Делла Роббиа, Лука

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лука Делла Роббиа
Тондо: Мадонна с Младенцем на фасаде здания Орсанмикеле. Флоренция
Слепок с одного из люнетов Флорентийского собора в собрании Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Лука́ делла Ро́ббиа (итал. Luca della Robbia; 1400, Флоренция — 23 февраля 1482, Флоренция) — ведущий флорентийский скульптор периода кватроченто, которого Вазари называет изобретателем глазурованной расписной керамики — майолики.

Биография

О детских и юношеских годах, как и о раннем периоде творчества художника, известно мало. Предположительно испытал влияние Гиберти. Поначалу работал с мрамором. В 1430-е гг. выполнил из мрамора рельефы певческой трибуны городского собора, получившие широкую известность во Флоренции.

БСЭ отмечает как характерные черты манеры старшего делла Роббиа земной, жизнеутверждающий дух и чувство лирической одухотворённости, но на примере группы «Встреча Марии с Елизаветой» из Пистойи можно видеть, что его мраморным скульптурам был не чужд и напряжённый драматизм.

При работе над люнетами собора Лука делла Роббиа изобрёл глазурь особого состава (на основе олова). Впоследствии украсил глазурованными люнетами (как правило, с изображением мадонны) множество храмов во Флоренции и за её пределами, включая капеллу Пацци (арх. Ф. Брунеллески), капеллу Распятия в храме Сан-Миниато-аль-Монте и церковь св. Доминика в Урбино.

В XVI веке мастерская делла Роббиа продолжала развивать технику цветной майолики, которая стала применяться к круглой пластике и рельефам. После Луки мастерскую возглавляли его племянник Андреа делла Роббиа и сын последнего Джованни.

У прерафаэлитов XIX века популярность произведений делла Роббиа была так велика, что в английском Биркенхеде в 1894 г. заработала мануфактура, специализировавшаяся на выпуске керамики «под делла Роббиа».

Примечания