Домашняя беседа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Домашняя беседа
Обложка журнала «Домашняя беседа» за 1860 годОбложка журнала «Домашняя беседа» за 1860 год
Специализация Религия, Публицистика
Периодичность еженедельник
Язык русский
Главный редактор Виктор Аскоченский
Страна Российская империя
История издания 1858—1865 — Домашняя беседа для народного чтения, 1865—1877 — Домашняя беседа

«Домашняя беседа» — российский еженедельный журнал, издававшийся с июля 1858 по 5 ноября 1877 года в Санкт-Петербурге.

В 1858—1865 годах назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 году вышли 18 выпусков, которые в 1860 году были переизданы в одном томе, в 1859—1876 годах — по 52 выпуска в год, в 1877 году — 45 выпусков.

Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном, анонимных) был Виктор Аскоченский. Журнал «Домашняя беседа» с патриотических позиций говорил о духовных ценностях русской православной цивилизации.

Основатель поставил цель «крепко стоять на твёрдой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, литературе, общественной и государственной жизни. Эта цель достигалась «обличением» всего, что не подходило под взгляды самого издателя, видевшего падение нравственности в несоблюдении постов, преследовавшего воскресные школы и т. д.

Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вступительном слове в первом выпуске «Два-три слова ради знакомства с читателями» (1858) редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала многие назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т. п., жизнеописания подвижников благочестия) были упрощёнными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, других периодических изданий.

С 1859 года Аскоченский ввёл библиографический раздел, с выпуска № 20 за 1860 года появилась регулярная публицистическая рубрика «Блёстки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками.

В журнале публиковались вероучительные тексты общецерковного значения («Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере», 1865), документы по истории Русской церкви, русской богословской мысли и подвижничества. Печатались статьи о церковных памятниках и святынях («Исаакиевский собор» (1858), «Троице-Сергиева пустынь» (1865), «Церковь при дворе великого князя Николая Николаевича старшего» протоиерея Василия Лебедева (1866), «Киевские пещеры» Ивана Тарнавы-Боричевского (1872) и другие), о монастырях («Последние русские православные пустынножители» (1862), воспоминания об оптинских старцах и других подвижниках. В «Домашней беседе» постоянно публиковались миссионерские материалы, которые в 1875—1877 годах были выделены в «Миссионерский отдел». Значительное число публикаций было посвящено церковной и культурной жизни Киева, малороссийских губерний и украинской диаспоры (например, воспоминания Аскоченского о Тарасе Шевченко (1861), печатались тексты на украинском языке (например, «Беседа» священника Н. Инфимовского, 1860). Ряд материалов был посвящён евреям (многочисленные статьи и очерки А. А. Алексеева (Н. Вульфа), постоянно печатавшегося в журнале; «Жизнь и приключения бывшего еврея, а ныне православного христианина» В. Мельникова (1876) и др.)

Помимо публицистики, Аскоченский опубликовал в журнале свою драму «Марфа Посадница» (1870), несколько десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (например, «Записки звонаря», 1861) и переводы (например, с польского языка трагедии «Карпатские горцы» Юзефа Коженёвского, 1877), церковно-краеведческие исследования.

Журнал выходил на протяжении двадцати двух лет, по 1877 год включительно.

Ссылки