Донской, Марк Семёнович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марк Донской
На Московском кинофестивалеНа Московском кинофестивале
Имя при рождении Марк Семёнович Донской
Дата рождения 21 февраля (6 марта) 1901(1901-03-06)
Место рождения Одесса,
Херсонская губерния,
Российская империя
Дата смерти 21 марта 1981(1981-03-21) (80 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя СССР
Профессия кинорежиссёр, сценарист
Направление социалистический реализм
Награды
Герой Социалистического Труда — 1971
Орден Ленина — 1971 Орден Ленина — 1944 Орден Октябрьской Революции — 1981 Орден Трудового Красного Знамени — 1939
SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Народный артист СССР — 1966 Народный артист РСФСР— 1963 Заслуженный деятель искусств РСФСР Сталинская премия — 1941 Сталинская премия — 1946 Сталинская премия — 1947 Государственная премия СССР — 1968
Внешние изображения
Кинорежиссёр Марк Донской
Донской на съёмках
Марк Донской во время съёмок фильма «Сердце матери»
Съёмки фильма «Надежда»
За монтажным столом
Кадр из фильма «Фома Гордеев»
Марк Донской (справа) и Акира Куросава
С актрисой из Сенегала

Марк Семёнович Донско́й (21 февраля (6 марта1901, Одесса — 21 марта 1981, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист и педагог. Герой Социалистического Труда (1971). Народный артист СССР (1966). Лауреат трёх Сталинских (1941, 1946, 1948) и Государственной премии СССР (1968)[1].

Биография

Ранние годы

Марк Донской родился и вырос в Одессе в бедной еврейской семье. В 1921—1923 годах служил в Красной армии, десять месяцев провёл в плену у белых.

Демобилизовавшись, изучал психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе, однако вскоре бросил её и поступил на правовое отделение общественных наук Крымского университета имени М. В. Фрунзе. По словам Донского, к третьему курсу он снова понял, что выбрал профессию не по душе, но университет окончил в 1925 году[2]. Одновременно работал в следственных органах, в Верховном Суде УССР, в коллегии защитников[3].

В эти годы увлёкся литературным творчеством, выпустил сборник автобиографических рассказов «Заключенные» (1925), затем — пьесу «Заря свободы» и киносценарий «Последний оплот», с которым отправился в Москву[2].

Начало карьеры

В 1926 году пришёл на 3-ю Московскую кинофабрику, где встретил Виктора Шкловского, который устроил Донского в сценарный отдел[2]. Работал помощником режиссёра, ассистентом по монтажу на киностудии «Белгоскино» в Ленинграде[1]. С 1927 года работал режиссёром на киностудиях «Совкино», «Востоккино», Ялтинской киностудии. В 1938—1941 годах работал режиссёром киностудии «Союздетфильм».

В 1935 году стал первым советским режиссёром дубляжа, потратив около года на дублирование фильма «Человек-невидимка» (1933) Джеймса Уэйла[4].

Получил известность как автор трилогии «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) и «Мои университеты» (1940), созданной на основе одноимённых автобиографических повестей Максима Горького. За первые два фильма он был удостоен Сталинской премии[1]. Как позднее утверждал Джузеппе де Сантис, эти фильмы Донского оказали большое влияние на становление итальянского неореализма[2][5].

Военные годы

С началом Великой Отечественной войны был мобилизован, служил специальным военным корреспондентом Центральной студии Главкинохроники[2]. В 1942 году был эвакуирован в Ашхабад вместе с Киевской киностудией, где занимался съёмками в павильонах Ашхабадской киностудии. В эти годы он поставил одну из новелл Боевоого киносборника № 9 (1942), «Радугу» (1944), отмеченную ещё одной Сталинской премией и премией Национального совета кинокритиков США, а также «Непокорённых» (1945), где впервые рассказал о трагедии в Бабьем Яре (расстрел снимали на месте подлинных событий)[6][7].

Послевоенный период

В 1945—1949 годах был режиссёром «Союздетфильма» (с 1948 года — Киностудии имени М. Горького).

В 1949 году принял участие в кампании по борьбе с космополитами на выступлении в Доме кино[8]. Григорий Чухрай описывал ситуацию несколько иначе: по его словам, Донской, как «человек живущий эмоциями и по существу мало понимающий в политике», воспользовался ситуацией, чтобы поквитаться с Сергеем Юткевичем, с которым у него были счёты; в итоге многие коллеги, в особенности евреи, стали презирать его[9].

В том же году сам Донской попал в опалу и был «сослан» на Киевскую студию, где проработал вплоть до 1957 года. Причиной послужила картина «Алитет уходит в горы», которая подверглась обструкции за «аполитичность» и «идеологическую близорукость»[2]. Также, согласно Чухраю, толчком могла послужить переписка режиссёра со своей сестрой Марией, которая была замужем за членом Политбюро Коммунистической партии США. В Киеве также не признавали заслуг Донского, не считались с его мнением и почти не давали работы; за 8 лет он снял два художественных и один документальный фильм[9].

В 1957 году вернулся на Студию Горького в качестве режиссёра и художественного руководителя. В эти годы он вновь обратился к творчеству писателя, поставив экранизации произведений Горького «Мать» (1955), «Фома Гордеев» (1959) и «Супруги Орловы» (1978), ставшую последней картиной Донского[5].

Член ВКП(б) с 1945 года[2]. Член Союза кинематографистов СССР.

Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров[10].

Скончался Марк Семёнович Донской 21 марта 1981 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9)[11].

Семья

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Актёр

Участие в фильмах

  • 1965 — Здравствуйте, Марк Семёнович (документальный)
  • 2004 — «Легенды мирового кино» — еженедельный цикл телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура» (документальный)

Литературные сочинения

Награды и звания

Память

Творчеству Марка Семёновича Донского был посвящён фильм Юрия Швырева и Григория Чухрая «Я научу вас мечтать…» (1985).

В честь Марка Донского была названа улица в Симферополе[14].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Кино. Энциклопедический словарь. — 1987. — С. 131.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Острова. Марк Донской. Культура (2011). Дата обращения: 9 апреля 2020. Архивировано 26 августа 2019 года.
  3. Ирина Гращенкова. Киноантропология XX/20. — Litres, 2017-09-05. — 671 с. — ISBN 9785040426119. Архивная копия от 27 октября 2017 на Wayback Machine
  4. Интервью с Ярославой Турылёвой // Сайт о про-диснеевской анимации www.prodisney.ru : Интернет-сайт. — 2010.
  5. 5,0 5,1 Милена Мусина. Марк Донской. Блаженный соцреалист. Государственный центральный музей кино (6 марта 2016). Дата обращения: 9 апреля 2020. Архивировано 19 апреля 2020 года.
  6. Домашняя синематека. Отечественное кино 1918-1996 / сост. С. Землянухин, М. Сегида. — М.: Дубль-Д, 1996. — С. 373. — 520 с.
  7. Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век. — М.: Белый город, 2014. — ISBN 978-5-7793-2429-8.
  8. Михаил Аронов. Александр Галич. Полная биография. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — С. 768. — 912 с. — ISBN 978-5-4448-0369-1.
  9. 9,0 9,1 Григорий Чухрай. Три закона Донского. Чапаев.
  10. Режиссёрское отделение Архивная копия от 11 июня 2020 на Wayback Machine /Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  11. Донской Марк Семёнович (1901-1981). Новодевичье кладбище. Дата обращения: 9 апреля 2020. Архивировано 15 января 2020 года.
  12. Энциклопедический словарь 1953г. Дата обращения: 2 марта 2012. Архивировано 30 октября 2014 года.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Донской Марк Семёнович Архивная копия от 27 ноября 2011 на Wayback Machine в Энциклопедии отечественного кино
  14. Карта Симферополя: улицы, дома, организации — Яндекс.Карты. yandex.ru. Дата обращения: 16 сентября 2019.

Литература

Ссылки