Делла Веккья, Пьетро

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьетро Делла Веккья
итал. Pietro della Vecchia
Место рождения Виченца, Венецианская республика
Дата смерти 8 сентября 1678(1678-09-08)
Место смерти Венеция

Пье́тро де́лла Ве́ккья (итал. Pietro della Vecchia; ранее ошибочно именовался Пье́тро Мутто́ни, Pietro Muttoni; 1602 или 1603 год, вероятно, Виченца — 8 сентября 1678, Венеция) — итальянский живописец венецианской школы. Работал под влиянием стиля барокко.

Биография

Сын художника по имени Гаспаро, родился в Венецианской республике в 1602 или 1603 году, возможно, в городе Вероне[1].

Между 1619 и 1626 годами был по-видимому жил в Риме и обучался у Карло Сарачени и Жана Ле Клерка[fr]. Там же, вероятно, познакомился с другим венецианских художником — Николо Реньери, а также со многими художниками французской художественной колонии, в том числе — с Клодом Виньоном, влияние которого на творчество делла Веккьи прослеживается вплоть до 1650-х годов. Позднее обучался у Алессандро Варотари, влияние которого, однако, обнаруживается лишь в работах делла Веккьи, созданных после 1635 года[1].

Не позднее 1626 года вернулся в Венецию, где впервые упоминается в документах, касающихся оплаты за изготовление хоругви для кармелитов церкви святого Марка в Порденоне, относящихся к декабрю 1626 — январю 1628 годов. Не позднее 1630 года женился на дочери Реньери по имени Клоринда, которая также занималась живописью и получила определённую известность. В период между 1629 и 1640 годами стал членом венецианского цеха художников. В январе 1640 года получил заказ на два картона для изготовления мозаик, предназначавшихся для собора Святого Марка, после чего был назначен главным художником, ответственным за декорирование этого собора и оставался в таком качестве вплоть до 1674 года. К 1960-м годам делла Веккья стал одним из самых востребованных венецианских художников своего времени, а также открыл у себя дома художественную академию, в которой обучал художественной теории и практике, в том числе перспективе и анатомии. В 1670-х годах вместе со своим тестем Николо Реньери часто выполняли роль художественных консультантов для коллекционеров и торговцев искусством, в том числе — для Паоло дель Серы (итал. Paolo del Sera), венецианским агентом по приобретению предметов искусства для Леопольдо Медичи[1].

Пьетро делла Веккья скончался в Венеции 8 сентября 1678 года и был погребён в церкви Сан-Качано[it][1].

Творчество

Пьетро делла Веккья относят к группе тенебрози, особенностью живописной манеры которых состоит в подражании к более ранним мастерам (таким, как Тициан и Джорджоне) и характеризуется насыщенной светотенью[2].

Имя

В течение длительного времени был известен в под именем Пьетро Муттони. Это имя появилось в результате его под таким именем Луиджи Ланци в его индекс (том III, с. 404), что произошло из-за ошибочного прочтения книги Франческо Бартоли[it], в которой тот упоминает картину делла Веккьи, находившуюся в доме Муттони[3]. В 1984 году итальянский искусствовед Бернард Айкема доказал ошибочность прочтения имени и вернул художнику имя Пьетро делла Веккья[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Bernard Aikema. Della Vecchia, Pietro. Dizionario biografico degli italiani. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
  2. Елена Федотова. Италия. История искусства. — Москва: Белый город, 2006. — С. 448. — 609 с. — ISBN 5-7793-0921-3.
  3. Francesco Bartoli. Le pitture, sculture ed architetture della città di Rovigo. — Venezia, 1793. — P. 216.

Литература