Дзурдзуки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карта Кавказа, 1676 год. Дзурдзукия на французском отмечена как «Zuirie»
Дзурдзуки на карте Вахушти Багратиони. 1745 год.

Дзурдзу́ки или дурдзу́ки (груз. დურძუკები) — средневековый этноним, употреблявшийся преимущественно в грузинских и арабских источниках в IX—XVIII вв. Одни исследователи локализуют дзурдзуков в горной Ингушетии и отождествляют с ингушами[1][2][3][4][5], другие считают что в период Средневековья южно-кавказским народам население Чечни известно под именем «дурдзуков», или «дзурдзуков»[6][7][8], а население Ингушетии под именами «Глигви», «гилигии»[9][10]. Другие же исследователи отождествляют их в общем с предками как ингушей, так и чеченцев[11][12][13][14][15][16][17]. Грузинский историк В. Н. Гамрекели утверждает, что «Дурдзук» определенно и, при всех его упоминаниях, единообразно локализуется, между Дидоэт-Дагестаном на востоке и ущельем реки Терека, на западе[18].

Этимология

Грузинские авторы считают этноним «дзурдзуки» производным от имени легендарного Дзурдзука (Дзурдзукоса). Вместе с тем существует несколько гипотез происхождения данного термина.

М. М. Базоркин проводил аналогию между Дзурдзуком и Джерахматом — легендарным предводителем Джераховского общества, упомянутого в ингушских сказаниях. Он связывал корни данных эпонимов («дзур» и «джер»), объясняя их значение от грузинского «джари», что значит «войско»[19].

С. Джамирзаев, посвятивший реконструкции этого этнонима специальную статью, пишет: "Дзурдзуки в грузинских источниках упоминаются как воины, поэтому первая часть этого слова сопоставляется с чеченским словом «сур» («войско»), а вторая — с «дукъ» («хребет»), то есть «войско хребта»[20]. В другой своей работе он связывает этноним «дзурдзуки» с наименованием чеченского тайпа «дзандакъой/сандакъой»[21].

А. Куркиев связывал термин «дзурдзуки» или «дурзуки» с термином «дардза къонгаш» («сыновья вьюги») в нартских сказаниях ингушей («Мать вьюги» и «Семь сыновей вьюги»)[22].

А. В. Твёрдый сопоставил этноним дзурдзуки с названием урочища «Зурзука», находящегося юго-восточнее села Улус-Керт в Аргунском ущелье Чечни[23][24].

А. Ф. Гольдштейн упоминает прибытие грузинских миссионеров в XII веке на территорию горной Ингушетии. Позже в грузинских хрониках появляются упоминания о дзурдзуках и глигвах (чеченцах и ингушах)[25].

Е. И. Крупнов в своих трудах так же упоминая дзурдзуков и глигвов ссылаясь на грузинские хроники известных на Кавказе с XI века по XVIII век. В известном своде грузинских летописей «Картлис Цховреба» указывается, что предком «дзурдзуков» был «Кавкасос»[26].

А. Ж. Сен-Мартен французский востоковед: «Дзурдзук, самый известный из сыновей Кавказоса, удалился в долину в горах, которая по его имени была названа Дзурдзукети (ныне Мисджеги)[27]

По хронике Вахушти Богратиони, 429, древние грузины называли землю чеченцев Дзурдзухети, по Дзурдзухосу, мноическому внуку Кавказоса, который будто-бы, когда-то там поселился, или будто-бы, народ был разделён на две группы — кисты и глигвы (ghligWi). Это сказание указывало-бы на картвельское происхождение народа Нахчи, против которого чего, впрочем, говорит многое[8].

История

Дзурдзукетия (Мичкизы). Атлас Кавказа. Дюбуа де Монперё Ф., 1843

Впервые этноним «дзурдзуки» (или «дурдзуки») в исторических документах упоминается в первой половине IX века в сочинении арабского географа Ибн аль-Факиха. Вместе с тем, по мнению некоторых авторов этноним упомянут и в Армянской географии начала VII века[4]. В XI веке дзурдзуки упоминаются другим арабским автором Аль-Балазури. В том же веке дзурдзуки фиксируются в трудах грузинских историков Леонти Мровели и Джуаншера, а позднее в хронике начала XIII века. В частности, Мровели приводит описание совместного похода дурдзуков и дидойцев, а Джуаншер, как и ранее арабские авторы, сообщает о постройке в казвказских горных проходах оборонительных сооружений и одного из них в Парчуане Дурзукетском[28]. Последний А. Н. Генко локализут в Ассинском ущелье горной Ингушетии[2]. В названной грузинской хронике XIII века в числе других упоминается и Дзурдзукети. В целом, в грузинской историографии данный термин продолжает использоваться вплоть до XVIII века включительно. Н. Г. Волкова основываясь на данных грузинских источников делает вывод, что в ранний период этноним «дзурдзуки» охватывал всех вайнахов, то есть ингушей и чеченцев в целом. Далее она уточняет, что к позднему Средневековью этническое содержание имени «дзурдзуки» изменилось и обозначало только ингушей. В частности, Вахушти Багратиони в своём труде «Описания Грузинского царства» упоминает области «Дзурдзукетия», «Кистетия» и «Глигветия», связывая их с территорией современной Ингушетии[28]. Е. Г. Вейденбаум русский исследователь этнограф называет территорию Чечни Дзурдзукэти[29][30].

Начиная с IX—XI веков источники чаще всего называют чеченцев дурдзуками[31]. Этот термин хорошо знал Леонтий Мровели (начало XI века). По его данным, в XI—III веках до нашей эры Дурдзукия «представляла чётко очерчиваемую территориальную общность с этническим однородным населением». О Дурдзукии как о стране пишут и другие средневековые грузинские и арабоязычные авторы. Однако следует отметить тот факт, что анонимный автор XII века, излагая сведения о народах Северного Кавказа, упоминает «царей Дурдзукии». Это сообщение приобретает особое значение, если в след за И. А. Джавахашвили признаётся, что Дурдзукеты (Дурзукети) в грузинских источниках — это «страна чеченцев». В этой связи небезынтересно также привести мнение Г. А. Меликишвили. Он привлекает топоним «Zurzukka», встречающийся в приурмийских краях, в качестве одного из аргументов для обоснования положения о наличии там во II—I тысячелетии до н. э. нахских элементов, не исключая вместе с тем их распространение в более северных и восточных районах Кавказа[32].

Примечания

  1. Julius von Klaproth, 1812, с. 351.
  2. 2,0 2,1 Генко, 1930, с. 712.
  3. Еремян, 1939, с. 49.
  4. 4,0 4,1 Волкова, 1973, с. 136, 137.
  5. Сотавов, Мейер, 1991, с. 207.
  6. Мерцбахер, 1901, с. 207.
  7. Марковин, 1965, с. 88.
  8. 8,0 8,1 Мерцбахер, 1905, с. 113.
  9. Исторический вестник. Тома 1-2 2005
  10. Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия. — М.: Наука, 1971. — С. 30. — 208 с. — 2800 экз.
  11. Какабадзе, 1967, с. 471.
  12. Волкова, 1973, с. 135.
  13. Гольдштейн, 1977, с. 203.
  14. Вейденбаум, 1872, с. 9.
  15. Харадзе, Робакидзе, 1968, с. 27.
  16. Крупнов, 1971, с. 34.
  17. Виноградов, 1972, с. 352.
  18. Гамрекели В. Н. Двалы и Двалетия в I—XV вв. (1961). С. 27
  19. Базоркин, 1937, с. 48, 49.
  20. Джамирзаев С. К этимологии слова «дзурдзукъи» («дзурдзуки»). — «Вопросы вейнахской лексики», Грозный, 1980
  21. Джамирзаев Салман Мирзакаевич. Культурно-этнологический контент исторического прошлого чеченцев и проблемы развития этнотуризма // Культурная жизнь Юга России. — 2018. — Вып. 3 (70). — С. 44–46. — ISSN 2070-075X. Архивировано 15 февраля 2022 года.
  22. Куркиев, 2002, с. 283, 284.
  23. Твёрдый, 2006.
  24. Военно-топографическая пятиверстная карта Кавказского края 1926 года
  25. Гольдштейн, 1977, с. 205.
  26. Виталий Евгеньевич Нарожный. Население Горно-Ассинской котловины в XIII-XV веках (рус.). — 2014. Архивировано 14 февраля 2022 года.
  27. Antoine-Jean Saint-Martin, 1818, с. 189.
  28. 28,0 28,1 Волкова, 1973, с. 135, 136.
  29. Вейденбаум, 2010, с. 9.
  30. Макалатия, 1940, с. 24.
  31. Харадзе, Робакидзе, 1968, с. 22—23.
  32. Гаджиев, 1979, с. 56.

Литература

Ссылки