Дин (религия)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Арабское написание слова «дин»
Ислам
Ar Liwa hariadhi islamic flag.svg
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал     Категория     Викисловарь     Викицитатник     Викитека     Викиновости     Викисклад

Дин (араб. دين‎ [дӣн] — букв. «вера», «религия») — многозначный исламский термин, которым обозначают «суд», «воздаяние», «веру», «смирение», «богобоязненность», «единобожие», «почитание» и другие понятия. На русский язык чаще всего переводится в значении религии, которая может быть истинной (дин аль-хакк) и ложной (дин аль-батиль). Согласно исламской догматике, истинной религией является только ислам, а все остальные верования являются ложными[1].

В Коране этот термин употребляется свыше 100 раз в разных значениях. В суре Аль-Бакара выражение йаум ад-дин означает «день Суда»[2], в суре Аз-Зумар — «религию», «веру» отдельного человека[3] и религию как систему ритуальной практики[4] . Термин дин прилагается как к исламу[5], так и к язычеству[6], иудаизму или христианству[7].

Основное кораническое значение термина дин связано прежде всего с важнейшей для Корана идеей обязательности подчинения Аллаху и его беспредельной власти. В средневековой мусульманской теологии кораническое понятие дин имело множество толкований. Эти толкования отражали уже иной уровень религиозного сознания, новые проблемы, вставшие перед обществом и воспринимался обычно как совокупность трех составляющих. В зависимости от позиции школы или направления, набор и понимание этих составляющих менялись. Наиболее широкое распространение получило определение дина, как совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам) и совершенствования в искренности веры (ихсан)[8].

Различия между течениями

Из всех трёх аспектов дина ханафиты подчёркивали значение веры (иман), ашариты — важность соблюдения религиозных предписаний (исдам), ханбалиты — значение «подлинной традиции» — Корана и сунны. Некоторые ханбалиты отмечали, что дин есть таклид («традиция», «предание»), другие подчеркивали значение «намерения» (ният) человека. Последние были близки с суфийскими авторитетами, выделявшими психологические аспекты веры. Суфии усматривали в дине три последовательные стадии:

  1. шариат (иман) — точное следование заветам Корана и сунны;
  2. тарикат (ислам) — духовное самосовершенствование и самонаблюдение;
  3. хакикат (ихлас) — достижение истинного знания о Боге или даже соединение с ним[8].

Али аль-Джурджани (1339—1413) сопоставил понятие дин, милла и мазхаб. Он считал, что дин — это закон, которому следует подчиняться, милла — закон, который объединяет людей, а мазхаб — закон, которому стремятся следовать люди[8].

В более широком смысле дин (духовное) противопоставлялась понятию дунья (материальное). Диалектика этих понятий, область действия каждого из них, степень их связи и противопоставления всегда составляли важный элемент религиозной и социальной полемики. Так, египетский богослов М. Р. Рида (1865—1935) относил социальную сферу к дину. «Братья-мусульмане» включали в понятие ислама и дин и даула («государство», «сфера политики»). Сторонники секуляризации считают понятия дин и ислам идентичными. В некоторых арабских именах (например, Салах ад-Дин, Фахр ад-Дин), а также в исламской литературе слово ад-Дин часто употребляется как синоним термина ислам[8].

Примечания

Литература