Дейтонские соглашения

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дейтонские соглашения
Хорватский экземпляр соглашенийХорватский экземпляр соглашений
Дата подписания 14 декабря 1995 года
Место подписания Дейтон, США
Подписали А. Изетбегович
С. Милошевич
Ф. Туджман
Стороны Флаг Боснии и Герцеговины с 1992 по 1998 годы Республика Босния и Герцеговина
Флаг Союзной Республики Югославия Союзная Республика Югославия
Флаг Хорватии Хорватия
Язык английский, боснийский, сербский и хорватский
Сайт un.org

Дейтонские соглашения (Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, англ. The General Framework Agreement for Peace in Bosnia and Herzegovina, серб. Дејтонски мировни споразум, хорв. Daytonski mirovni sporazum, босн. Dejtonski Mirovni Sporazum) — соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Республике Босния и Герцеговина 19921995 гг. Согласовано 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), подписано 14 декабря 1995 года в Париже президентом Боснии и Герцеговины Алиёй Изетбеговичем, президентом Югославии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом.

Соглашение должно было действовать один год, однако не отменено до сих пор. Оно привело к введению внешнего управления республикой в лице Верховного представителя по Боснии и Герцеговине, обладающего широкими полномочиями. Бывший военный советник в Боснии, отставной офицер ВВС США Михаил Дзедзич (Michael Dziedzič) указал, что за 25 лет с момента подписания Дейтонских соглашений Босния так и не продвинулась к евроатлантической интеграции, создав лишь подобие демократического управления для своих граждан. Он считает это результатом неправильного диагноза конфликта как результата исключительно «древней этнической ненависти». Международные кураторы оказались не способны признать роль параллельных властных структур в каждой из этнических общин Боснии, которые разжигали конфликт и одновременно сотрудничали ради экономической и политической выгоды[1].

Инициатива США

Карта БиГ накануне дейтонских переговоров

Мирные переговоры проходили при активном участии США, которые предложили создание боснийско-хорватской федерации. Договор о прекращении Хорватско-боснийского конфликта и создании Федерации Боснии и Герцеговины был подписан в Вашингтоне и Вене в марте 1994 года премьер-министром Республики Босния и Герцеговина Харисом Силайджичем, министром иностранных дел Хорватии Мате Граничем и президентом Герцег-Босны Крешимиром Зубаком. Боснийские сербы отказались присоединиться к этому договору.

Сребреницкий анклав, объявленный СБ ООН в апреле 1993 года «зоной безопасности», стал прибежищем для боснийских военных и наёмников, совершавших нападения на сербские сёла. Анклав был занят армией боснийских сербов 11 июля 1995 года с целью прекратить эти нападения. При отступлении сил мусульманской 28-й бригады в Тузлу колонна была обстреляна. После этих событий НАТО в августе-сентябре 1995 года провело воздушную операцию «Обдуманная сила» против боснийских сербов, в результате которой сербские силы понесли большие потери и уступили приоритет боснийско-хорватским.

В дальнейшем заявления правительства Алии Изетбеговича об «исчезновении 7—10 тысяч сребреницких мусульман» и второй взрыв на сараевском рынке Маркале 28 августа 1995 года, в котором были обвинены сербы, стали поводом для массированных бомбардировок Республики Сербской, а также интервенции НАТО, при поддержке которой хорваты и босняки провели ряд наступательных операций и предопределили заключение Дейтонских соглашений.

Переговоры в Дейтоне шли при участии стран-гарантов: США, России, Германии, Великобритании и Франции.

Содержание

Участники соглашений: Милошевич, Туджман и Изетбегович

Соглашение состояло из общей части и одиннадцати приложений. На территорию Республики Босния и Герцеговина вводился контингент войск НАТО (IFOR) — 60 тысяч солдат, половина из которых — американцы.

Предусматривалось, что государство Босния и Герцеговина должно состоять из двух частей — Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Столицей осталось Сараево. Житель Республики Босния и Герцеговина мог быть гражданином как объединённой республики, так и одного из двух образований. Сербы получили 49 % территории, боснийцы и хорваты — 51 %.

Горажде отходило боснийцам, оно соединялось с Сараево коридором, который контролировали международные силы. Сараево и прилегающие к нему сербские районы переходили в боснийскую часть. Точное прохождение границы внутри района Брчко должна была определить Арбитражная комиссия.

Соглашение запретило обвинённым Международным трибуналом по бывшей Югославии занимать государственные должности на территории Республики Босния и Герцеговина. Таким образом от власти были отстранены Радован Караджич, Ратко Младич, Дарио Кордич и другие лидеры боснийских сербов и хорватов.

Функции главы государства передавались Президиуму, состоящему из трёх человек — по одному от каждого народа.

Законодательная власть должна была принадлежать Парламентской скупщине, состоящей из Палаты народов и Палаты представителей. Треть депутатов избирается от Республики Сербской, две трети — от Федерации Боснии и Герцеговины. При этом вводилось «вето народа»: если большинство депутатов, избранных от одного из трёх народов, голосовали против того или иного предложения, оно считалось отвергнутым, несмотря на позицию других двух народов.

В целом, полномочия центральных властей, по соглашению, были весьма ограниченными. Реальная власть передавалась органам Федерации и Республики Сербской. Вся система должна была работать под наблюдением Верховного представителя по Боснии и Герцеговине.

Современный статус

Дейтонские соглашения, как декларировалось, должны были заложить основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины.

Ликвидация суверенитета

На деле Верховный представитель по Боснии и Герцеговине стоит над номинальными руководителями республики Босния и Герцеговина и фактически выполняет функции колониального администратора, управляющего чужой страной в интересах Запада[2].

Номинально отвечая за примирение враждующих сербов, хорватов, босняков и преодоление последствий войны, верховные представители реально проводят в жизнь интересы только одной стороны боснийского треугольника — мусульман, стремясь превратить Боснию и Герцеговину в унитарное государство в ущерб интересам сербов и в меньшей степени — хорватов. Верховные представители расформировали общую армию; изменили систему налогообложения в пользу центральной власти, переименовали города, уничтожив из них решением Конституционного суда Боснии и Герцеговины 2004 г. компонент «сербский» (Сербское Сараево стало Восточным Сараевым). Они аннулировали результаты выборов, снимали с должностей неугодных политиков, чиновников и даже рядовых служащих[2].

Хотя формально государство состоит из двух частей (энтитетов) — мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, и в высшие органы власти — Совет министров и Президиум — входят представители трёх этносов, обладающий исключительными полномочиями Верховный представитель стоит над ними. Он вправе отстранить любое должностное лицо, в том числе избранное народом, запретить любому политику участвовать в выборах. Он обладает законодательными функциями и имеет право отменять любые решения формальных властей, вносить изменения в Конституцию страны. Учреждённый Валентином Инцко «Конституционный Суд БиГ» состоял на треть из иностранцев и превратился в инструмент ассимиляции сербов, выступая против государственных праздников и неотъемлемых прав Республики Сербской[2].

Размывание власти и этнократия

Чтобы остановить войну, архитекторы Дейтона чувствовали себя обязанными сохранить непрерывность государства, предоставив «составным народам» (боснийским хорватам, боснийским сербам и боснийцам) права, превышающие права отдельных граждан. Конституция также по существу признает продолжающуюся власть воюющих сторон через два образования: Федерацию, населенную в основном боснийцами и боснийскими хорватами; и Республику Сербскую, где проживает большинство боснийских сербов. Район Брчко является дополнительным кондоминиумом двух образований[3].

«Образованиям предоставлено больше полномочий, чем слабому центральному правительству, которое возглавляется сменяющимся трехсторонним президентом и советом министров, также разделенным между тремя „составляющими народами“. Структуры принятия решений еще больше усложняются громоздкой путаницей институтов. Парламентская ассамблея состоит из двух палат с одинаковыми обязанностями. Есть два пяти президента, четыре вице-президента, 13 премьер-министров, 14 парламентов, 147 министров и 700 парламентариев, и все это с населением меньшим, чем население города Берлина», — отмечает аналитик Центра Вильсона Дэниел Гамильтон (Daniel S. Hamilton). Он призывает США и ЕС действовать более жестко, в том числе превратить контингент EUFOR в самостоятельно действующую военную силу, с возможным размещением контингента НАТО в округе Брчко[3].

В последние годы западные страны более активно призывают к пересмотру Дейтонской системы и введению традиционной конституции. Этот план, в частности, позволил бы ускорить сближение Боснии и Герцеговины с Европейским союзом.

Округ Брчко и нарушение Дейтонских соглашений

Статья 5 Приложения 2 Дейтонского соглашения гласит, что третейский суд в лице 3 судей должен в обозначенные сроки определить точную границу между Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины в её спорной части, проходящей через округ Брчко,[4] который к тому времени уже был разделён на сербскую (48 %, включая город Брчко) и боснийско-хорватскую (52 %) части.

Вместо этого суд вынес решение, в котором сохранил округ Брчко в виде единой административной единицы в составе Боснии и Герцеговины, наделил его статусом автономии и таким образом фактически исключил его из состава как Федерации Боснии и Герцеговины, так и Республики Сербской. При этом Республика Сербская потеряла непрерывность своих территорий, а Федерация получила коридор для доступа к своим северным анклавам напрямую и через территорию Хорватии.

См. также

Примечания

  1. Michael Dziedzic. The Dayton Accords and Bosnia’s parallel power structures | Militaire Spectator (англ.). militairespectator.nl (14 декабря 2020). Дата обращения: 12 октября 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Пушкарева Вера Викторовна. ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ В РУСЛЕ ПОЛИТИКИ АТЛАНТИЗМА // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2022. — Т. 6, вып. 1. — С. 91–103. — ISSN 2587-9030.
  3. 3,0 3,1 Daniel S. Hamilton. Fixing Dayton: A New Deal for Bosnia and Herzegovina (англ.). Next Europe. Wilson Center (1 ноября 2020).
  4. The General Framework Agreement: Annex 2 // Article V: Arbitration for the Brcko Area Архивировано 15 апреля 2007 года.

Литература

  • Belloni, Roberto. Bosnia: Dayton is dead! long live dayton! (неопр.) // Nationalism and Ethnic Politics. — 2009. — Т. 15, № 3—4. — С. 355—375.
  • Bieber, Florian. Croat Self-Government in Bosnia: A Challenge for Dayton? (англ.) : journal. — European Centre for Minority Issues, 2001.
  • Caplan, R., 2000. Assessing the Dayton Accord: The structural weaknesses of the general framework agreement for peace in Bosnia and Herzegovina. Diplomacy and Statecraft, 11(2), pp. 213—232.
  • Chandler, David. Bosnia: Faking Democracy After Dayton (неопр.). — Pluto Press  (англ.), 2000. — ISBN 978-0-7453-1689-5.
  • Chivvis, Christopher S. The Dayton Dilemma (неопр.) // Survival. — 2010. — Т. 52, № 5. — С. 47—74.
  • Daalder, I.H., 2014. Getting to Dayton: the making of America’s Bosnia policy. Brookings Institution Press.
  • Donais, Timothy. The politics of privatization in post-Dayton Bosnia (англ.) // Southeast European Politics : journal. — 2002. — Vol. 3, no. 1. — P. 3—19.
  • Goodby, J.E., 1996. When war won out: Bosnian peace plans before Dayton. International Negotiation, 1(3), pp. 501—523.
  • McMahon, Patrice C.; Western, Jon. The death of Dayton: How to stop Bosnia from falling apart (англ.) // Foreign Affairs : magazine. — 2009. — P. 69—83.
  • Parish, M., 2007. The Demise of the Dayton protectorate. Inside the Bosnian Crisis: Documents and Analysis. Journal of Intervention and Statebuilding, 1, pp. 11-23.
  • Tuathail, Gearóid Ó.; O'Loughlin, John; Djipa, Dino. Bosnia-Herzegovina ten years after Dayton: Constitutional change and public opinion (англ.) // Eurasian Geography and Economics  (англ.) : journal. — 2006. — Vol. 47, no. 1. — P. 61—75.
  • Woodward, Susan L. Implementing Peace in Bosnia and Herzegovina: a post-Dayton primer and memorandum of warning (англ.) // Foreign Policy Studies Program : journal. — Brookings Institution, 1996.

Ссылки