Доменико из Пьяченцы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Доменико из Пьяченцы (итал. Domenico da Piacenza), также известен как Доменико из Феррары (итал. Domenico da Ferrara) (1390, Пьяченца — около 1470, Феррара) — мастер танца и композитор эпохи Возрождения при дворе князей Эсте в Ферраре. Считается первым известным мастером танца[1], в трудах своего ученика Антонио Корнацано назван «королём искусств». Принадлежал к рыцарскому ордену Золотой Шпоры, или «Золотого воинства» (лат. Ordo Militia Aurata).

Биография

Родился не позднее 1400 года в городе Пьяченце в северной Италии[2].

Переехал из Пьяченцы в Феррару в период правления той маркизом Лионелло д’Эсте (1441—1450).

Учитель двух других известных мастеров танца эпохи Возрождения — Гульельмо Эбрео и Антонио Корнацано[3].

В апреле 1455 года Доменико подготовил танцы для празднования свадьбы Тристано Сфорца и Беатриче д'Эсте ( незаконорожденной дочери маркиза де Феррара Никколо III). Их бракосочетание состоялось либо в Милане, либо в Ферраре.

Осенью 1455 года Доменико ставил танцы для празднования обручения Ипполиты Сфорца и Альфонсо Арагонского. Переговоры об обручении проходили в Милане. Там же состоялось и само торжество. Альфонсо Арагонский был внуком короля Альфонсо Неаполитанского, сыном дона Фердинандо и Изабеллы — на тот период герцога и герцогини Калабрии, позже провозглашённых королём и королевой Неаполитанскими.

Не позднее 1463 года стал кавалером ордена Золотой Шпоры, предположительно, во время коронации императора Священной Римской империи Фридриха III.

Вклад в развитие искусства

Привнёс много новшеств в придворный танец, в особенности в бас-данс. Создатель новых танцевальных форм, таких как балло и баллетто. Считается, что сферой его преподавательской деятельности была мимическая драматургия и усложнённый танец[2]. Усложнение хореографии танцев — это целенаправленная деятельность Доменико, направленная на то, чтобы поднять танец до уровня искусства, требующего особых художественных навыков. Он на практике формулирует принцип, согласно которому обучение танцу, его создание и исполнение требуют профессиональной подготовки.

Письменные сочинения

Основной труд

Трактат Доменико из Пьяченцы «Об искусстве прыгать и плясать» (De arte saltandi et choreas ducendi), выпущенный между 1450 и 1460 годами, считается первым известным руководством по танцам в Европе. В настоящее время старейшее издание хранится в фондах Национальной библиотеки Франции.

Хореографическая часть

В своём труде Доменико описал 23 танца, из которых как самые важные (в качестве меры — итал. misure — для баллетто) указал четыре:

  • Бас-данс (размер 6/4 либо 3/2)
  • Кватернария (salterello tedesco, «немецкая сальтарелла», на 1/6 быстрее бас-данса)
  • Сальтарелло (на 2/6 быстрее бас-данса)
  • Пива (в два раза быстрее бас-данса)

Благодаря этому трактату он считается предтечей всех теоретиков танца и первым хореографом. Часть его наследия дошла до наших дней благодаря пересказу в трудах его учеников, в частности Гульельмо Эбрео (1463).

Музыкальная часть

В книге Доменико из Пьяченцы содержится также ряд музыкальных произведений. Не установлено, сочинены ли они им лично, но они определённо дошли до наших дней и исполняются коллективами любителей старинной музыки благодаря его трактату. Наиболее известные:

  • Lioncello – написано в честь маркиза Лионелло д’Эсте;
  • Rostiboli Gioioso – версия популярного в Европе парного танца балло;
  • Petit riense – музыкальное произведение под французский танец, сочинённый Доменико (танец балло по трое);
  • также: Jelosia, Mercantia, Sobria, Pizochara, La fia Guglielmina, Anello, Marchesana, Verçeppe и другие.

Другие сочинения

Литература

  • Domenico da Piacenza. De arte saltandi et choreas ducendi – Paris, Bibliotheque Nationale, fonds ital. 973. c. 1455.
  • Smith A. William «Fifteenth-Century Dance and Music» — Pendragon Press — 1995 — ISBN 0-945193-25-4.
  • Alessandro Pontremoli, Patrizia La Rocca Il Ballare lombardo. Teoria e prassi coreutica nella festa di corte del XV secolo, Milano, Vita e Pensiero 1987
  • Alessandro Pontremoli La danza di Domenico da Piacenza tra Medioevo e Rinascimento, in «Il Castello di Elsinore», XIX 2006, no. 56, pp. 5–38.
  • Alessandro Pontremoli, Danza e Rinascimento. Cultura coreica e buone maniere nella società di corte del XV secolo, Macerata, Ephemeria 2011
  • Patrizia Procopio, Il "De arte saltandi et choreas ducendi" di Domenico da Piacenza. Edizione e commento, Ravenna, Longo, 2014, ISBN 978-88-8063-791-2
  • De Arte Saltandi & Choreas Ducendi. ca.1450 – reprint, Florence: Dante Bianchi, 1963
  • Bianchi Dante – Un trattato inedito di Domenico da Piacenza (w 'La Bibliofilia', Anno LXV, 1963, Disp. II, pp.109-149).

См.также

Ссылки

Примечания

  1. Court dances and spectacles. Britannica. Дата обращения: 1 августа 2015.
  2. 2,0 2,1 Domenico da Piacenza. Oxford Reference. Дата обращения: 1 августа 2015. Архивировано 2 марта 2017 года.
  3. Domenico biography. Dancemaster. Дата обращения: 1 августа 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.