Джахмизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джахмиты
араб. الجهمية
Общие сведения
Другие названия Джахмия
Основание VIII век
Основатель Джахм ибн Сафван
Осново­положники Бишр аль-Мариси
Вероисповедание
Религия ислам
Течение суннизм
Союзники мутазилиты
Противники сифатиты

Джахми́зм (араб. الجهمية‎ — аль-джахмиййа) — одна из ранних мировоззренческих школ в исламе, основателем и эпонимом которого является Джахм ибн Сафван. Джахм, в свою очередь, перенял эти воззрения у своего учителя Джада ибн Дирхама.

Представители

Джахм ибн Сафван (ум. в 745 году) родился в Самарканде, жил сначала в Термезе, а затем в Куфе, где встретился с Джадом ибн Дирхамом. Он стал его последователем и проповедником его идей. Вернувшись на родину стал вести богословские споры с не разделявшими его взгляд улемами. Позже принял участие в восстании против Омейядского наместника Хорасана и был захвачен в плен и казнён в Мерве[1]. Среди наиболее известных проповедников джахмитских взглядов можно отметить Бишра аль-Мариси (ум. в 833 г.). В начале XI в. джахмиты действовали в Нехавенде, однако часть из них была принуждена принять учение ашаритов[2].

Вероубеждения джахмитов

Средневековые мусульманские доксографы относили джахмитов то к мурджиитам, то к джабаритам[2]. Многие взгляды джахмитов признаны суннитами как еретические, а иногда даже выводящие человека из лона ислама. Так, джахмиты отрицают все имена и атрибуты Аллаха, вера в которые является важной частью религиозной доктрины ортодоксальных мусульман. В вопросе толкования понятия «иман», джахмиты схожи с мурджиитами, и утверждают то, что вера — это только знание об Аллахе, а неверие — незнание о нём. Также они заявили о том, что рай и ад рано или поздно исчезнут, что противоречит как Корану, так и сунне пророка Мухаммада.

В вопросе предопределения джахмиты придерживаются того, что у человека нет свободы воли и он принуждён к своим действиям. А в вопросе о сущности Аллаха джахмиты являются пантеистами и говорят о том, что он находится везде и пребывает с каждым из созданий. К тому же они отрицают возможность лицезрения Аллаха праведными мусульманами в раю.

Критика джахмизма

Со времени появления джахмизма это течение становилось объектом критики многих видных представителей ортодоксального ислама. В IX в. появились многочисленные «Опровержения» учения джахмитов, авторами которых были суннитские и мутазилитские богословы, среди которых Ахмад ибн Ханбаль, Ибн Кутайба, Ибн Каййима аль-ДжаузияСобрание исламских войск» (ар.)), ад-ДаримиОпровержение джахмитов» (ар.)) и другие[2]. Критиками джахмитов были Абу Бакр аль-Байхаки, Абу Хамид аль-Газали, Ибн Хаджар аль-Аскалани, Ибн Таймия, Ибн Касир и многие другие.

Аль-Байхаки говорил:

В том, что мы записали из аятов Корана довод на несостоятельность слов джахмитов о том, что Аллах, свят он и велик, находится своей сущностью везде. А слова Аллаха «Он с вами, где бы вы ни были»[3] значат, что он с нами своим знанием, а не сущностью.

Примечания

  1. Ибн Сафван // Новый философский словарь. Дата обращения: 30 июня 2013. Архивировано 4 июля 2013 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ислам: ЭС, 1991, с. 64.
  3. аль-Хадид 57:4

Литература