Документальное кино

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Documentary film clapperboard icon.svg

Документа́льное кино́ (или неигрово́е кино́) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.

Термин «документальный» (англ. documentary) применительно к таковому жанру/виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном (под псевдонимом «Кинозритель» англ. The Moviegoer) в рецензии на фильм Роберта Флаэрти «Моана южных морей», опубликованной 8 февраля 1926 года в The New York Sun[1]. До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как «творческую разработку действительности»[2].

Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.

Реконструкции подлинных событий в игровом (англ. fiction) кинематографе (например, исторический фильм, байопик, и т. п.) не относятся к документальному кино.

Общая систематика

В систематике продукции экранных искусств (таких как кино, телевидение, мультимедиа), независимо от темы и изображаемого объекта, принято основное разделение на игровые и неигровые фильмы.

К первым относят продукты драматического действия, ко вторым — все остальные (то есть те, основа, сущность, «движущая сила» которых не является драматическим действием).

Соответственно, они также отличаются и драматургически.

Документальное кино относится к неигровому кино. При этом в произведениях документалистики могут использоваться как фрагменты игровых фильмов, так и инсценировки, провокации, другие постановочные элементы, придуманные специально к случаю.

Первые документальные фильмы были сняты ещё на заре кинематографа. Например, «Выход рабочих с фабрики» или «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» 1895 года Огюста и Луи Люмьеров — это репортажная хроника, а их же «NY broadway at UNION square» 1896 года — другой вид документального наблюдения, так называемые «жанровые сценки».

Задачи документалистики

Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (Хью Бэдли).

Техника

Современное фильмопроизводство чаще всего использует комбинацию доступных техник, однако в итоге продукт представляется для проката на каком-либо одном носителе («переводится в формат»).

Средства проката

  • Телефильм (для телевещательной сети; на видеоносителе)
  • Кинофильм (для проката в сети кинотеатров)
  • так называемое «Сетевое видео» (для трансляции в Интернете)

Особенности документального кино

Документальное кино — это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создаётся сценарий. Структура документального фильма многообразна: используются как постановочная, так и репортажная съёмка, натурные и интерьерные съёмки, архивные видео- и фотоматериалы.

Поджанры документального кино

Документальная анимация

Использование анимации в документалистике имеет уже столетнюю историю: первым документальным анимационным фильмом считается «Гибель «Лузитании»» 1918 года. Использование мультипликации существенно раздвигает рамки возможностей, позволяя показать события, которые не удалось снять вживую.

Образовательные фильмы

Ещё одна категория фильмов, которую по распространённой и уже укоренившейся ошибке относят к документальному кино, — это образовательные (учебные) фильмы, предназначенные для показа в школах и других учебных заведениях. Исследования показывают, что учебный материал, преподнесённый в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем тот же материал, пересказанный учителем[источник не указан 4223 дня]. Возможная причина кроется в наглядности и отшлифованности подачи материала (неудивительно, ведь в кино возможно много дублей). Практика показа учебных фильмов широко распространена на Западе и особенно в США[источник не указан 4223 дня]. В СССР и России показ учебных фильмов не был так распространён вплоть до конца прошлого века. Возможно, это связано с высокой стоимостью оборудования для таких показов. В настоящее время существуют специальные телевизионные каналы, круглосуточно показывающие только образовательные и научно-популярные документальные фильмы.

Мимикрия под документальное кино

Художественно-документальное кино

Художественно-документальное кино является смешанным жанром на основе документалистики. Большую часть таких фильмов составляют документальные кадры, но при этом часть отсутствующего или недоступного документального материала заменяется реконструкцией событий в исполнении профессиональных или непрофессиональных актёров. Ярким примером такого кино является знаменитый фильм Романа Кармена «Вьетнам», в котором из-за того, что вьетнамские власти опасались за безопасность советских кинооператоров, многие исторические сцены недавних боёв были сделаны постановочными. В этом случае в начальных титрах Роман Кармен честно указал, что фильм «художественно-документальный». В наше время художественно-документальных фильмов с игровой реконструкцией событий силами драматических актёров появляется всё больше, но современные кинорежиссёры уже не считают нужным утруждать себя предупреждением зрителя о наличии в «документальном» фильме постановочных кадров, что постепенно сближает такое кино с псевдодокументалистикой.

Докудрама

Докудрама или «документальная драма» — современный популярный «гибридный» жанр игрового кино, но не являющийся документальным по сути, делающий упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, но внешне подающийся в форме документального или научно-популярного фильма. Примерами докудрамы являются популярные исторические и историко-биографические сериалы BBC, такие как «Древний Рим: Расцвет и падение империи» (Ancient Rome: The Rise and Fall of an Empire) или «Великие воины: Герои и злодеи» (Warriors. Heroes and Villains).

Псевдодокументальное кино

Псевдодокументальное кино или т. н. «мокьюментари», описывает вымышленные события, выдавая их за действительные: например, телепередача BBC об урожае спагетти в Швейцарии, американский проект «Ведьмы из Блэр», российский фильм «Первые на Луне». Фильмы этого жанра используют сюжетное построение и эстетику, подчёркнуто заимствованные из документального кино.

Стили документального кино

Демонстрация так называемого эффекта Кена Бёрнсаruen. Документалист Кен Бёрнс использовал архивные киноплёнки и фотографии, при этом отдельные детали показывались крупным планом.

Можно выделить ряд стилей документального кино[3]:

  • поэтический (фильм основан на ассоциациях, которые режиссер создает посредством монтажа, гармонии тона и ритма);
  • разъясняющий (фильм состоит из интервью, инфографики, кино- и фотохроники, которые в целом излагают определенную версию событий или демонтируют определенную авторскую точку зрения),
  • участвующий (снято взаимодействие между автором фильма и объектом исследования: автор посещает место, о котором рассказывает, берет интервью у участников описываемых событий, высказывает свою точку зрения);
  • наблюдательный (автор показывает реальность, просто включив камеру и не вмешиваясь в происходящее).

Российское и советское документальное кино

Первым документальным фильмом в Российской империи стал «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством» (1896 год). В 1909 году Владислав Старевич снимает два фильма из жизни насекомых — «Жизнь стрекоз» (230 метров плёнки) и «Жуки-скарабеи» (150 метров). В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивными. Тогда Старевич придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый им, таким образом, фильм «Lucanus Cervus» был одним из первых в мире кукольным анимационным фильмом.

В советское время документальное кино было и востребовано властью и пользовалось популярностью. Документальные фильмы не только освещали новости, но и были инструментом коммунистической пропаганды, служили государственным интересам.

Особенную роль сыграли киножурналы, демонстрировавшиеся практически перед каждым сеансом художественного фильма.

Центральное место в производстве кинопериодики второй половины двадцатых годов занимает еженедельный «Совкино-журнал», напоминающий современные «Новости дня». Журнал монтировался из репортажных снимков наиболее актуальных текущих событий и предназначался для общей киносети. <…> В союзных республиках и наиболее крупных областных центрах выпускаются киножурналы республиканского и областного значения. В Харькове издаётся украинский «Кино-Тыджень», в Минске — белорусский киножурнал, в Тбилиси — грузинский, в Ростове-на-Дону — северокавказский, в Свердловске — уральский.

Более значительным политическим и культурным событиям посвящаются специальные киноочерки, например: «Пятнадцатый партсъезд», «Шахтинский процесс», «Подписание советско-персидского договора», «Приезд Горького», «Всесоюзный праздник физкультуры»[4].

Ряд талантливых советских режиссёров-документалистов, несмотря на все трудности, смогли пробиться и создать несколько фильмов, которые вошли в золотой фонд мирового документального киноискусства. Особенно следует отметить режиссёров Дзигу Вертова, Льва Кулешова, Константина Кереселидзе, Романа Кармена, Артавазда Пелешяна и Михаила Ромма.

Современное российское неигровое кино — это сотни разных студий во многих регионах Российской Федерации. Это тысячи фильмов и документальных телепрограмм, созданных с 1991 года. Этот огромный материал плохо изучен и пока недостаточно востребован (из сотен снятых на государственные деньги в 2010-е д/фильмов на экран попали разве что десяток-другой).

Кинофестивали документальных фильмов

По состоянию на 2008 год аккредитацию FIAPF имеют три фестиваля документальных фильмов:

Прочие

См. также

Примечания

  1. Curthoys, Lake, 2004, p. 151.
  2. Бэдли Х. Техника документального кинофильма / Пер. с англ. Ю. Л. Шер. — М.: Искусство, 1972. — 240 с.
  3. 6 стилей документального кино по Биллу Николзу (с примерами)
  4. Н. А. Лебедев. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918—1934 годы. Глава 4. Расцвет немого кино (1926—1930). Архивная копия от 30 июня 2009 на Wayback Machine

Литература

Ссылки