Донбасс — сердце России

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
The Donets Basin is the heart of Russia.jpg
неизвестен[1]
Донбасс — сердце России. 1921
Многокрасочная литография. 68 × 53 см

«Донбасс — сердце России»советский агитационный плакат 1921 года. Автор неизвестен.

История

Советский агитационный плакат «Донбасс — сердце России» был создан в 1921 году неизвестным автором[1], на нём изображено значение Донецкого края для огромной страны, его тесные экономические связи с крупнейшими регионами[2].

По информации историка и политолога Владимира Корнилова, в 1921 году в условиях завершающейся Гражданской войны большевики, контролировавшие на тот момент далеко не всю Россию, развернули кампанию «Донбасс — сердце России!» с призывом собирать средства и продукты для голодающего края. Непосредственным руководителем кампании являлся Серго Орджоникидзе[3].

По оценке Корнилова, в середине 2010-х годов лозунг «Донбасс — сердце России!» и соответствующий плакат 1921 года могли кого-то удивить, но в начале 1920–х годов данный слоган не удивлял ни самих донбассовцев, ни жителей России. Корнилов пишет, что «как бы большевики ни говорили о борьбе за „советскую Украину“, но, воюя за Донбасс, они довольно четко ставили задачу объединения его с общероссийским государством — не столь важно, в какой из республик». «Для нас один выход, — писала в те годы правительственная газета «Экономическая жизнь», — …добиться, как можно скорее, воссоединения с Россией Донецкого бассейна и Кавказа — этих основных источников нашего экономического существования, прежде чем добрые наши союзники успеют выкачать оттуда все имеющиеся запасы для себя»[3].

Анализ

На плакате «Донбасс — сердце России» изображены потоки угля в виде кровеносных сосудов, насыщающих энергетику страны. Подобная метафора является традиционной для агитации и пропаганды 1920-х гг. Крупные промышленные центры и городские агломерации, как основные потребители угля, обозначены на плакате условными знаками в виде силуэтов промышленных предприятий. Города представлены в виде пиктограмм с уникальными изображениями. Количественные показатели для знаков промышленности и сведений о толщине потока поставляемого угля при этом отсутствуют и значительно снижают информационный эффект плаката, как инфографического материала[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Полонский В. П. Русский революционный плакат. — Москва: Государственное издательство, 1925. — 192 с.
  2. Филатов Ю. И. Роль донбасса в истории России--СССР-РФ (XX-XXI вв.) // Россия — СССР — РФ в условиях реформ и революций. XX-XXI вв.: материалы международной научной конференции. Саратов, 26–27 мая 2016 года. — 2016. — С. 146-158.
  3. 3,0 3,1 Корнилов В. В. Донецко-криворожская республика: расстрелянная мечта / Е. Власова. — Питер, 2017. — С. 800. — ISBN 978-5-496-03067-0.
  4. Лаптев В. В. Художественные особенности агитационной инфографики послереволюционного периода в России // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МХГПА. — 2015. — № 1. — С. 372-382. — ISSN 1997-4663.