Дороманский стиль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Дороманское искусство и архитектура — период в европейском искусстве, промежуточный между поздней античностью и романским искусством. Его временные рамки определяются от королевства Меровингов (конец V века) и до начала романского периода в XI веке. Термин «дороманский» преимущественно используется для архитектуры и монументальной скульптуры.

Особенности стиля

Основной темой в течение этого периода был процесс смещения и поглощения классических средиземноморских и христианских форм германскими, создание на их основе интересных новых форм, что в результате привело к началу периода романского искусства в XI веке. В частности, в строительстве церквей появилось много новых форм, которые в период романского стиля и готики стали стандартами, например клуатр, «ложное» и «настоящее» средокрестие, два вида крестопоклонной, вестверк, церковные башни.

На линии развития средневекового искусства дороманскому искусству предшествовало искусство периода миграций «варварских» народов: гиберно-саксонское Британских островов и преимущественно меровингское искусство континентальной Европы.

Региональные особенности

Вестготская и Остготская архитектура

См. также вестготская архитектура

Архитектура эпохи Меровингов

Баптистерий Венаска. Характерное использование античных колонн разных ордеров

Лангобардская архитектура

Архитектура эпохи каролингов

Оттонская архитектура

Церковь Санто-Адриано-де-Туньон

Аустурийская архитектура

Церковь Сан Сальвадор де Вальдедиос в Вильявисьосе
  • Церковь Сан Сальвадор де Вальдедиос в Вильявисьосе
  • Церковь Санта-Мария-дель-Наранко близ Овьедо
  • Церковь Сан-Мигель-де-Линьо близ Овьедо
  • Церковь св. Иоанна Апостола и Евангелиста в Правие
  • Церковь Санто-Адриано-де-Туньон в Санто-Адриано

Дороманский стиль в Хорватии

В VII в. хорваты, другие славянские и аварские племена пришли в Далмацию. Первые хорватские церкви строились в качестве королевских часовень и испытывали на себе сильное влияние позднеантичной архитектуры. Постепенно это влияние стало ослабевать, что привело к упрощению, изменению форм, а позднее и введению новых элементов. Здания строились из грубо обработанного камня и в плане были продольными с одним или тремя нефами, как например Церковь Святого Креста в Нине и Церковь Вознесения Господня в Цетине. Самым большим и сложным по исполнению зданием дороманского периода в Хорватии является Церковь Святого Доната в Задаре, построенная в конце VIII - начале IX вв. на фундаменте римского строения[1].

Наиболее известные архитектурные памятники

Ссылки

  • Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство
  • Викисклад

Примечания

  1. Culturenet.hr - Umjetnost starohrvatskog razdoblja. www.culturenet.hr. Дата обращения: 16 июля 2018. Архивировано 13 июля 2018 года.