Демут-Малиновский, Василий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Василий Иванович Демут-Малиновский
Demut-Malinovskii portrait.jpg
Дата рождения 2 (13) марта 1778(1778-03-13)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 16 (28) июля 1846(1846-07-28) (68 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Гражданство  Российская империя
Жанр скульптор
Награды Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1800) Большая золотая медаль Императорской Академии художеств (1802)
Звания академик ИАХ (1807)
заслуженный профессор (1833)
Премии пенсия ИАХ (1803)

Василий Иванович Демут-Малиновский (2 [13] марта 1778, Санкт-Петербург, Российская империя16 [28] июля 1846, там же) — русский скульптор, крупнейший представитель русского классицизма, не раз обращавшийся к теме Отечественной войны 1812 года[1]. Носил фамилию Демут до 37 лет, и лишь в 1816 году прибавил к ней вторую часть — Малиновский[2]. Его монументальные произведения образуют ансамблевое единство с такими классицистическими доминантами Санкт-Петербурга, как Казанский собор, арка Главного штаба, Нарвские ворота. Много работал в области надгробной скульптуры.

Детство и юность: В России до 1803 года

Будущий скульптор родился в Санкт-Петербурге в 1778 году (во всех биографиях повторяется год рождения 1779-й — он основан на выписке из метрической книги, выданной в 1785 году; на самом деле дата крещения — 4 марта 1778 года, дата рождения в записи не указана)[3].

Рано умерший отец маленького Василия, Иван Демут, работал резчиком по дереву, благодаря чему будущий ваятель мог с детства учиться пластике, наблюдая за работой отца. В 1785 году, будучи ещё ребёнком, в возрасте семи лет он начал обучение в Академии художеств.[1]

Василий Иванович учился в Академии художеств с 1785 по 1802 год. Являлся учеником скульптора М. И. Козловского, за время обучения он был неоднократно отмечен наградами Академии: малую серебряную медаль (1798), большую серебряную и малую золотую (1799) за программу «Ангел выводит Апостола Петра из темницы».[4] Был награждён большой золотой медалью (1800 год) в составе группы скульпторов за коллективную работу — барельефы к памятнику Петру I у Михайловского замка работы Бартоломео Растрелли.[1]

Рельеф с надгробия Козловского

В 1802 году умирает М. И. Козловский. Для создания надгробия на его могиле тогдашним президентом Академии графом А. С. Строгановым был объявлен конкурс. Малиновский участвовал в этом конкурсе и выиграл его, получив вторично большую золотую медаль.[1][4]

По мнению исследователей:

В этом памятнике есть всё, что развивалось в таланте Демут-Малиновского, — простота и серьёзность мысли, чувство и понимание красоты человеческого тела, этой основы основ классики[1]

В Италии в 1803—1806 годах

На портрете М. И. Теребенева

В 1803 году Демут-Малиновский вместе с другими воспитанниками Академии художеств был отправлен в заграничную командировку в Италию. В программу командировки входило изучение памятников западноевропейского искусства и знакомство с архитектурой древнего Рима. В это время он активно работал в пластике. Демут-Малиновский создавал зарисовки новых композиций, рисовал натуру, срисовывал античные образцы.[1]

Им были созданы композиции на мифологические темы, в том числе скульптор начал работу над барельефом «Геркулес и Омфала», статую «Нарцисса, смотрящегося в воду» и несколько голов и бюстов. Скульптор потратил много времени и сил для постижения сложнейшего искусства обработки мрамора. Этой наукой к концу пребывания в Италии он овладел в совершенстве.[1][4]

Демут-Малиновский в 1806 году вернулся на родину, но все его работы, выполненные за границей, погибли в пути. Ему предстояло создать новые произведения.[1]

В России с 1806 по 1812 годы

По возвращении в Россию он выполнил эскиз статуи «Илья-пророк», за что в 1807 году был удостоен звания академика. Но основная работа в Санкт-Петербурге по приезде была сконцентрирована в создании декоративного оформления строившихся акцентов городской среды — Казанского собора и Горного института. Эти здания и сооружения были построены архитектором А. Н. Воронихиным[1]. Кроме того, считается что Василий Иванович работал над оформлением здания Биржи[4].

Павловский дворец (1808), Казанский собор (1811)

Демут-Малиновский, сотрудничая с Воронихиным, участвовал в создании одного из красивейших интерьеров Павловского дворца «Кабинета-фонарика» с фигурами кариатид (закончен в 1808). В 1808 году скульптору было присвоено звание адъюнкт-профессора.

Для Казанского собора (закончен в 1811 году) скульптор исполнил статую Андрея Первозванного. В создании храма участвовал весь цвет архитектуры и пластики начала XIX века. Свою часть работ — скульптуры святых для парадного портика, обращённого к Невскому проспекту он выполнял вместе с такими известными авторами, как И. П. Мартос и С. С. Пименов. Все изображённые святые связаны с военной славой Российской империи и наградами во время правления императора Павла I[1]:

Историки XIX века приписывают Малиновскому авторство статуи пророка Илии[4].

Работа над зданием Горного института

Группа «Похищение Прозерпины» у здания Горного института

Для здания Горного института скульптор создал группу «Похищение Прозерпины Плутоном» на сюжет античной мифологии в римском переложении. Прозерпина сопротивляется Плутону, который уносит её в подземное царство. Левой рукой она пытается оттолкнуть своего похитителя, а правой рукой в отчаянии прикрывает голову. У ног лежит трёхголовый пёс Цербер, легендарный страж подземных богатств, охранявший выход из царства мёртвых Аида. Вторую скульптурную группу «Геркулес и Антей» выполнил С. С. Пименов[1].

По мнению искусствоведов:

…группа полна бурного, энергичного движения и вместе с тем величественна и монументальна. Мощные формы статуи, несколько тяжеловатые пропорции обусловлены назначением и местом установки. Установленные перед массивным портиком Горного института, по масштабу и пропорциям, (скульптурные композиции) удивительно удачно сочетаются со зданием[1].

На здании также были установлены барельефные фризы работы Демут-Малиновского «Венера приходит к Вулкану за доспехами Марса» и «Аполлон приходит к Вулкану за изготовленной для него колесницей» (пудостский камень, 1809—1811). Они тоже связаны с архитектурой и не нарушают плоскости стены. В оформлении Горного института ярко проявился синтез архитектуры и монументальной скульптуры, характерный для русского градостроительства первой половины XIX века[1].

Активная деятельность в 1812—1814 годах

С 1812 по 1814 годы Демут-Малиновский вёл активную деятельность: совместно с С. С. Пименовым работал над оформлением здания Главного Адмиралтейства. В этот же период создаёт ряд произведений, не связанных с архитектурой, в том числе статую «Русский Сцевола» (гипс, 1813), прославляющую подвиг русского крестьянина, против воли взятого на службу французами и в знак этого заклейменного латинской буквой N. Изображён отрубающим собственную руку с клеймом.

В это время он активно работал в области надгробной скульптуры. Он создал памятник Е. И. Барышниковой (1813; до 1990-х находился под юрисдикцией музея архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР) и памятник А. Н. Воронихину (1814; Тихвинское кладбище, Некрополь XVIII века, Музей городской скульптуры).[1] В 1813 году скульптору было присвоено звание профессора.

Здание Адмиралтейства

В 18121814 годах Демут-Малиновский был приглашён на перестройку здания Главного Адмиралтейства. Он работал в сильном коллективе единомышленников — там работали скульпторы С. С. Пименов, Ф. Ф. Щедрин и других. Демут-Малиновским было исполнено 4, Пименовым — 8 статуй из пудостского камня; ни одна из них до нас не дошла. В 1860 году эти скульптуры были частью уничтожены, частью заменены копиями из листовой меди. Возведение здания возглавлял архитектор А. Д. Захаров.

Русский Сцевола

Когда в 509 году до н. э. Рим осадил этрусский царь Порсена, к нему в шатёр проник римский юноша Гай Муций и попытался убить Порсену. Когда это не удалось, он положил свою руку на огонь жертвенника в доказательство верности клятве убивать врагов Рима. Потрясённый мужеством юноши, Порсенна отпустил его и снял осаду города. Юношу, лишившего себя правой руки, стали звать «Сцевола», что переводится как «Левша».

Russian Scaevola by Demuth-Malinowski (Borodinskaya panorama) 01 by shakko.jpg
В. И. Демут-Малиновский
Русский Сцевола. 1813 год
Прообраз — Муций Сцевола, Французская Королевская академия
Мрамор
Государственный Русский музей, Россия

Мнение историков искусства:

[скульптура «Русский Сцевола» стала] наиболее выдающимся произведением периода патриотического подъема в стране, вызванного Отечественной войной[1]

В 1813 году Демут-Малиновский выполнил статую «Русский Сцевола». Сюжетом скульптуры стал исторический факт: русский крестьянин, вырвавшись из плена, предпочёл потерять руку, чем иметь клеймо — след рабства.

В своём произведении Демут-Малиновский запечатлел тот момент, когда крестьянин только поднимает топор. Такие сильные внутренние качества, как огромная внутренняя решимость, мужество и благородство, нашли своё отражение в широком развороте фигуры, в энергичном взмахе руки, в суровом выражении волевого лица. Соблюдая традиции своего времени, мужская фигура почти обнажена, стиль её одежды напоминает классические драпировки.[1]

С другой стороны, в трактовке образа скульптор передал национальные русские черты. Это отражено и в широкоплечей коренастой фигуре крестьянина, пропорции которой далеки от классических канонов, и в чертах лица героя, обрамленного короткой бородкой вьющимися прядями волос. Искусствоведы считают, что это изображение является одним из первых произведений русской монументальной скульптуры, когда с такой значительностью был воссоздан образ простого человека из народа.[1]

Создание этого произведения получило высокую оценку современников — в 1813 году за «Русского Сцеволу» Демут-Малиновский был удостоен звания профессора.[1]

Сама скульптура продолжительное время находилась в музее Академии художеств, сейчас она находится в коллекции Государственного русского музея.[4] Гипсовая копия стоит в музее «Бородинская панорама» (Москва).

Тандем с С. С. Пименовым в 1814—1833 годах

Двое знаменитых скульпторов эпохи уже неоднократно работали над скульптурным оформлением монументальных зданий, ставших сейчас памятниками архитектуры.

Елагин дворец, Михайловский дворец, Арка Главного штаба

Елагин дворец
Первой крупной работой группы авторов стало скульптурное оформление в Санкт-Петербурге ансамбля Елагинского дворца.

Демут-Малиновский создавал декоративную скульптуру для Овального зала и Столовой[1].

Михайловский дворец
При украшении Михайловского дворца перед Демут-Малиновским было поставлено несколько грандиозных задач[1]:
  • Создание фриза между колоннами портика, состоящего из сорока четырёх отдельных рельефов.
  • Большая скульптурная группа на аттике здания со стороны Михайловского сада.
  • В интерьере дворца скульптору было поручено оформление парадной лестницы, отличающейся торжественностью и нарядностью.
Арка Главного штаба
Дуэт скульпторов с большим энтузиазмом выполнял заказ на создание скульптур арки Главного штаба.

Сотрудничество оформителей было настолько тесным, что исследователи затрудняются вычленить работы конкретных скульпторов — по документам архива Академии художеств можно определить, что колесница в группе Победы на арке создана Демут-Малиновским, также он является автором фигуры молодого воина и двух лошадей[1].

Публичная библиотека и Александринский театр, Нарвские ворота

Здание Императорской публичной библиотеки
Позже создания арки Главного штаба Демут-Малиновский принимал активное участие в оформлении здания императорской публичной библиотеки (построено в 1820-х годах). Он создал статую Минервы над фронтоном, фигуры Демосфена, Гиппократа, Эвклида и скульптурный фриз.[1]
Здание Александринского театра
Когда в 18281832 годах здание Александринского театра было перестроено Карлом Росси, Василий Иванович в составе группы специалистов работал над скульптурным оформлением театра. Специалисты считают его автором статуй Терпсихоры и Эрато. Они, увы, не сохранились.[1]
Нарвские триумфальные ворота
Деревянные Нарвские триумфальные ворота были созданы в 1814 году Джакомо Кваренги в качестве памятника победе русского оружия в Отечественной войне 1812—1814 годов. Они скоро обветшали и были в 18271834 годах перестроены архитектором В. П. Стасовым в старых очертаниях. Для скульптурного оформления сооружения был приглашён тандем скульпторов.[1]
Демут-Малиновский стал автором колесницы в группе Славы, фигур воинов и двух коней, другую часть работы выполнил С. С. Пименов. Кроме того, часть скульптур композиции ворот выполнил известный анималист П. К. Клодт. Искусствоведы отмечают, что скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, она лишена аллегорической усложнённости образов, столь характерной для монументально-декоративных произведений этого времени.[1]

В 1833 году этот тандем прекратился в связи со смертью С. С. Пименова.[1]

После 1833 года

В последние годы жизни Василий Иванович активно трудился над на созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии художеств.[1]

В эти годы произошёл определённый служебный рост Демут-Малиновского: в 1833 году скульптору присуждено звание заслуженного профессора. С 1836 года после смерти Мартоса он занял пост ректора Академии художеств по отделению скульптуры.[1]

В 1830-х годах скульптор выполнил памятник Екатерине II. По замыслу этот памятник должен был стать гимном русскому оружию в честь победы над Турцией в Русско-турецкой войне 1787—1792 годов. Он был установлен в усадьбе генерала П. А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи. Сейчас памятник находится в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева.[1]

В 18381846 годах Демут-Малиновский создал памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. Он был установлен в Костроме в 1851 году и разрушен в 1918—1928 годах.[1]

В. И. Демут-Малиновский скончался 16 июля 1846 года.[1] Похоронен на Смоленском православном кладбище; в 1930-е перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

На дочери Демут-Малиновского был женат скульптор Гальберг Самуил Иванович.

Другие работы

Демут-Малиновский выполнил следующие работы:

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 биографий мастеров русского искусства. — Л.: Аврора, 1971. — С. 80.
  2. Лебедев Владимир Кузьмич. Склонение двойных фамилий, состоящих из русской и иностранной частей // Мир русского слова. — 2008. — № 1. — С. 48—49. — ISSN 1811—1629.
  3. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.84. Л. 108. Метрические книги церквей С.-Петербурга… Вознесения Господня при Адмиралтейских слободах…: «Столярного дела мастера Ивана Демута сын Василий…»
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, текст на rulex.ru Архивная копия от 26 октября 2007 на Wayback Machine

Литература