Диомид (Дзюбан)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Диомид Дзюбан
Диомид Дзюбан
епископ Анадырский и Чукотский
10 августа 2000 — 28 июня 2008
Избрание 19 июля 2000 года
Церковь Русская православная церковь
Предшественник епархия учреждена
Преемник Марк (Тужиков) (временно),
Никодим (Чибисов)

Образование Московская духовная семинария,
Московская духовная академия
Имя при рождении Сергей Иванович Дзюбан
Диаконская хиротония 18 июля 1987 года
Пресвитерская хиротония 1 сентября 1991 года
Принятие монашества 3 июля 1987 года
Епископская хиротония 10 августа 2000 года

Награды RUS Medal of the Order For Merit to the Fatherland 2nd class ribbon.svg

Диоми́д (в миру Серге́й Ива́нович Дзюбан; 24 июня 1961, Кадиевка — 20 ноября 2021, Колчаново, Ленинградская область[1]) — российский религиозный деятель, бывший епископ Русской православной церкви, с 10 августа 2000 по 27 июня 2008 года — правящий архиерей Анадырско-Чукотской епархии.

В июне 2008 года Архиерейским собором Русской православной церкви отстранён от управления епархией[2]; 6 октября 2008 года решением Священного синода извергнут из священного сана (лишён священства)[3], и с тех пор, с точки зрения Московского патриархата, имеет статус монаха. Однако сам Диомид с группой своих сторонников создал религиозное объединение «Святейший правительствующий синод Русской православной церкви». При этом подавляющее большинство прежних его сторонников не последовали за ним. В дальнейшем Диомид прекратил активную деятельность. Среди его сторонников возникли разделения, в связи с чем на территории России действует несколько небольших «иерархий», происходящих от Диомида.

Биография

Родился 24 июня 1961 года в семье рабочего в городе Кадиевке Луганской области[4].

В 1983 году окончил Харьковский институт радиоэлектроники и устроился на работу инженером-конструктором в Харьковское конструкторско-технологическое бюро ЦК ДОСААФ СССР.

Обучение в МДАиС

В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию.

3 июля 1987 года в Троице-Сергиевой лавре наместником монастыря архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество[4] с именем Диомид в честь мученика Диомида Врача[5].

Священник Михаил Неверов рассказывал о происшествии, случившимся «почти сразу после пострижения Сергея Дзюбана в монахи»: «Его поселили в одну келью с родным братом. В одну из ночей срочно была вызвана скорая помощь. Вся келья, в которой жили два брата, была забрызгана кровью. Пострадавших было двое. У монаха Диомида топором была рассечена кисть руки, а у его брата в крови была вся голова. Короче, что-то они не поделили. Скажу честно, в МДА за рукоприкладство исключают сразу. Здесь же… тишина. Как будто ничего и не произошло»[6].

18 июля 1987 года в день памяти преподобного Сергия Радонежского и 650-летия основания лавры рукоположён во иеродиакона митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым)[4].

В 1989 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию[4].

1 сентября 1991 года в Донском монастыре рукоположён патриархом Московским Алексием II во иеромонаха[4].

В 1993 году окончил Московскую духовную академию, но без степени кандидата богословия[7].

Впоследствии представил в Московскую духовную академию «научную работу, посвящённую деятельности святителя Арсения (Мацеевича), который был отправлен на каторгу Екатериной II за протесты против изъятия церковных земель», но рецензент, которому было поручено оценить качество диссертации, обратил внимание на то, что, исходя из стиля, она не могла быть написана человеком, живущим в начале XXI века. Тогда учёный решил просмотреть библиотечный формуляр автора диссертации, чтобы попробовать найти первоисточник, и оказалось, что им является очень редкая, ещё дореволюционная книга, которую архимандрит Диомид взял в библиотеке академии и увёз на Камчатку. Второй экземпляр этой книги рецензенту удалось найти в Ленинской библиотеке. Сравнив тексты, он обнаружил, что диссертация была процентов на семьдесят списана с этого старого издания. В итоге защита не состоялась, «что, однако, не помешало епископу Диомиду издать её впоследствии под своим именем»[7].

Священническое служение на Дальнем Востоке

В 1991 году послан служить на Камчатку в качестве командированного священника[4], став вторым священником на полуострове после Ярослава Левко. В 1992—2000 годах — настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Елизове Камчатской области и построенного Свято-Троицкого храма[4].

22 февраля 1993 года решением Священного синода «епископом Петропавловским и Камчатским определено быть насельнику Троице-Сергиевой лавры иеромонаху Диомиду (Дзюбану)»[8]. 28 августа патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Московского Кремля возведён в сан игумена. 28 декабря решение о назначении игумена Диомида епископом Петропавловским и Камчатским было отменено Священным синодом[9].

По воспоминаниям священника Михаила Неверова, проходившего у иеромонаха Диомида послушание перед поступлением в семинарию: «Первое, что вспоминается — это радикальная вражда о. Диомида со всем камчатским духовенством. Он всех настроил против себя и сам себя вел так, словно весь мир шёл войной против него. Помню его конфликт с Камчатским благочинным отцом Ярославом Левко. <…> Диомид обвинял о. Ярослава в сребролюбии, в незаконном сокращении служб и т. д. В СМИ появлялись статьи с описанием имущества о. Ярослава. Диомид его называл жидом и обновленцем. Говорил, что у о. Ярослава есть в наличии несколько квартир „на материке“, яхта, несколько машин, несметные денежные сбережения и т. д. Хотя реально, как потом выяснилось, и сотой доли из перечисленного у о. Ярослава не было. <…> Весь город обсуждал заявления Диомида. Православный народ оказался расколотым на два непримиримых лагеря. <…> Всё это обсуждалось в светских СМИ на радость безбожникам и сектантам <…> У о. Диомида вообще были странные отношения с архиереями. Так он <…> через СМИ обвинил Камчатского еп. Нестора <…> в сребролюбии и не стал ему подчиняться. Он его просто игнорировал. Например, когда владыка Нестор захотел послужить в Елизово на престольный праздник местного прихода (Успение Божией Матери), Диомид демонстративно начал службу на час раньше. Владыка, в полной растерянности приложился к центральной праздничной иконе и ни с чем уехал обратно. <…> Лет на шесть у нас в епархии утвердилось двоевластие. Закончилось всё хиротонией Диомида во епископы»[6].

По воспоминаниями диакона Андрея Кураева: «Как-то я был на камчатском приходе, где он служил, ещё будучи иеромонахом. И, честно говоря, у меня остались от этого посещения довольно печальные впечатления — уж больно грустные глаза были у прихожан в этом храме, какое-то катастрофическое переживание своей веры»[10].

Епископ Анадырский и Чукотский

19 июля 2000 года решением Священного синода избран епископом новоучреждённой Анадырской и Чукотской епархии. 21 июля патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Казанском соборе на Красной площади в Москве возвёл его в сан архимандрита. 9 августа патриарх Алексий в соборе Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря совершил наречение архимандрита Диомида во епископа Анадырского и Чукотского. 10 августа 2000 года в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве за Божественной литургией был совершена его архиерейская хиротония, которую совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин), митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), архиепископ Можайский Григорий (Чирков), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Бронницкий Тихон (Емельянов), епископы Илиан (Востряков), епископы Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), епископы Красногорский Савва (Волков), епископы Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов), Видновский Тихон (Недосекин)[4].

Отношения епископ Диомида с властями были сложными. Если при губернаторе Александре Назарове православию на Чукотке оказывалась поддержка (губернатор даже просил патриарха Алексия II помочь в становлении православия в регионе, и тот направил в автономный округ пятерых священников и 14 выпускников и учащихся Белгородской семинарии; собственно, после этого и был решён вопрос об открытии епископата на Чукотке), то при губернаторе Романе Абрамовиче, по словам Диомида, в регионе появилось очень много проповедников из Америки (так как в округ стало попасть намного легче, а иностранцев там никто не преследует). Тем не менее, деньги на строительство нового кафедрального собора губернатор всё же выделил — по утверждению СМИ, из личных средств, и это отчасти примирило епископа с губернатором[11].

В феврале 2004 года вместе с другими дальневосточными архиереями подписал обращение к президенту России Владимиру Путину с протестом против возможной передачи Японии островов Малой Курильской гряды[12].

19 июня 2005 года епископ Диомид освятил в Анадыре кафедральный собор во имя Живоначальной Троицы — деревянный храм высотой 26 м.

СМИ утверждали, что, по приблизительным подсчётам, за два года пребывания у власти Абрамович выделил на строительство православных храмов в регионе столько же средств, сколько выделялось за предшествующие 10 лет. Это в немалой степени способствовало тому, что к началу 2007 года на Чукотке насчитывалось уже 17 приходов и планировалось строительство первого монастыря[11].

С февраля 2007 года епископ Диомид начал выступать с публичными осуждениями того, что он полагал отступлением от православия в учении и практике руководства Московской патриархии.

27 июня 2008 года был с отсрочкой вступления в действие извергнут из сана Архиерейским собором РПЦ; 28 июня решением Священного синода Русской православной церкви был уволен от управления Анадырской епархией с запрещением в священнослужении; временное управление епархией было поручено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку (Тужикову). Решений не признал и выступил с заявлениями, осуждавшими руководство Московской патриархии. 6 октября Священный синод рассмотрел вопрос об исполнении определения Освященного Архиерейского собора от 27 июня 2008 года о деятельности бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида; члены Синода постановили считать решение Архиерейского собора об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу[3]. Диомид решений не признал и ушёл в раскол.

«Обращение», другие заявления и реакция на них

22 февраля 2007 года[13] в Интернете было опубликовано «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» за подписью епископа Диомида и нескольких священников и монахов, содержавшее критику руководства Московского патриархата[14].

Первоначально текст был размещён на сайте «Русь православная», редактируемом Константином Душеновым; за ним последовало интервью епископа порталу под заголовком «Компромисс в вере — это грех».

Андрей Кураев через два дня после публикации «Обращения» дал на него ответ, в котором отметил: «К сожалению, Обращение епископа Диомида характеризует его как человека, который уже давно и безнадёжно потерял связь с реальностью, и вряд ли это связано с отдалённостью его кафедры. Вопрос здесь в том, что́ он разрешает себе видеть, а что́ нет. Страсть тотальной подозрительности взяла над ним верх, и он всё перетолковывает, лишь подчиняясь этой страсти»[10].

7 марта 2007 года заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин обвинил Константина Душенова и Михаила Назарова в создании скандала: «вся эта история была раскручена двумя этими людьми и их общественными группами поддержки для того, чтобы в идеале устроить переворот в Русской Церкви, захватить в ней власть через дестабилизацию положения, а если по минимуму — то просто устроить очередную кампанию в свою славу, ради своих личных интересов»[15].

«Обращение…» вызвало обсуждение в церковной и общественно-политической среде. Особая острота дискуссии была обусловлена временем придания огласке «Обращения» — за несколько месяцев до состоявшегося 17 мая 2007 года объединения Московской патриархии и Русской зарубежной церкви. Это обстоятельство заставило высказаться руководство Московской патриархии в том смысле, что «Обращение…» могло быть целенаправленной диверсией, направленной на срыв объединения.

Так, митрополит Кирилл отметил 1 марта 2007 года, что данное письмо появилось именно в преддверии подписания Акта о каноническом общении с Русской зарубежной церковью и отражало те «протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской зарубежной церкви»[16]; он заявил, что «всё это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения, помешать Русской православной церкви восстановить своё единство». Митрополит высказал уверенность, что «главную роль здесь сыграла некая группа людей, которая ещё находится в тени»[17]. Спустя несколько дней митрополит Кирилл высказал более мягкую оценку ситуации.

Клирик РПЦЗ протоиерей Виктор Потапов впоследствии отмечал, что в РПЦЗ «вопросы, связанные с Диомидом, не вызвали особых дискуссий. Дело в том, что мы в своё время, в 70-х годах, прошли через подобные истории, когда крайне правые старостильные греки давили на наших первоиерархов, и Зарубежная Церковь, по сути, была изолирована от мирового православия. Сейчас, к счастью, мы вышли из этой изоляции».

Обращение поддержал генерал Ивашов, который «категорически не согласен с мнением о том, что Обращение владыки Диомида — это „провокация, направленная против священноначалия Московской Патриархии“. Провокатор как раз тот, кто это утверждает!»[18] 6 июня было обнародовано решение Епархиального собрания и открытое письмо патриарху Алексию II, которые повторяли мысли «Обращения…»[19], но в более категоричном тоне. «Решение» фактически требовало от Священного синода Русской православной церкви принесения покаяния в ереси: «1. Осуждаем экуменизм как ересь <…> Ради мира и церковного единства просим всех причастных к этой ереси принести покаяние и отречься от неё, да пребудем все едины в чистоте православного вероисповедания». Сбор подписей под открытым письмом патриарху Алексию II в поддержку решения Анадырско-Чукотской епархии от 6 июня 2007 года организовала редакция санкт-петербургской газеты «Русь православная» на специальном сайте[20].

28 июня опубликовано «увещательное послание» епископу Диомиду, принятое Духовным собором Свято-Троицкой Сергиевой лавры от 20 июня 2007 года: «своими обращениями преосвященный Диомид противопоставляет себя всей полноте Русской православной церкви и попирает принцип соборности»[21].

13 августа митрополит Кирилл, отвечая на вопрос о его отношении к «письму десяти академиков», обеспокоенных клерикализацией общества, провёл параллель между письмом Диомида и обращением академиков, сказав, что за обоими «скрывается желание изолировать Церковь»; он заметил, что не уверен в авторстве Диомида и будет на этом настаивать, пока сам с ним не поговорит[22][23].

В конце октября 2007 года митрополит Кирилл заявил: «Дискуссия по тем вопросам, которые ставятся в „обращении“, является нормальным элементом жизни церкви. Уже появилось, кстати, немало богословских отзывов на это „обращение“, что позволяет взглянуть на поднятые проблемы с разных углов зрения. Считаю такое обсуждение естественным и нормальным»[24].

9 октября было опубликовано интервью епископа Диомида, в котором он подверг критике молитву, совершённую патриархом Алексием II в ходе визита во Францию в соборе Парижской Богоматери[25].

В ноябре 2007 года в связи с сообщениями о пензенских затворниках диакон Андрей Кураев отметил: «такого рода „чукотцев“ немалое количество во всех регионах нашей страны. <…> Более десяти лет развивается в нашей Церкви этот тщательно насаждаемый сценарий „оранжевой революции“. „Оранжевая революция“ — это хорошо подготовленная имитация спонтанного народного бунта. И год за годом листовка за листовкой, газета за газетой бьют в одну точку: патриархия ничего не понимает ни в православной вере, ни в знамениях современности, пришло время апостасии (отступления от православной веры), пришло время тьмы и антихриста. Эти издания нередко массово и бесплатно рассылаются по приходам. И лишь однажды источник финансирования был более-менее понятен — когда алармистская газета „Русь православная“ выходила в качестве приложения к коммунистической „Советской России“. Сегодня же, кроме этой газеты, аналогичные страхи сеют „Русский вестник“, „Дух христианина“, „Первый и Последний“ (ранее — „Сербский Крест“), „Исцеление верой“ (Краснодарский край), „Благовестник“ (Самара), „Пасха Третьего Рима“ (Нижний Новгород), плюс с недобрый десяток интернет-ресурсов»[26].

На заседании Священного синода РПЦ 15 апреля в отношении двух периодических изданий, которые «выходят по благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана)», утверждалось: «деятельность изданий „Дух христианина“ и „Пасха Третьего Рима“ является вредной для Церкви, вносит в среду православных христиан дух неправды, распрю и разделение. Синод постановил считать невозможным распространение указанных изданий или отдельных их материалов в храмах и монастырях Русской православной церкви, в связанных с нею книготорговых учреждениях и различных сетях распространения информации, а также на православных выставках и ярмарках»[27].

10 июня опубликовал «Открытое письмо клириков и монашествующих Анадырской и Чукотской епархии Патриарху Алексию II», которое гласило: «Считаем необходимым сообщить, что ни клир, ни миряне не примут нового епископа и будут отстаивать служение на Чукотской кафедре епископа Диомида». Иеромонах Агафангел (Белых) по поводу этого обращения уточнял: «подписи нескольких клириков были поставлены в их отсутствие на этом собрании. А подпись священника Леонида Цапока появилась под обращением следующим образом — он подписался только лишь под протоколом собрания (в котором было зафиксировано его несогласие буквально по всем пунктам). В итоге его имя непонятным образом оказалось и под „Обращением“. По свидетельствам клириков епархии (иеромонах Николай из посёлка Эгвекинот, иеромонах Андрей из посёлка Билибино, иерей Евгений из Певека), их подписи попали в обращение также обманным путём»[28].

19 июня Диомид заявил, что не собирается приезжать на Архиерейский собор из-за болезни[29].

Специальная богословско-каноническая комиссия Русской православной церкви во главе с митрополитом Филаретом (Вахромеевым) изучила документы за подписью Диомида и пришла к выводу, что они порочат авторитет Церкви и «фактически провоцируют раскол». В связи с этим 27 июня Филарет подписал заключение комиссии, что «епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду»[30].

Отстранение от управления епархией

На Архиерейском соборе, открывшемся среди двух противостоящих пикетов у входа в Зал церковных соборов[31], патриарх Алексий II 24 июня 2008 года, в частности, сказал:

Хранение единства предполагает соблюдение Церкви от разделений и расколов. Минувшие годы вновь показали, сколь легко соблазн раздора и смуты проникает в церковную среду и сколь быстро ему могут поддаться члены Церкви — от рядовых мирян до отдельных епископов, заявляющих, что только они хранят истину и подлинное благочестие и противопоставляющих себя церковной Полноте. Показательно, что эти претензии, как правило, сочетаются у таких лжеревнителей не только с огульным осуждением Священноначалия и несогласных с ними клириков и мирян, но часто также с элементарной безграмотностью и с откровенной ложью. <…> Одной из острых проблем, стоящих сегодня перед Православием, являются тенденции маргинализации, проявляющиеся в разных формах, но базирующиеся на общем основании — эсхатологических страхах и стремлении к сектантскому изоляционизму, поборники которого хотели бы навязать его всей Русской Церкви. Фактически мы столкнулись с проблемой почти открытого противостояния некоторых представителей клира и мирян Священноначалию. Печально сознавать, что эти настроения были поддержаны отдельными представителями епископата. <…> Каждый архипастырь должен чётко знать свои полномочия и действовать исключительно в границах своей юрисдикции. Нарушением принципа канонической ответственности архиерея является не только открытие храмов или рукоположение клириков вне пределов своей епархии, но и благословение им печатных изданий или деятельности общественных организаций на чужой территории, а также вопреки волеизъявлению высшей церковной власти. <…> Полагаю, что настоящий Собор призван дать таким действиям ясную и твёрдую оценку[32].

27 июня Архиерейский собор принял определение «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского», гласившее: «<…> 2. За совершение канонических преступлений <…> епископ Диомид извергается из священного сана. 3. <…> Собор призывает епископа Диомида к немедленному прекращению деятельности, соблазняющей чад Церкви и провоцирующей раскол, и к принесению покаяния за содеянное перед всей Церковной Полнотой в лице Священного Синода на его ближайшем заседании. <…> 5. Решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступает в силу в случае его отказа выполнить указания, содержащиеся в пункте 3 настоящего определения. <…>»[33].

На состоявшемся 28 июня заседании (Архиерейский собор официально продолжал работу до 29 июня[34]) Священный синод постановил уволить епископа Диомида от управления Анадырской епархией с запрещением в священнослужении; временное управление епархией было поручено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку (Тужикову)[2]. На синодальном определении нет подписей митрополитов: Токийского и всея Японии Даниила, Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (предстоятеля РПЦЗ), Таллинского и всея Эстонии Корнилия, которые 23 июня были включены «в состав Священного Синода, являющегося по Уставу Президиумом Архиерейского Собора, на время работы Собора»[35]; однако их подписи значатся под определением Собора, принятом накануне[33]. По некоторым сведениям, митрополит Иларион воздержался при голосовании об извержении из сана епископа Диомида.

29 июня Диомид объявил, что «не намерен ни в чём каяться, так как не считает себя виноватым»[36]; продолжал де-факто управлять епархией. В тот же день сказал в интервью «Независимой газете»: «Конечно, у нас не любят выслушивать другие мнения. Потому я и протестую против церковного тоталитаризма. Я выступил в защиту православной веры, против размывания её другими верами. И считаю, что решение Собора незаконное. Я должен был лично присутствовать на этом заседании. <…> Я не собираюсь покидать Чукотку. Буду исполнять те обязанности, которые мне будут предписаны, хоть монаха. Не собираюсь ни в чём каяться. Это мои убеждения, и я призываю к чистоте и прочности нашей веры. Меня многие поддерживают, поддерживают и прихожане. В ближайшее время приедет новый епископ Чукотки»[37].

30 июня направил жалобу на решение Архиерейского собора в Церковный суд[38]; в тот же день официальный представитель патриархии Владимир Вигилянский заявил, что Церковный суд не примет жалобы епископа Диомида, так как «Архиерейский Собор поручил Священному Синоду суд над епископом Диомидом. То есть в данном случае Священный Синод является высшей инстанцией церковного суда»[39].

Епископ Егорьевский Марк (Головков) в интервью сайту Благовест-инфо, опубликованном 3 июля, отметил: «Люди, которые говорят о верности епископу Диомиду, очень часто заблудшие и непонимающие. Как-то к нам, к Отделу [к зданию Отдела внешних церковных связей в Даниловом монастыре] пришла группа людей, человек 7-8, которые сказали, что хотят представить священноначалию письмо в поддержку епископа Диомида. <…> я принял их в кабинете, угостил чаем, поговорил. Они как-то растаяли, сказали: „С нами же никто не разговаривает, а вот вы говорите…“ И среди этих людей только один человек оказался … неадекватным, он, как зомбированный, говорил одно и то же, какой-то набор штампов, казался невменяемым. Остальные люди оказались вполне хорошими, мы стали говорить о каких-то практических вещах, я им объяснил позицию священноначалия, все согласились, стали обсуждать проекты работы церковных общин. Я в добром настроении расстался с ними, состоялся хороший разговор. Думаю, что многие из тех, кто стояли с плакатами [в пикете в поддержку епископа Диомида у храма Христа Спасителя в дни работы Архиерейского Собора], просто требуют к себе внимания, им нужно все объяснить, рассказать»[40].

4 июля в Анадырь прибыл архиепископ Марк (Тужиков). Как сообщал иеромонах Агафангел (Белых), епископ Диомид уклонился от встречи с прибывшим временно управляющим епархией, несмотря на то, что последний обещал, «что при встрече ему будут оказаны все почести, соответствующие архиерейскому сану, и максимально благожелательный приём»[28]. 7 июля архиепископу Марку не удалось войти в епархиальное управление, которое размещалось на частной квартире в Анадыре; Диомид отбыл в тот же день утром из Анадыря на Мыс Шмидта, что истолковывалось как его отказ прибыть на летнюю сессию Священного синода[41]. В ходе переговоров с прежними сотрудниками епархиального управления были даны письменные обязательства по передаче документов, ключей от храмов города Анадыря и печатей епархии и приходов. Эти договорённости были неоднократно нарушены и, в конечном итоге, не выполнены, за исключением передачи печатей и части ключей. В результате этого временно управляющим Анадырской епархией архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком было подано заявление в прокуратуру по факту хищения уставной, административной и финансово-хозяйственной документации Анадырской епархии[28].

10 июля епископ Иларион (Алфеев) сказал: «Просто мы имеем дело с каким-то проектом, который кем-то раскручивается. И владыка Диомид используется как личность, с которой этот проект мог бы ассоциироваться. Собственно, цель проекта — создать очередную альтернативу Русской православной церкви с каким-нибудь похожим названием»[42].

15 июля в рамках следственных действий сотрудники правоохранительных органов в присутствии понятых произвели выемку документов со склада храма Преображения Господня города Анадыря и из частной квартиры, где они находились в нарушение законодательных требований к хранению подобной документации[28].

По словам религиоведа Романа Силантьева, «секта имела какие-то перспективы разрастись, диомидовцев пытались использовать как катализатор создания мощной оппозиции внутри церкви. Но всё рухнуло после того, как Диомид по совершенно ничтожной причине не приехал на Архиерейский собор, и в оправдание предоставил липовую справку о болезни».

Предание анафеме иерархов РПЦ и иные заявления

17 июля 2008 года выступил с «Обращением», в котором предал анафеме патриарха Алексия II, а также митрополита Кирилла (Гундяева), его предшественника на посту председателя ОВЦС митрополита Филарета (Вахромеева) «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех вместе с ними помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в Них не изливаются, и тако дерзающим противу Их на бунт и измену, и всем отменяющим сей Православный анафематизм» (имеется в виду анафематизм Недели Православия, не провозглашаемый в Русской Церкви с 1918 года)[43]. «Обращение» извещало, что на время разрешения догматических и канонических вопросов Диомид намерен перевести Чукотскую епархию Русской православной церкви на самоуправление, «то есть с ведением дел вне подчинения еретическому священноначалию».

В отношении решения прошедшего Архиерейского собора «Обращение» гласило:

«Все решения прошедшего Архиерейского Собора, в том числе о лишении меня священного сана, признаю не имеющими канонической силы ввиду открытого исповедания участниками этого Архиерейского Собора основных положений ересей цареборчества, экуменизма и глобализма, а также в виду грубых нарушений 74-го Правила святых Апостолов и 28-го Правила Карфагенского Собора, регламентирующих процедуру проведения церковного суда».

18 июля было обнародовано мнение руководителя московского отделения Союза русского народа Михаила Назарова: «Я думаю, что владыку Диомида поддержит четверть верующих РПЦ, ведь он остался единственно верным церковным канонам архиерей. Это приведёт к размежеванию внутри церкви»[44]. Религиозный обозреватель Независимой газеты Павел Круг полагал: «Похоже, проблема Диомида станет долгим и трудным бременем не только для РПЦ, но и для государства, потому что весь пафос его борьбы за чистоту православия — это непримиримая критика нынешней государственной власти, которую всемерно поддерживает Церковь. А из церковной среды порой выходят не только сервильно настроенные иерархи, но и беспощадные критики»[45].

24 июля было сообщено, что архиепископ Марк (Тужиков) запретил в служении четверых «священников-диомидовцев»[46]. 29 июля было сообщено об отказе в возбуждении уголовного дела по факту хищения уставных документов[47].

Архиепископ Прокл (Хазов)высказался так: «Это надо же додуматься анафематствовать самого Патриарха, который избирается пожизненно и несёт ответственность только перед Собором! Не говоря уж о том, что такую серьёзную меру, как отлучение от Церкви, по церковным канонам, может налагать лишь Собор или, по крайней мере, Синод или Патриарх, но никак не рядовой епископ. Потому что анафема есть свидетельство того, что тот или иной человек не принадлежит к Церкви. Как может один человек говорить от имени всей Церкви?! Действительно, когда Господь хочет наказать человека, он лишает его разума. И „анафема“ 17 июля показывает это»[48].

В конце июля 2008 года Диомид выступил с новыми заявлениями. 5 августа было распространено его заявление, что он не поминает патриарха Алексия II. 7 августа стало известно, что Диомид вернулся в Анадырь из посёлка Мыс Шмидта. По словам представителя Анадырской епархии, церковная жизнь в столице округа нормализуется. В храмах регулярно совершались богослужения, в жизни церковных общин активное участие стали принимать новые прихожане, в то время как «попытка создать неблагоприятную атмосферу вокруг прибывшего на Чукотку архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка не увенчалась успехом»[49].

11 августа были распространены его высказывания по поводу намеченного на 2 сентября 2008 года заседанию Священного синода: «А я уже анафему произнес. Я свою позицию высказал 17-го числа. До этого числа я патриарха поминал на богослужениях. А сейчас я просто „место“ поминаю, а его — нет». Он также разъяснил, что полагает Московскую патриархию «вдовствующей»[50].

13 августа 2008 года президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, высказал мысль, что чем больше в РПЦ будет людей, подобных епископу Диомиду, тем будет лучше для неё: «Хотел бы обратить внимание на одну очень важную подробность: епископ Диомид — сравнительно молодой человек, то есть на самом деле это та новая генерация священников, которая у нас подрастает, и, может быть, дай бы Бог, чтобы у всех была столь же болезненная и обостренная совесть, как у этого молодого человека»[51]. В заявлении на следующий день Симонов выразил несогласие с антиэкуменической позицией диомидовцев: «Владыка в этом вопросе неправ, потому что он обличает не экуменизм, а всеядность, а это совсем разные вещи».

Лишение сана и уход в раскол

6 октября 2008 года в Синодальной палате патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялось заседание Священного синода под председательством патриарха Алексия II, на которое был вызван епископ Диомид и на которое он не прибыл, был рассмотрен вопрос об исполнении определения Освященного Архиерейского собора от 27 июня 2008 года о его деятельности. Члены Синода констатировали «игнорирование епископом Диомидом приглашений на заседания Священного Синода, направленных ему телеграммами 11 сентября, 23 сентября, 1 октября 2008 года, отсутствие с его стороны покаяния и продолжение деятельности, осуждённой Определением Освященного Архиерейского Собора 24-29 июня 2008 года» и постановили считать решение Архиерейского собора об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу[3].

Заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Когда Господь оставляет и наказывает человека, он лишает его разума. Именно это и происходит в данном случае. <…> Открыта была (и до сих пор открыта) дверь к покаянию. Но, к сожалению, владыка всё дальше уходит в какие-то отдалённые места: сегодня это мыс Шмидта, завтра, не дай Бог, будет какая-то пещера»[52].

25 октября 2008 года монах Диомид единолично (что недопустимо по канонам) «рукоположил» во «епископа Богородского» своего родного брата Феофила (Дзюбана)[53] и объявил, что возрождает «Святейший правительствующий синод», предаёт анафеме «ереси имяборчества» (то есть становится на жёсткие позиции имяславия), цареборчества и экуменизма и призывает своих сторонников не ходить в храмы РПЦ, как не имеющие действительных таинств, организовывать собственные общины[54]. Примерно тогда же Диомид также единолично «рукоположил» во «епископа Тверского» Корнилия (Радченко)[55][56]. 26 октября Феофил был назначен «Председателем Святейшего Правительствующего Синода»[53].

10 ноября в интернете был распространен его «указ», в котором объявляется о воссоздании «Святейшего Правительствующего Синода», каким он был до революции — то есть без патриарха. В составе этого учреждения оказались только сам Диомид и его родной брат[57]. 22 ноября на заседании Синода Украинской православной церкви произошло покаяние украинского сподвижника бывшего чукотского иерарха епископа Ипполита (Хилько). По сообщению информационного агентства Интерфакс, «епископ Ипполит истово каялся, бил земные поклоны, обещал предать анафеме всю свою прошлую деятельность по поддержке диомидовских раскольников и отменить свои благословения последователям царебожия, противникам штрих-кодов, паспортов, активной миссии, а также клеветникам священноначалия Русской православной церкви»[58]. 27 ноября 2008 года редакционная статья в «Независимой газете» констатировала происходящий «закат диомидовщины»[57].

28 ноября временный управляющий Анадырской епархией архиепископ Марк (Тужиков) заявил, что Диомид может быть отлучён от Церкви: «За то время, что я управляю Анадырской и Чукотской епархией, ни Диомид, ни его сторонники ни разу не появлялись в храме, ни разу не исповедовались, ни разу не причащались. А по правилам, если человек пропустил две службы, он отлучается от церковного общения, поскольку он этим свидетельствует, что Церковь ему не нужна»[59].

Дальнейшая жизнь

В 2009 году поселился на Чукотке в посёлке Мыс Шмидта, где «возглавлял» небольшой приход[11]. Согласно интервью религиоведа Романа Силантьева 2009 года, «у него сломана нога, и лечить её он особо не хочет, потому что боится, что его до смерти залечат масоны».

17 сентября 2009 года «запретил в священнослужении» Корнилия (Радченко) и исключил его из состава «РПЦ-СПС» за самочинную канонизацию императора Николая II в чине «искупителя»[55].

Как отмечалось в издании «Религиозно-общественная жизнь российских регионов»: «в июне 2013 г. до нас дошли слухи, что еп. Диомид находится в Елизово на Камчатке и ведет со своими последователями замкнутую, полуконспиративную жизнь, поддерживает контакты с русскими националистами. Достоверность этих слухов проверить мы не сумели».

В октябре 2016 года «Независимая газета» опубликовала его первое за несколько лет интервью, а также сообщала: «бывший епископ отвечал из неизвестного далека, не открыв своего местопребывания. Выяснилось, что Диомид, которого РПЦ считает простым монахом, продолжает следить за РПЦ, одновременно оставаясь твёрдым в своём неприятии Московского патриархата»[60].

5 февраля 2018 года в Воронеже «сослужил» вместе с «архиепископом Севастопольским и Крымским» Мартином (Лапковским), который также не находился в какой-либо юрисдикции, установив с ним «евхаристическое общение». Оба религиозных деятеля сблизились «на почве почитания имяславия»[61].

Погиб 20 ноября 2021 года в автомобильной катастрофе[1].

Награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Бывший Чукотский епископ Диомид погиб в ДТП под Петербургом. Интерфакс-Религия (22 ноября 2021). Дата обращения: 23 ноября 2021. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  2. 2,0 2,1 Журнал № 56 заседания Священного синода Русской православной церкви от 28 июня 2008 года Архивировано 27 марта 2012 года.. На официальном сайте Московской патриархии 28.6.2008.
  3. 3,0 3,1 3,2 Журналы заседания Священного синода Русской православной церкви от 6 октября 2008 года. Архивировано 8 апреля 2013 года. / Журнал № 90. Патриархия.ru, 6.10.2008.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Журнал Московской Патриархии. — 2000. — № 11. — С. 25, 32.
  5. Имя святого, в которого его постригли в монашество, определено исходя из Православного церковного календаря Московского патриархата на 2008 год : см. 29 августа (н. ст.)
  6. 6,0 6,1 На епископа-отступника накопали компромат. Архивная копия от 29 января 2014 на Wayback Machine // Комсомольская правда. — 18.07.2008.
  7. 7,0 7,1 Епископ Диомид не сумел защитить диссертацию, так как списал её с чужой книги, рассказали в Московской духовной академии Архивная копия от 28 июня 2008 на Wayback Machine. Интерфакс, 27.06.2008.
  8. 22 февраля (версия для печати) / Православие. Ru. Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано 16 октября 2014 года.
  9. Определения Священного Синода [1993.12.27-28: «отменить постановление Священного Синода о назначении епископом Петропавловским и Камчатским игумена Диомида (Дзюбана)»] // Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. М., 1993. — № 11-12. — С. 48.
  10. 10,0 10,1 Неправда епископа Диомида. Русская линия. Библиотека периодической печати. Архивная копия от 21 октября 2020 на Wayback Machine
  11. 11,0 11,1 11,2 Диомид, бывший епископ Анадырский и Чукотский. lenta.ru Архивная копия от 5 ноября 2020 на Wayback Machine
  12. Обращение Дальневосточных Архиереев Русской Православной Церкви к Президенту Российской Федерации Путину В. В.. Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 28 января 2021 года.
  13. Паломникам напомнили об обвинениях РПЦ в ереси Архивная копия от 10 марта 2016 на Wayback Machine. Lenta.ru, 20.4.2008.
  14. Мятеж епископа Диомида. РИА Новости, 05.02.2007. Архивная копия от 19 апреля 2007 на Wayback Machine
  15. Т/к «Вести-24»: интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным Архивная копия от 15 марта 2007 на Wayback Machine. Интерфакс-Религия.
  16. Письмо епископа Диомида направлено на срыв объединения Русской православной церкви — митрополит Кирилл. Интерфакс, 01.03.2007. Архивная копия от 30 сентября 2007 на Wayback Machine
  17. Митрополит Кирилл: за письмом Диомида могут стоять другие люди Архивная копия от 21 ноября 2007 на Wayback Machine. РИА Новости, 1.3.2007.
  18. «Защита православных святынь — священный долг каждого русского националиста» Архивная копия от 10 августа 2014 на Wayback Machine. «Русь православная».
  19. Решение Епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии и открытое письмо Патриарху 6 июня 2007 г.. Дата обращения: 10 июня 2007. Архивировано 1 июля 2007 года.
  20. Архивированная копия. Дата обращения: 4 июля 2007. Архивировано 1 июля 2007 года.
  21. «Своими обращениями преосвященный Диомид попирает принцип соборности». rusk.ru (28 июня 2007). Архивировано 13 февраля 2021 года.
  22. Первым итогам восстановления единства внутри Поместной Русской православной церкви была посвящена онлайн-конференция в РИА «Новости» Архивная копия от 22 июня 2008 на Wayback Machine. Сайт ОВЦС.
  23. Митрополит Кирилл считает бесперспективными попытки заставить Церковь уйти в изоляцию Архивная копия от 29 сентября 2007 на Wayback Machine. Интерфакс, 13.8.2007.
  24. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Не избежишь радикального ответа» Архивная копия от 29 октября 2007 на Wayback Machine // Московские новости. — № 42. — 26.10. — 1.11.2007.
  25. После православного молебна в соборе Парижской Богоматери Святейший Патриарх Алексий поклонился Терновому венцу Спасителя Архивная копия от 23 октября 2007 на Wayback Machine. Официальный сайт МП, 3.10.2007.
  26. Интерфакс-Религия: Диакон Андрей Кураев. К вопросу о пензенских сидельцах. Дата обращения: 21 марта 2019. Архивировано 23 сентября 2020 года.
  27. Священный Синод констатировал антицерковный характер изданий «Дух христианина» и «Пасха Третьего Рима» Архивная копия от 21 апреля 2008 на Wayback Machine. Официальный сайт МП, 15.04.2008.
  28. 28,0 28,1 28,2 28,3 Иеромонах Агафангел (Белых) сообщил о ситуации в Анадырской и Чукотской епархии Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine. sedmitza.ru, 17.07.2008.
  29. Епископ Диомид не приедет на Архиерейский Собор. Интерфакс, 19.07.2008. Архивная копия от 18 мая 2014 на Wayback Machine
  30. Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским Архивная копия от 16 апреля 2021 на Wayback Machine. Патриархия.ru, 27.06.2008.
  31. Козенко А., Коробов П. Православные пошли крест на крест // Коммерсантъ. — № 107 (3924). — 25.6.2008.
  32. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. // 17. Современные вызовы церковному единству и ответ на них. Архивная копия от 26 июня 2008 на Wayback Machine На официальном сайте МП 24 июня 2008 г.
  33. 33,0 33,1 Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24—29 июня 2008 года «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского» Архивная копия от 28 июня 2008 на Wayback Machine На официальном сайте МП 27 июня 2008 г.
  34. Архиерейский Собор Архивная копия от 31 июля 2008 на Wayback Machine Официальный сайт Собора
  35. В состав Священного Синода на время работы Собора включены первоиерархи Японской, Русской Зарубежной и Эстонской Церквей. Архивная копия от 29 июня 2008 на Wayback Machine На официальном сайте МП 23 июня 2008 г.
  36. Епископ Диомид отказался каяться и намерен служить, несмотря на запрет Архивная копия от 2 июля 2008 на Wayback Machine. Интерфакс-Религия, 29.6.2008.
  37. Рожков Е. Епископ Диомид не намерен каяться. «Высшие церковные деятели заигрывают с католиками, властями, а о служении Богу забывают». Архивная копия от 3 октября 2008 на Wayback Machine // Независимая газета. — 30.6.2008.
  38. Лишенный сана епископ Диомид обжаловал решение Архиерейского собора. РИА Новости (30 июня 2008). Дата обращения: 23 ноября 2021. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  39. Церковный суд не примет жалоб епископа Диомида - РПЦ. РИА Новости (30 июня 2008). Дата обращения: 23 ноября 2021. Архивировано 23 ноября 2021 года.
  40. Епископ Егорьевский Марк: Сознательных сторонников епископа Диомида — единицы. Архивная копия от 22 октября 2019 на Wayback Machine // Благовест-инфо
  41. Запрещенный в служении епископ Диомид скрылся в удаленном углу Чукотки. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» (7 июля 2008). Дата обращения: 21 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
  42. Епископа Диомида используют силы, пытающиеся создать альтернативу Русской Церкви. Interfax.ru (10 июля 2008).
  43. Епископ Диомид предал анафеме патриарха Алексия (дополненная версия). Архивная копия от 11 января 2009 на Wayback Machine Интерфакс 17 июля 2008 г.
  44. Разнославная церковь Архивная копия от 20 июля 2008 на Wayback Machine // «Коммерсантъ» № 124(3941) от 18 июля 2008 г.
  45. Раскол. Епископ Диомид предал анафеме Патриарха Алексия II Архивная копия от 18 мая 2014 на Wayback Machine // Независимая газета 18 июля 2008 г.
  46. Временно управляющий Чукотской епархией запретил в служении несколько священников-диомидовцев Архивная копия от 18 мая 2014 на Wayback Machine // официальный сайте Русской православной церкви, 24 июля 2008 г.
  47. По всей строгости светского закона Архивная копия от 30 октября 2010 на Wayback Machine Коммерсантъ № 130(3947) от 26 июля 2008 г.
  48. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 апреля 2018. Архивировано 28 апреля 2018 года.
  49. Епископ Диомид, отлученный от служения, вернулся в Анадырь. РИА Новости (7 августа 2008). Дата обращения: 21 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.
  50. Епископ Диомид назвал Русскую церковь «вдовствующей» Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine Интерфакс 11 августа 2008 г.
  51. Руководитель Фонда защиты гласности желает, чтобы в Церкви было больше таких людей, как епископ Диомид Архивная копия от 18 мая 2014 на Wayback Machine // Интерфакс, 13 августа 2008 г.
  52. Анафема от Диомида Архивная копия от 23 ноября 2018 на Wayback Machine // Российская газета. — № 4710. — 18.7.2008.
  53. 53,0 53,1 Феофил (Дзюбан) Архивная копия от 27 мая 2012 на Wayback Machine. Портал «Анти-раскол».
  54. Иерархия церквей. «Русская Православная Церковь — Святейший Правительствующий Синод».. Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  55. 55,0 55,1 Информационно-консультационный центр Св. Иринея Лионского. Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано 18 мая 2015 года.
  56. «Русская Православная Церковь — Святейший Правительствующий Синод».. Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано 18 мая 2015 года.
  57. 57,0 57,1 Закат диомидовщины. Независимая газета (27 ноября 2008). — Опасность раскола в Русской православной церкви миновала. Дата обращения: 29 ноября 2008. Архивировано 18 сентября 2009 года.
  58. Главный украинский сподвижник епископа Диомида отрёкся от своих взглядов и принёс покаяние. Интерфакс (24 ноября 2008). — Опасность раскола в Русской православной церкви миновала. Архивировано 20 февраля 2012 года.
  59. Бывший епископ Диомид может быть отлучен от Церкви — епархия. РИА Новости (28 ноября 2008). Архивировано 22 февраля 2012 года.
  60. Мятежный Диомид продолжает обличать РПЦ Архивная копия от 26 октября 2016 на Wayback Machine // Независимая газета. — 19.10.2016.
  61. Имябожники нашли друг друга. Архивная копия от 18 февраля 2018 на Wayback Machine Internet Sobor.
  62. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2000 г. № 2104 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

Литература

Ссылки