка Нет в титрах
Валентин Киселёв Шабашкин Шабашкин Нет в титрах
Василий Чудаков Алёшка Алёшка Нет в титрах
Р. Камасс Егоровна Егоровна Нет в титрах
Людмила Волынская баба[3] баба[3] Нет в титрах
Фёдор Григорьев[4] Нет в титрах
Степан Каюков полковник полковник Нет в титрах
Владимир Таскин француз[5] француз[5] Нет в титрах
Александр Пантелеев

Съёмочная группа

Издание на видео

В начале 1990-х годов фильм выпущен кинообъединением «Крупный план» на видеокассетах. Также фильм выпущен на видеокассетах компанией «Восток В» и «Формат А».

24 ноября 2005 года фильм выпущен студией «Союз Видео» на DVD. Также фильм выпущен на DVD компаниями «Мастер Тэйп» и «Восток В».

Критика

Первоначально фильм критиковали за идеологический конец[6]. Однако руководитель советской кинематографии Борис Шумяцкий защитил фильм в газете «Правда» (5 марта 1936 г.). Он написал, что «режиссёр А.В. Ивановский создал значимый политически и эстетически фильм», развив «ту линию повести, которая только намечена у Пушкина — линию крестьянского движения»[7].

Кинокритик Ромил Соболев отмечал: «… трагичный в своей основе „Дворец и крепость“ наполнен вместе с тем удивительной нежностью и любовью к людям. Ещё в большей мере это относится к драматическому „Дубровскому“»[8].

Валерий Бондаренко писал, что «согласно тогда „текущему политическому моменту“, Ивановский делал фильм о „революционной борьбе народа“, почему многое в сюжете и образах он спрямил и даже потеснил Дубровского (актёр Борис Ливанов) доморощенным мини-Пугачёвым — кузнецом Архипом (П. Волков)». По его мнению, «в сухом остатке» остаётся «замечательная операторская работа (оператор А. Сигаев) и игра ведущих актёров»[9].

Примечания

  1. Мытько О. «Не бойся, Маша, я — Дубровский!» // 7 дней. — 2008. — 14 августа (№ 33). — С. 10.
  2. «Дубровский» (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 6 марта 2016 года.
  3. Волынская Людмила Алексеевна. Всегда со мною (2015). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 5 февраля 2020 года.
  4. Дубровский, 1936 год. Советские фильмы смотреть онлайн. Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 28 сентября 2020 года.
  5. Таскин Владимир Алексеевич. Киносозвездие - авторский проект Сергея Николаева (12 декабря 2008). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.
  6. Вакс, 1936, с. 2.
  7. Шумяцкий, 1936, с. 4.
  8. Соболев, 1967, с. 10.
  9. Бондаренко, 2009, с. 100.

Литература

  • Вакс Б. Вульгарный социологизм // Кино. — 1936. — 28 февраля. — С. 2.
  • Шумяцкий Б. Фильм «Дубровский» и его критики // Правда. — 1936. — 5 марта. — С. 4.
  • Соболев Р. Свидетельство современника // Воспоминания кинорежиссёра. — М.: Искусство, 1967. — С. 4—12.
  • Бондаренко В. Дубровский. Реж. А. Ивановский. 1935 г. // Герои большой литературы на большом и малом экране: Субъективные впечатления зрителя, который хочет быть объективным. — М.: Рос. гос. юнош. б-ка, 2009. — С. 100—101. — 202 с.

Ссылки