Дженненс, Чарльз

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чарльз Дженненс
Charles Jennens23.jpg

Чарльз Дженненс (англ. Charles Jennens; 1700 — 20 ноября 1773) — английский либреттист и меценат.

Биография

Орган Генделя, ныне находится в церкви св. Джеймса, Грейт Пэкингтон

Сын землевладельца. Его дед управлял несколькими крупными железо- и лесообрабатывающими заводами. Чарльз Вырос в поместье Gopsall Hall, которое было его главной резиденции на протяжении всей жизни. Образование получил в Баллиол-колледже Оксфорда.

Был неженатым, потомков не имел. Будучи якобитом, не приносил присяга на верность новому королю, поэтому не мог занимать государственные должности и стал поклонником и меценатом искусства.

Ему особенно импонировала музыка Георга Фридриха Генделя и они подружились. Гендель часто навещал его в Gopsall Hall и в 1749 году разработал для него домашний орган. Дженненс заказал портрет Генделя у художника Томаса Хадсона.

Ч. Дженненс стал автором либретто одного из наиболее знаменитых произведений Генделя оратории «Мессия», составленного из фрагментов Библии короля Якова, в нём нет ни одного слова не из Библии[1].

Ч. Дженненс задумывал произведение, как оперу в трёх действиях, каждое из которых состоит из нескольких сцен:

I
I — пророчество о спасении;
II — пророчество о приходе Мессии и вопрос, что это предвещает миру;
III — пророчество о рождении Христа;
IV — явление ангелов пастухам;
V — чудеса Христовы на земле.
II
I — принесение в жертву, бичевание и крестные муки;
II — смерть и воскресение Христово;
III — вознесение;
IV — Господь раскрывает свою сущность на небесах;
V — начало проповедничества;
VI — мир и его правители отвергают Евангелия;
VII — триумф Господа.
III
I — обещание искупления грехопадения Адама;
II — Судный день;
III — победа над смертью и грехом;
IV — прославление Иисуса Христа.


Кроме того, Ч. Дженненс создал несколько либретто к другим произведениям Генделя, в том числе «Саул» (1735—1739), «L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato» (1740—1741), «Валтасар» («Belshazzar», 1744—1745) и, возможно, «Израиль в Египте» («Israel in Egypt», 1738—1739). Либретто всегда публиковались анонимно.

Хорошо разбираясь в музыке и литературе, Ч. Дженненс комментировал произведениям Генделя, добавляя исправления. В некоторых случаях Гендель был готов принять предложения Дженненса для улучшения своих композиций.

Примечания

  1. Георг Фридрих Гендель. «Мессия». Дата обращения: 24 февраля 2020. Архивировано 24 февраля 2020 года.

Литература

  • Ruth Smith: The achievements of Charles Jennens (1700—1773). In: Music & Letters 70,2 (1989), ISSN 0027-4224, S. 161—190 (Einschlägiger Überblick über Leben und Werk von Charles Jennens).
  • Tassilo Erhardt: Messiah im Kontext der theologischen Bibliothek von Charles Jennens. In: Göttinger Händel-Beiträge 11 (2006), ISSN 0177-7319, S. 219—234.
  • Tassilo Erhardt: Händels Messiah. Text, Musik, Theologie. Comes Verlag, Bad Reichenhall 2007, ISBN 978-3-88820-500-2.

Ссылки