Держинская, Ксения Георгиевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ксения Держинская
Основная информация
Страна  Российская империя
 СССР
Профессии камерная певица,
оперная певица, музыкальный педагог, публицист
Певческий голос сопрано
Награды
Орден Ленина — 1937 Орден Трудового Красного Знамени — 1951 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Народный артист СССР — 1937 Народный артист РСФСР— 1933 Заслуженный артист РСФСР — 1928 Сталинская премия — 1943

Ксе́ния Гео́ргиевна Держи́нская (1889 — 1951) — русская советская оперная певица (сопрано), педагог, публицист. Народная артистка СССР (1937)[1]. Лауреат Сталинской премии l степени (1943). Кавалер ордена Ленина (1937). Одна из ведущих оперных певиц своего времени.

Биография

Ксения Держинская родилась 25 января (6 февраля1889 года в Киеве.

Училась в Киеве и в Санкт-Петербурге. В 1907 году окончила педагогические курсы Фундуклеевской женской гимназии, преподавала общеобразовательные предметы. С 1905 по 1909 годы брала уроки пения у Флоры Паш (Пашковской). Впервые выступила в 1911 как камерная певица в авторском концерте С. В. Рахманинова, высоко оценившего артистическое и вокальное дарование певицы[2]. С 1911 до осени 1912 года обучалась пению в Санкт-Петербурге у Е. И. Териан-Коргановой.

С 1913 по 1914 год — солистка оперной труппы антрепризы Сергиевского народного дома в Москве[3]. Дебютировала в партии Марии в опере „МазепаП. И. Чайковского. Летом 1913 года готовила оперные партии в Киеве под руководством дирижёра Л. П. Штейнберга. В феврале-июле 1914 года совершенствовалась в вокальном искусстве в Берлине у певицы и педагога Матильды Маллингер.

С 1915 по 1948 год — солистка Большого театра в Москве. Исполнила 25 партий в 1044 оперных спектаклях[4].

Значительное влияние на формирование творческих взглядов певицы оказали режиссёр К. С. Станиславский и дирижёр В. Сук. Под управлением последнего спела наиболее выдающиеся партии своего репертуара — Лизу („Пиковая дама“ П. И. Чайковского)[5], Настасью („Чародейка“ того же автора), Февронию („Сказание о невидимом граде Китеже и деве ФевронииН. А. Римского-Корсакова), Ярославну („Князь Игорь“) А. П. Бородина[6] и многие другие.

10 февраля 1917 года, в постановке Большого театра оперы Дж. Верди „Дон Карлос“, пела партию Елизаветы вместе с Ф. И. Шаляпиным (партия Филиппа). Эта постановка примечательна тем, что Ф. И. Шаляпин выступал не только в своём обычном амплуа певца-солиста, но и как режиссёр[7]. В 1926 году исполняла партию Февронии в Париже на сцене „Гранд-Опера“.

Выступала как камерная певица. Вела концертно-исполнительскую деятельность. В её обширный репертуар входили произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, старинные романсы.

Могила Держинской на Новодевичьем кладбище.

Обладала широким диапазоном, силой и красотой тембра голоса, большим драматическим мастерством. Искусство певицы отличалось большой музыкальной культурой и высокой вокальной техникой»[8].

Педагогическую деятельность начала в Государственном оперном театре им. К. С. Станиславского (ныне Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) (1935—1936 и 1943—1947). В 1941—1943 годах занималась с солистами Ташкентского оперного театра. В 19471951 годах — преподаватель вокального класса в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1947 — профессор кафедры сольного пения, до 1949 — также декан вокального факультета)[9].

Автор статей, посвящённых вокальному искусству, а также воспоминаний[10].

"Артист должен смотреть (и не только смотреть, но и видеть) прекрасное во всех областях своего и чужого искусства и жизни, ему нужны впечатления от хороших спектаклей и артистов, концертов, музеев, путешествий, хороших картин всех направлений — от самых левых до самых правых, так как никто не знает, что взволнует его душу и вскроет творческие тайники". Этому мудрому требованию Станиславского всегда следовала К.Г. Держинская.

Член Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства, член Художественного совета Радиовещания и редакционного совета Музыкального государственного издательства, член жюри конкурсов профессиональных и самодеятельных исполнителей.

Мемориальная доска на доме
К.Г. Держинской

Умерла 9 июня 1951 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

В 1969 году на доме, где в 1931—1951 годы жила Держинская (улица Медведева, 16), была установлена мемориальная доска (архитектор К. А. Держинский).

Семья

На портрете Нестерова, 1937
  • Отец — Егор Егорович (Георгий Георгиевич) Держинский, преподаватель математики
  • Мать — Мария Никифоровна Держинская (урожд. Черкунова), из дворян Киевской губернии
  • Двоюродный брат — Николай Николаевич Вилинский (1888—1956), украинский композитор и педагог, заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1951)
  • Двоюродный брат — Александр Вячеславович Оссовский(1871—1957), музыковед и музыкальный критик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1938), член-корреспондент АН СССР (1943)[11].

Награды и звания

Творчество

Партии

Сергиевский народный дом
Большой Театр

Фильмография

  • 1951 — Большой концерт — профессор консерватории

Избранные труды

  • Замечательный артист (Воспоминания о Л. В. Собинове) // Советский артист. 1935. № 40
  • Воспитание вокалиста // СИ. 1937. № 29
  • На Всесоюзной конференции вокалистов // СМ. 1940. № 3
  • Чайковский в моей жизни // Чайковский и театр. Статьи и материалы. М.–Л., 1940
  • Имя, которое я вспоминаю с благодарностью //Б. Яворский. Т. 1. М., 1972

Портреты К. Г. Держинской

Образ оперной певицы вдохновил целый ряд художников. М. В. Нестеров писал К. Держинской:

Когда-то я слышал больших мастеров пения: Марчеллу Зембрих, Ван-Занд, Марию Дюран, «оперную Дузе» — Беллинчиолли (в «Тоске») и наших лучших своего времени… У вас счастливо совпадает (говорит с вами художник) такая приятная внешность, ваше милое лицо, с чудесным тембром, фразировкой, с вашим искренним, «пережитым» чувством. Такое сочетание даров Божьих со школой, умением дают этот эффект, коим вы так легко покоряете слушателей — старых и молодых, восторженных или рассудочных. Важно то, что вы их покоряете «комплексом» «данных» вам природой и хорошей старой школой.

С. Н. Дурылин. «Нестеров»[13]

Некоторые известные портреты певицы: два портрета М. Нестерова (первый — 1937, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея; второй — в роли Ярославны, «Князь Игорь», акварель, 1938), В. Белянина, Е. Лансере (в роли Лизы — «Пиковая дама», рисунок), П. Скотаря (в роли Купавы — «Снегурочка», карандаш, акварель, 1951)[14], Н. Кузьмина (в роли Ярославны — «Князь Игорь» — музей Большого театра).

Источники

  • Грошева, Е. К. Г. Держинская. Серия: Мастера Большого театра. М. Музгиз 1952 г., 124 с.
  • Оссовский, А. В. Воспоминания. Исследования, Л., 1968.
  • Грошева. Е. Золотое сопрано Большого театра. (К. Г. Держинская), в сб. Мастера советской оперной сцены. Очерки. Л. Музыка. 1990 г. 176 с., ил.
  • П. И. Чайковский «ПИКОВАЯ ДАМА» Опера в 3-х актах по повести А. С. Пушкина на либретто М. И. Чайковского. В роли Лизы Ксения Держинская, сопрано.[15]
  • Александр Москалец, Слава и забвение «золотого сопрано».[4]
  • The Grove Book of Opera Singers, ed. Laura Williams Macy, Oxford University Press, 2008, p. 119.

Примечания

  1. Архивы России. Архивные справочники Архивная копия от 26 сентября 2008 на Wayback Machine
  2. «Сенар» / Рахманинов. Воспоминания / А. В. Оссовский. Дата обращения: 31 июля 2008. Архивировано 27 декабря 2008 года.
  3. Сергиевский народный дом был открыт в Москве 10 октября 1904 г. "Помещался он на Ново-Слободской улице, близ «Подвесков», во владении, которое с 1906 г. было приобретено Попечительством в собственность за 250 тыс. руб. В доме имелся театр, в котором зимою давались оперные и драматические спектакли. «, см. В. Ф. Джунковский и его воспоминания Архивная копия от 16 мая 2013 на Wayback Machine.
  4. 4,0 4,1 „Зеркало недели“ № 2, 22 января 2005 (недоступная ссылка)
  5. Ксения Держинская, Пиковая Дама, Акт III, Сцена 2. Большой Театр 1937 год.
  6. Ксения Держинская, Ярославна, „Князь Игорь“, А. П. Бородин, запись 1936 г.
  7. См. Е. Грошева в списке источников, стр.42
  8. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963. — Стб.388.
  9. Ксения Георгиевна Держинская на сайте Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Дата обращения: 3 сентября 2012. Архивировано 17 июля 2012 года.
  10. См. статью на сайте Московской консерватории. Дата обращения: 3 сентября 2012. Архивировано 17 июля 2012 года.
  11. В. Назаренко «Элегия о Николае Вилинском». Газета «День», 23 апреля, 2008.. Дата обращения: 1 апреля 2010. Архивировано 20 марта 2012 года.
  12. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1951 года «О награждении орденами и медалями СССР артистов и художественно-технических работников Государственного ордена Ленина Академического Большого театра СССР»
  13. С. Н. Дурылин «Нестеров»: Молодая гвардия, Москва, 1976, с. 94
  14. Скотарь П. Народные артисты СССР. Солисты Большого театра. Комплект открыток 1977 г.
  15. Audio MP3. Дата обращения: 7 января 2009. Архивировано 7 апреля 2010 года.

Ссылки