Дженкинсон, Энтони

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Энтони Дженкинсон

Энтони Дженкинсон (англ. Anthony Jenkinson); 8 октября 15291610/1611[1]) — английский дипломат, купец[1] и путешественник, первый полномочный посол Англии в России. Он четырежды, с 1557 по 1571 год, побывал в России в качестве посла английских государей и представителя Московской компании, основанной лондонскими купцами в 1555 году. Родоначальник лордов Ливерпуль[1].

История

Корабли Хью Уиллоби в Арктике, гравюра 1876г

После гибели первого посланника британской короны капитана Ричарда Ченслера, осенью 1556 года королева Мария Тюдор направила Дженкинсона в качестве официального посла в Москву. В следующем 1557 году именно Дженкинсон на борту своего корабля «Примроуз» (Primrose) доставил в Россию Осипа Григорьевича Непею, первого московского посланника, побывавшего на Британских островах. Вместе с посланником, на корабле доставлены были две грамоты, богатые подарки, в том числе живые лев и львица, а также ценные специалисты, в том числе врач и аптекарь. В 1557 и 1561 годах, когда переговоры с царём Иваном IV велись уже от имени Елизаветы I, главной задачей Дженкинсона было получить охранные грамоты и право на беспрепятственный путь по Волге до Каспийского моря[источник не указан 1804 дня].

Дженкинсон представлял английскую корону при Иване Грозном (именно через Дженкинсона осуществлялась переписка между царём Иваном IV и королевой Елизаветой I). Также Дженкинсон представлял Английскую Московскую Компанию, основанную в 1555 г. в Лондоне, руководство которой было поручено возглавить мореплавателю Себастьяну Кэботу. Эта компания обладала монопольным правом на торговлю в Московском государстве[1]. Предпосылкой последующих странствий Дженкинсона стало намерение англичан найти судоходный путь в Индию и Китай для развития торговых связей.

Экспедиции Дженкинсона

Путешествие в Россию (1557 г.)

Путешествие Дженкинсона в Россию началось 12 мая 1557 года, когда он на одном из четырёх торговых кораблей («Примроз», «Иоанн Евангелист», «Анна», «Троица») отбыл из Граузенда, обогнул северное побережье Скандинавии и вошёл в устье Северной Двины у острова Ягры, в районе Северодвинска, где англичане торговой «Московской компании» основали свою факторию — порт Святого Николая. Далее через Холмогоры, по реке Двине он проплыл город Великий Устюг, Пермь с Вологдой и, наконец, достиг Москвы, где 6 декабря 1557 года был приглашён ко двору Ивана Грозного.[2][3]

Путешествие из Москвы в Бухару (1558 г.)

В 1558 году Дженкинсон выехал из Москвы и совершил путешествие по рекам Ока и Волга до Астрахани, затем пересёк Каспийское море и вошёл в Мангышлакский залив, где сошёл на берег п-ва Мангышлак. Целью его было добраться до Бухары, но из-за враждебности местных жителей ему не удалось выполнить свою миссию[4]. Для плавания по Каспию Дженкинсон купил в Астрахани бус — остроносое, круглодонное судно грузоподъёмностью более 200 тонн и перевёз на нём груз, для которого потребовался караван в 1000 верблюдов[5].

Первое торговое предприятие на Каспийское море, совершено англичанами, которые отыскивая ближайший и выгодный путь в Индию в 1558 году, отправили из Астрахани на восточный берег известного Дженкинсона. Вышел на берег в старом Мангишлаке, иначе Сарташем (Пристань Сарташ (Желтый Камень) получила наименование от небольшого Восточный Каратау и далее к узловой точке у родника Чепе (современный поселок Шетпе, Казахстан)), называемом и лежащем при входе в залив Кочак (73,9 км на северо-восток от Актау), Дженкинсон ездил в Бухару, но встретив бесчисленные препятствия и самые опасности от диких степных жителей, он возвратился безуспешно. Англичане не были остановлены сею неудачею и впоследствии неоднократно пытались утвердить торговлю на западных и южных берегах Каспийского моря: бунты казаков, морские разбои и другие несчастные случаи постоянно разрушали их намерения. (Записки Императорского русского географического общества, 1883 г. Том 10, стр. 435)

Путешествие в Персию (1561-1564 гг.)

В мае 1561 года Дженкинсон на корабле «the Jwollow» отправился из Граузенда в Россию и в июле прибыл в порт Св. Николая. 8 августа достиг Вологду, где задержался на несколько дней и 20 августа прибыл в Москву, где и остался на полгода. 27 апреля 1562 года выехал из Москвы и далее вниз по реке Волге до Астрахани, куда добрался 10 июня. При пересечении Каспийского моря на корабль налетела буря, но тем не менее, 3 августа Дженкинсон благополучно достиг Дербент, где позже имел аудиенцию с правителем Абдул-Ханом. Посетил регион Ширван, всюю зиму провёл в Казвине, весной был в Шемахы. 30 мая вернулся морским путём обратно в Астрахань, потом отправился вверх по Волге до Казани, откуда его сопроводили до Москвы, куда он приехал 20 августа 1563 года. Следующий год он провёл в Москве и 28 сентября 1564 года благополучно прибыл в Лондон.

Путешествие в Россию (1571-1572 гг.)

В 1571 году Дженкинсон на двух кораблях «Svalov» и «Наrrу» покинул Великобританию и 26 июля прибыл в залив Св. Николая (Poccия) с целью от имени английской королевы Елизаветы I продлить торговые соглашения. После шестимесячной задержки в Холмогорах из-за чумы Дженкинсон прибыл в Москву в мае 1572 года.

Карта России

Дженкинсон оказался первым западноевропейским путешественником, описавшим побережье Каспийского моря и Среднюю Азию во время своей экспедиции в Бухару в 1558—1560 годах. Результатом этих наблюдений стали не только официальные отчёты, но и самая подробная на тот момент карта России, Каспийского моря и Средней Азии, изданная в Лондоне в 1562 году под названием «Описание Руси, Московии и Тартарии. Автор Антоний Дженкинсон Английский, издана в Лондоне в год 1562. Посвящена карта его сиятельству Генриху Сиднею, Президенту Валлийскому. С Привилегией»[6][1], пролившая свет на почти недоступные для европейцев области в сердце Евразии[7].

В течение более чем четырёх столетий подлинная карта считалась утерянной и учёные могли исследовать только существующие изображения в атасах Абрахама Ортелия «Theatrum Orbis Terrarum» и изданиях Карнелия де Йоде. В 1987 году оригинальная карта была приобретена от частного владельца Библиотекой картографических изданий Вроцлавского университета и представлена ​ на 13-й Международной конференции по истории картографии, состоявшейся в Амстердаме в 1989 году[8].


Библиография

  • Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию 1558—1560 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / Пер. Ю. Готье, предисловие Г. Новицкого. — М.: Соцэкгиз, 1937. — 307 с. (link)
  • Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. — Рязань: Александрия, 2007. — 400 с. — (Источники истории).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Среднее Поволжье, 2012, с. 9.
  2. Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. / Известия англичан о России со второй половины XVI века. / Том 4 — 1884 г.
  3. Энтони Дженкинсон
  4. Записки Императорского русского географического общества. / Том 10, стр. 435 — 1883 год
  5. Казакова Е. П. Русский бус (буса) Каспийского моря. astmuseum.ru. Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник (3 июня 2014). Дата обращения: 3 ноября 2021. Архивировано 12 марта 2022 года.
  6. Название карты дано из испанского издания атласа Абрахама Ортелия «Theatrum Orbis Terrarum». Антверпен. 1588—1612. ГИМ, ГО-5926
  7. А. Б. Сотин, Энтони Дженкинсон: англичанин эпохи Возрождения в землях Востока. Дата обращения: 30 августа 2009. Архивировано 1 ноября 2004 года.
  8. Anthony Jenkinson’s unique wall map of Russia (1562) and its influence on European cartography
  9. Cornelis de Jode

Литература

Ссылки