Доменико Фонтана

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Доменико Фонтана
Federico Zuccari, Ritratto di Domenico Fontana.jpg
Основные сведения
Дата рождения 1543(1543)
Дата смерти 1607(1607)
Место смерти Неаполь
Работы и достижения
Архитектурный стиль Барокко
Надгробие Доменико Фонтана в церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе.

Доменико Фонтана (итал.  Domenico Fontana 1543, Мелиде — 28 июня 1607, Неаполь) — итальянский архитектор и инженер-строитель раннего барокко. Работал в Риме и Неаполе, в понтификат Папы Сикста V.

Биография

Доменико Фонтана, как и многие другие известные итальянские архитекторы, родился в кантоне Тичино итальянской Швейцарии, а именно в городке Мелиде, на берегу озера Лугано. В 1563 году переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру, привлечённый крупными строительными проектами периода Контрреформации, но начинал свою деятельность в качестве простого штукатура в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла.

Во время понтификата Григория XIII, (1572—1585) Доменико Фонтана был назначен на должность папского архитектора, но выполнял роль простого мастера-строителя с навыками замерщика и техника[1].

В Риме начинающему архитектору покровительствовал кардинал Монтальто, по заказу которого Фонтана построил капеллу Рождества (Cappella del Presepio) в церкви Санта-Мария-Маджоре. В 1585 году кардинал Монтальто стал папой Сикстом V и назначил Фонтана главным архитектором папской курии. В этот период Фонтана создал проект перестройки Палаццо Перетти, входившего в состав большой виллы Перетти Монтальто (1586—1588; вилла не сохранилась) [2]. Папа Сикст доверил Доменико Фонтана реализацию своих грандиозных планов по перестройке Рима. Согласно П. Портогези, архитектор Фонтана был «правой рукой Папы: интерпретатор, исполнитель, но также и подсказчик, и создатель оригинальной строительной программы» [3].

В течение первого года понтификата Сикста V архитектор Фонтана занимался переосмыслением городских магистралей от холма Эсквилин, создав прямую улицу Феличе (по имени Папы: Феличе Перетти ди Монтальто), которая начинается от церкви Санта-Мария-Маджоре и достигает Тринита-деи-Монти (сейчас Виа Систина). На этом этапе городского обустройства были проложены улицы к колонне Траяна и к Порта-Сан-Лоренцо. Новые улицы соединили Термы Диоклетиана с воротами Порта-Сан-Лоренцо и Порта Салария (эти ворота не сохранились). На втором году понтификата дорожные работы коснулись улицы Виминале и городской перестройки существующих осей на участках Тринита-деи-МонтиПьяцца дель Пополо и Сан-Джованни-ин-ЛатераноСанта-Мария-Маджоре (современная Виа Мерулана).

Строительство акведука Феличе для оснащения верхних районов города системой водоснабжения и содействия расширению жилищного строительства, было отмечено архитектурным фасадом фонтана Аква-Феличе (Acqua Felice; 1585—1588), который «имел огромное значение для всей компании» [4]. В 1586 году Доменико Фонтана руководил установкой египетского обелиска на площади перед собором святого Петра. На архитектора была возложена сложная операция по транспортировке и установке обелиска как важнейшего архитектурного и урбанистического знака, свидетельства политики Ватикана, направленной на превращение памятников древности в символы христианской веры. Обелиск привезли в Рим из Гелиополя во времена правления императора Калигулы в 37 году. В Риме он был установлен в центре Цирка Нерона. Обелиск оставался на месте и после запустения Цирка, на территории императорских садов — ныне Ватикана, там, где, согласно преданию, был подвергнут истязаниям, а затем и казнён апостол Пётр. Установка обелиска в центре площади была назначена на 25 сентября 1586 года. Сначала обелиск положили горизонтально и закрепили на специальной платформе, а затем с помощью лебёдок и катков протянули к месту установки. Для этой операции, которой руководил сам Доменико Фонтана, потребовалось 800 рабочих, 75 лошадей и 44 лебедки. Распоряжения отдавались при помощи рупора, барабанов и сигнальных флажков. При помощи дубовых лесов, построенных наподобие огромной пирамиды, обелиск медленно поднимали на пьедестал.

Высота ватиканского обелиска составляет 25,5 метров, вместе с постаментом — 41 метр. Вес — 350 тонн. На вершине укрепили бронзовый крест с лучами, в который вмонтирована реликвия — частица Святого Креста Распятия [5]. Эта операция до настоящего времени считается чудом инженерного искусства. Строительные события в Сикстинском Риме были описаны и проиллюстрированы гравюрами самим Фонтана в книге «О транспортировке Ватиканского обелиска и зданий нашего господина Папы Сикста V, выполненной кавалером Доменико Фонтана архитектором Его Святейшества, опубликованной в Риме в 1590 году» (Della trasportatione dell'obelisco Vaticano et delle fabriche di nostro signore papa Sisto V fatte dal cavallier D. F. architetto di Sua Santità, pubblicato a Roma nel 1590). За этим изданием последовала вторая книга, изданная в Неаполе в 1604 году, с целью проиллюстрировать, помимо римских работ, всё созданное в Неаполе и Бари.

Эти публикации имеют огромное значение для истории архитектуры и строительных технологий как документальные свидетельства и историографические источники. Необходимо отметить особенную важность, которую архитектор хотел придать программе Сикстинского обновления в Риме, завершённой всего за пять лет. В этой программе соединились решения многих проблем архитектуры, городского планирования, экономики и сохранения памятников древности. Позднее Фонтана устанавливал обелиски на Пьяцца дель Пополо, Пьяцца ди Санта-Мария-Маджоре и Пьяцца ди Сан-Джованни-ин-Латерано [6][7].

В 1588 году Фонтана завершил возведение купола собора Святого Петра в Ватикане, который сооружал Джакомо Делла Порта по проекту великого Микеланджело. Фонтана разрабатывал планы перестройки Квиринальского и Латеранского дворцов, три из четырёх фонтанов на Квиринале, здание Ватиканской библиотеки. Особого внимания заслуживает проект Фонтана новой библиотеки, выполненный между 1587 и 1590 годами. Он построил здание, расположенное поперек двора Бельведера, архитектурно связанное с существовавшими ранее длинными корпусами, построенными Пирро Лигорио.

Фонтана занимался строительством нового Латеранского дворца и общей планировкой площади Сан-Джованни, возведением Латеранского обелиска и нового здания Скала Санкта.

Между вторым и третьим годами правления Сикстинского понтификата Доменико Фонтана, чтобы облегчить транспортировку обелиска, найденного в Большом цирке, который должен был быть установлен на новой Латеранской площади, работал над улучшением магистрали направления Кампидольо — Латерано на участке Колизей — базилика Сан-Джованни, большой улицы, которая должна была соединить базилику Сан-Джованни с Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, а также с Пьяцца Монтекавалло (Квиринальской), папской базиликой Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, а также с раннехристианскими церквями Санта-Прасседе и Санта-Пуденциана. С другой стороны, «было необходимо проложить прямой путь между Сан-Джованни и Сан-Пьетро, а также между Сан-Пьетро и Сан-Марко посредством нового моста через Тибр» [8]. Планировалось возвести и другие обелиски перед церквями Санта-Кроче-ин-Джерусалемме и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Стремление к христианской символизации древних монументов приобрело большее значение в проекте по сакрализации древнеримских колонн Траяна и Антонина увенчаниями статуями апостолов Петра и Павла.

На заключительном этапе пятилетнего периода реконструкции Рима усилия Доменико Фонтана были сосредоточены, главным образом, на Квиринале, на работах, касающихся обустройства площади. Однако противники перестроек, повлёкших за собой разрушение многих жилых и исторических зданий, затеяли дискуссию о «деструктивной воле Папы и его архитектора», подтверждаемые сносами Септизония, древних построек виллы Диоклетиана, и наветами о разрушениях Арки Януса и гробницы Цецилии Метеллы. Всё это стало причиной изгнания Доменико Фонтаны из Рима после смерти Папы Сикста в 1590 году [9]. В марте 1592 года Папа Климент VIII назначил на место Фонтаны архитектора Таддео Ландини.

Фонтана покинул город, воспользовавшись тем, что вице-король граф де Миранда призвал его в Неаполь в качестве королевского архитектора и главного инженера Королевства. С 1592 года Фонтана разрабатывал проекты реконструкции гавани и строительства Королевского дворца (Palazzo Reale). В это же время Фонтана занимался прокладкой канала от одного из источников реки Сарно к Торре Аннунциата[10]. При этом, сооружая подземный туннель под одним из холмов, архитектор обнаружил часть городской стены древнеримского города. Лишь через полтора столетия было установлено, что этим городом были Помпеи. В 1689 году при постройке колодца были найдены руины древнего здания с надписью «Помпеи», однако в то время посчитали, что это вилла Помпея Великого. Раскопки города были начаты в 1748 году, но только в 1763 году было установлено, что Помпеи — это название города.

В 1592—1607 годах Доменико Фонтана занимался по поручению испанских наместников выполнением инженерных работ и прокладкой городских коммуникаций во всём Неаполитанском королевстве. В частности, обустройством портов Бари и Неаполя, но по технико-экономическим причинам его проекты не были завершены [11][12]. Деятельность архитектора заключалась также в прокладке новых дорог в районе Кастель-Нуово, через Марину и Санта-Лючию (районы Неаполя). В 1599 году Фонтана спланировал и осуществил устройство анжуйских королевских гробниц в соборе Неаполя и зала Парламента в комплексе Сан-Лоренцо-Маджоре. В соборах Амальфи и Салерно он реструктурировал крипты, а в Капуе проектировал мост Казилино и ремонтировал купол церкви Аннунциата. Он также занимался мелиорацией бассейнов Вольтурно и Само. С 1600 по 1602 год, по приказу короля Филиппа II и вице-короля графа Кастро, он участвовал в строительстве Королевского дворца, о чем свидетельствует надпись на цоколе одной из четырех колонн, обрамляющих главный вход во дворец.

Фонтана скончался в Неаполе 28 июня 1607 года и был похоронен в церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди.

Старший брат Доменико, Джованни Фонтана (1540—1614) также был архитектором, инженером-гидротехником и проектировщиком фонтанов. Сын Доменико, Джулио Чезаре Фонтана (1573— 1627), был архитектором Неаполитанского королевства, он завершил несколько отцовских работ, руководил инженерными и мелиорационными работами в сельской местности к северу от Неаполя. Перестраивал Палаццо-дельи-Студи (Palazzo degli Studi), ныне Национальный археологический музей Неаполя.[13].

Основные постройки в Риме

  • 1570: Вилла Монтальто-Массимо (Вилла Перетти)
  • 1585—1587: Создание Сикстинской капеллы в церкви Санта-Мария-Маджоре
  • 1586—1588: Перестройка Латеранского дворца и строительство здания Скала-Санкта
  • 1587: Работы в Ватиканском дворце
  • 1586—1588: Установка обелисков на площади Сан-Пьетро, а также на Пьяцца-дель-Пополо, Пьяцца Сан-Джованни и Пьяццале Эсквилино
  • 1589: Реконструкция церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези
  • 1588—1590: Работы на Пьяцца Монте-Кавалло и в Квиринальском дворце

Галерея

Примечания

  1. Fontana, Domenico. Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 48 (1997). — URL: https://www.treccani.it/enciclopedia/domenico-fontana_%28Dizionario-Biografico%29// Архивная копия от 15 августа 2020 на Wayback Machine
  2. Краткие сведения о палаццо Перетти на сайте www.info.roma.it. Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  3. Portoghesi Р. Introduzione a D. F. Della trasportazione dell'obelisco vaticano [1590], Milano, 1978. — P. 11
  4. Manieri Elia М. L'intervento urbano di Sisto V: il caso emblematico di Roma, in Il Progetto di Sisto V, a cura di M.L. Polichetti. — Roma 1991, p. 4
  5. Rühlmann G. Die Nadeln des Pharao. Ägyptische Obelisken und ihre Schicksale. — Dresden: Verlag der Kunst, 1972. — S. 41—42. — Tafel 32—35
  6. Portoghesi Р. Roma Barocca. — Milano 1966
  7. Strazzullo F. Architetti e ingegneri napoletani dal '500 al '700. — Napoli 1969, p. 47
  8. Simoncini G. Roma Restaurata. Rinnovamento urbano al tempo di Sisto V. — Firenze, 1990, p. 75
  9. Ippoliti V. A. Nuove acquisizioni sul palazzo Laterano: la scala pontificale // Quademi dell'Istituto di storia dell'architettura, n.s., XI (1988), pp. 51—60
  10. Строительство канала завершено в 1599 году. См. Paola Carla Verde. Domenico Fontana a Napoli 1592-1607. — Napoli : Electa Napoli, 2007.
  11. L'arte al tempo di Sisto V. Architetture per la città (n. monografico, a cura di P.M. Sette) // Storia-Architettura, n.s., 1 (1992)
  12. Di Resta I. Sull'architettura di D. F. a Napoli, in Saggi in onore di R. Bonelli, a cura di C. Bozzoni - G. Carbonara - G. Villetti // Quaderni dell'Istituto di storia dell'architettura, II (1992), pp. 675—682
  13. Chisholm, Hugh, ed. "Fontana, Domenico" // Encyclopædia Britannica. 10 (11th ed.). Cambridge University Press. — 1911. — С. 607.

Библиография