Дракон (греческий законодатель)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дракон

Дра́кон, или Дра́конт (греч. Δράκων [ˈdra.kɔːn]) — афинянин, один из древнейших законодателей Греции.

Составил для Афинской республики в 621 году до н. э. первые писанные законы, далеко не всецело отменённые Солоном. Свод законов, введённый им, был так суров, что возникло крылатое выражение «драконовские меры», относящееся к чрезвычайно строгим наказаниям.

Законодательство

Законы об убийстве, отмеченные именем Драконта, сохраняли силу с некоторыми, вероятно, изменениями долгое время и после Солона, а после олигархического переворота в 411 году до н. э. драконовские положения уголовного права были снова начертаны на каменных скрижалях и выставлены на городской площади ко всеобщему руководству; они были в силе ещё в IV веке до н. э., как видно из многократных на них ссылок Демосфена. По-видимому, Драконт внёс в афинское право различие между убийством умышленным и ненамеренным; определил условия, при которых ненамеренное убийство признавалось не наказуемым и допускало примирение родственников убитого с убийцей. Законодательство Драконта было направлено к охране имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал сам Драконт. Кража полевых плодов наказывалась смертью, как святотатство, кощунство или предумышленное убийство. Вообще смертная казнь занимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта, благодаря чему суровость их вошла в поговорку ещё в древности.

Политическая деятельность

В сочинении Аристотеля «Афинская полития» Драконт предстаёт политическим реформатором, признавшим политическую полноправность за всеми афинянами, способными служить на собственном иждивении в тяжело вооружённых войсках. В политию Драконта входили народное собрание из 401 человека, ареопаг, архонты, стратеги, пританы и прочие должностные лица, назначаемые жребием; граждане делились на классы по имуществу и по праву избираемости на должности. Относящаяся к этому предмету глава «Политии» сохранилась в рукописи с пробелами; при этом её автор не располагал документальными сведениями о столь далёкой древности. Кроме того, никакой другой писатель не упоминает о драконовской конституции — показания «Политии» находятся, по-видимому, в противоречии с замечанием самого Аристотеля в другом его сочинении («Политике»), что законы Драконта превзошли существующее государственное устройство.

Драконтовская республика

Вероятнее всего, политический строй Афин, соединяемый с именем Дракона, — не более как сохранённая им форма правления, раньше выработанная жизнью. Наделяя всё афинское гражданство без различия состояния и происхождения политическими верховенством, Солон только увенчал здание, многие части которого изготовлены были уже задолго до него. Ко времени Драконта наступил переход натурального хозяйства к денежному, образовался класс граждан не знатных, но зажиточных, отвоевавших себе у родовой знати активное участие в управлении. Драконтовская республика была последней, плохо удавшейся попыткой удержать в стороне от власти и в экономической зависимости от меньшинства многолюднейший и беднейший класс малоземельных и безземельных афинян. Должностным лицом Драконт не был, как, например, Солон — архонтом; записаны были только законы Драконта, а не основания того политического устройства, которое приурочивалось к его имени.

Интересные факты

  • По замечанию Б. Н. Тимофеева-Еропкина, устоявшаяся фраза «драконовские законы» неправильна с точки зрения норм русского словообразования — правильным является «драконовы законы»[1].
  • В Древней Греции было распространено выражение принадлежащее Демаду[2]:

Кровью, а не чернилами были законы Драконта написаны.

  • Фольклорная легенда утверждает, что Драконт погиб в эгинском театре, когда его, как уважаемого человека забросали головными уборами и накидками, отчего он задохнулся под их тяжестью[3].

Примечания

  1. Б. Н. Тимофеев-Еропкин. Правильно ли мы говорим? Л.: Лениздат, 1963. С. 66
  2. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Солон 17
  3. Словарь Суды — греческий текст и английский перевод Архивная копия от 3 ноября 2015 на Wayback Machine

Литература