Додашвили, Соломон Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Додашвили Соломон Иванович
სოლომონ დოდაშვილი
Единственный сохранившийся портрет Соломона ДодашвилиЕдинственный сохранившийся портрет Соломона Додашвили
Псевдонимы Соломон Магароели
Дата рождения 17 (29) мая 1805(1805-05-29)
Место рождения Село Земо-Магаро ныне Сигнахский район
Дата смерти 20 августа (1 сентября) 1836(1836-09-01) (31 год)
Место смерти Вятка
Гражданство Российская империя
Род деятельности Философ, общественный деятель
Язык произведений Грузинский, русский
Дебют «Логика», часть первая

Додашвили Соломон Иванович (груз. სოლომონ დოდაშვილი); 17 (29) мая 1805 года, селение Земо-Магаро, ныне Сигнахский муниципалитет, — 20 августа (1 сентября) 1836 год, Вятка) — грузинский писатель, просветитель, общественный деятель, философ.

Биография

Сын бедного священника из крестьян. После окончания духовного училища в Тбилиси с рекомендательным письмом приехал в Петербург. Пользовался поддержкой и покровительством И. Хелашвили.

В 1827 окончил Петербургский университет. Был близок к декабристам. В 1828—1832 годах редактировал газету «Тпилисис уцкебани» («Тифлисские ведомости») с «Литературным приложением». За участие в грузинском дворянском заговоре был арестован в 1832 году и сослан в Вятку, где встречался с высланным туда же А. И. Герценым.

Могила Додашвили

Умер от туберкулёза. В 1994 году его прах был перенесён на родину в Пантеон Мтацминда в Тбилиси.

Научные взгляды

Как философ приближался к материализму, но не освободился полностью от некоторых взглядов кантовской философии. Его работа по логике вышла в 1827 году на русском языке под псевдонимом «Додаев-Магарский». Когда Додашвили говорит, что предмет разума есть мир, множество предметов, от которых зависят правила мышления,— то здесь выражен материализм, но когда он утверждает, что законы логики априорны, что пространство и время обязаны, своим происхождением уму,— то это уже кантианский идеализм. Логику он определяет как науку о всеобщих и непременных законах мышления, о правилах вывода следствия из данной истины «без противоречия и замешательства». Додашвили высоко ценил Аристотеля за то, что он придал логике «ученый вид», и Бэкона, который первым после средних веков показал, что «все человеческие познания состоят в исследовании предметов, нас окружающих…». Основной формой мышления, по Додашвили, является суждение, но его он иногда трактует идеалистически и вообще отождествляет его с предложением. Понятие он определяет как следствие суждения, как совокупность существенных признаков вещей, но наделяет его чертами наглядности, видя в нём чувственное представление. Умозаключение трактуется им как «развитое суждение», состоящее из двух понятий, соединенных третьим, что означает сведение всех форм умозаключения к силлогизму, хотя Додашвили рассматривает и индукцию, и аналогию. Соломон Додашвили был учителем Н. Бараташвили, другом и соратником плеяды грузинских романтиков.

Рождение

Существует несколько вариантов даты рождения Соломона Додашвили, однако, по мнению большинства авторов наиболее вероятной является дата 17 мая 1805 года[1]. В качестве альтернатив рассматриваются также даты 1802 год,[2] 1803 год[3], 1804 год[4], 1806 год[5] и даже 1815 год[6]. М. Гоцадзе, один из крупнейших исследователей личности Соломона Додашвили, отмечает, что во многих документах существует множество корректур, что по его мнению, является результатом устной передачи информации, опечаток, а иногда и примерного исчисления. Впервые Соломона Додашвили упомянули в прессе в 1875 году. Как писала пресса того времени, «Додаев родился в 1805 году»[7]. Согласно документу, который хранился в семье Додашвили, «Соломон родился в 1805 году, в майские именины Андроника»[8]. Кроме того, в пользу версии 1805 года говорит и письмо самого Додашвили — 7 февраля 1833 года Додашвили писал : «От рождения мне 28 лет»[9]. Майские именины Андроника праздновались 17 мая[10]. Исходя из вышесказанного, М. Гоцадзе с уверенностью отмечает, что Додашвили родился 17 мая 1805 года.[1]

Фамилия

Фамилия Додашвили являлась фамилией государственных крестьян и известна с 1684 года[1]. В одном из документов того времени встречается следующее :

Я, Додашвили Папуна, передаю книгу купли-продажи и пишу письмо сие Хороникона ტობ.

Центральный Государственный Исторический Архив; Фонд 1457; тетрадь VI; стр. 1106 - 1110

Заал Чичинадзе пишет, что отец Соломона Додашвили был священником из крестьян[11], а В.Орбелиани в одном из писем отмечает, что Додаев был крестьянином[12]. О социальном происхождении Додашвили интересные сведения содержатся в документе 1821 года. В документе в частности говорится, что:

Соломон Додаев, Сигнагского уезда, селения Магаро, священника, из казённых крестьян, Иоанна сын.[13]

Семья

Семья Соломона Додашвили была многочисленной. Наиболее интересные сведения о семье содержатся в 22 рукописи S фонда исторического музея Грузии и документе из архива Вятского губернаторства[1]. На титульном листе ркописи № 22 даются следующие сведения о семье Додашвили -

СоломонДодашвилиСемья.png

Дети Иоанна — Соломон, Степан, (Михаил и Николай умерли в младенчестве), Иасе, Придон. Женщины - Агафья, Мелания и Нино.
Соломон родился в 1805 году (В майские именины Адроника). Его дети — Иоанн родился 21 сентября 1829 года (Дочь Нина первого августе 1831 года ), Константин в декабре 1832 года. Елена — жена Соломона.

Рукопись №22[1]

В документе из Вятского архива даются похожие сведения, однако несколько дополненные — «Имеет жену, двух малолетних детей и дочь, которые живут с ним, отец, мать, три брата, три сестры, живут в Сигнахском уезде, селении Магаро, и ещё брат, служащий в Сенате.»

Отец Соломона Додашвили был священником и образованным человеком. Обучение получил в монастыре Давид Гареджа, где слушал риторику и богословие католикоса Антона I[4]. Именно отец начал обучать грамоте. Мать Соломона звали Варвара, и известно что в конце жизни она серьёзно болела.



Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 М. Гоцадзе. Соломон Додашвили (Жизнь и деятельность) = სოლომონ დოდაჭვილი (ცხოვრება და მოღვაწეობა). — Госиздат Грузинской ССР. — Тбилиси: Сахелгами, 1955.
  2. საქ.კალ.; 1802 год; стр. 339
  3. Кавказ; 1856 год; № 48
  4. 4,0 4,1 З.Чичинадзе. Соломон Додашвили. — Тбилиси, 1893.
  5. Герцен, Александр Иванович. Полное собрание сочинений. — 1919. — Т. XII.
  6. Э.Такаишвили; Описание;книга I; стр. 200
  7. газ. «Дроеба»; 1875 год; № 61
  8. Манускрипт S22, Э. Такаишвили, «Описание»; кн.1, стр. 200
  9. «მასალა საქართველოსა და კავკასიის ისტორიისთვის»; «Материалы для изучения Грузии и Кавказа»; 1945 год; собр. II; стр. 13
  10. Советский учитель; 1945 год; № 14
  11. Заал Чичинадзе. Додашвили, Соломон. — Тбилиси, 1893.
  12. Центральный Государственный Исторический Архив; Фонд 1457; тетрадь XXV; стр. 5050
  13. Центральный Государственный Исторический Архив; Фонд 440; папка V; стр. 212

Литература

  • Абашник В. А. Харьковская университетская философия (1804—1920). — Харьков: Бурун и К, 2014. — Том 1. — С. 171—174.
  • Кукава Т.Г. Выдающийся грузинский мыслитель // Вопросы философии.1956. № 2.
  • Нуцубидзе Ш. История грузинской философии. Тбилиси, 1960.Гл.35.
  • Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2003. С. 383-384.