Гусман, Мартин Луис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мартин Луис Гусман
Martín Luis Guzmán
Martín Luis Guzmán.JPG
Имя при рождении Martín Luis Guzmán Franco
Дата рождения 6 октября 1887(1887-10-06)
Место рождения город Чиуауа (Мексика)
Дата смерти 22 декабря 1976(1976-12-22) (89 лет)
Место смерти Мехико (Мексика)
Гражданство  Мексика
Род деятельности прозаик
Годы творчества 19281976
Язык произведений испанский

Гусман Мартин Луис (исп. Martín Luis Guzmán; 6 октября 1887, Чиуауа22 декабря 1976, Мехико) — мексиканский писатель.

Краткая биография

Родился в семье полковника Мартина Луиса Гусмана-и-Рендона, занимавшего пост военного инструктора в академии Чапультепека (см.: Героическая военная академия) и Кармен Франко Террасас. Наряду с такими деятелями мексиканской культуры как Альфонсо Рейес входил в творческое объединение художников и писателей «Мексиканский Атеней». С 1913 года в революционной армии: сначала он служил офицером при штабе генерала Рамона Итурбе, с 1914 года — в войсках Венустиано Каррансы, а затем в формированиях Панчо Вильи. После прихода к власти Каррансы был заключён в тюрьму. С 1915 по 1920 год Гусман находился в добровольной ссылке сначала в Испании, а позднее в США. По возвращении был назначен главным редактором газеты «El Heraldo de México», а также личным секретарём Альберто Пани — министра иностранных дел в правительстве Альваро Обрегона. Основал в 1922 году газету «El Mundo». В 1925 году Гусман вновь отправился в ссылку в Испанию, где пробыл до своего возвращения в 1936 году. В 1942 году издавал газету Tiempo. В 1958 году был удостоен Премии Мануэля Авило Камачо и Национальной премии по литературе[1].

Творчество

Наиболее известные романы Гусмана: «Орёл и змея» (1928), повествующий о мексиканской революции, и «Тень каудильо» (1929), в котором изобличается коррупция в послереволюционной Мексике. В 1938—1940 годах выходит стилизованная под крестьянскую речь биография революционера Франсиско Вильи — «Воспоминания Панчо Вильи»

Хотя книга «Орёл и змея» называется романом, по сути она представляет собой автобиографию писателя за период 1913—1915 годов. В романе среди прочих персонажей действуют Венустиано Карранса и Альваро Обрегон, которые описываются как эгоистичные и властолюбивые люди, описание же Панчо Вильи представляет собой смесь благоговения и страха. Некоторые главы романа могут быть прочитаны как самостоятельные произведения: например, глава «Праздник пуль», в которой офицер армии Вильи расстреливает триста заключённых или глава «Панчо Вилья на кресте», где повествуется о раскаянии Вильи, осознавшем несправедливость своего расстрельного приказа, а также глава «Смерть Давида Берланги» о гибели молодого человека (см.: es:David G. Berlanga), попытавшегося остановить бесчинства вильистов в Мехико. Таким образом, название романа может быть прочитано не только как метафора поиска национальной самоидентификации (орёл и змея изображены на мексиканском гребе), но также и как символ идеализма и приземлённой реальности, свойственных мексиканской революции[2].

Роман «Тень каудильо» (La sombra del caudillo) рассказывает о послереволюционных событиях периода режимов Альваро Обрегона и Плутарко Элиаса Кальеса, которые и являются прототипами каудильо, или, иначе говоря, диктатора, обозначенного в названии. Главный герой произведения военный министр Игнасио Агирре был вдохновлён образами генералов Адольфо Уэрты, возглавившим неудачное восстание против Обрегона, и Франсиско Серрано, убитым по приказу Кальеса. Прототипом персонажа Оливье Фернандеса являлся политик Хорхе Прието Лауренс, личный друг писателя.

Подобно Серрано, Агирра выставляет свою кандидатуру на президентских выборах[2], в которых участвует ставленник диктатора генерал Иларио Хименес[3], в результате чего как и Серрано становится жертвой заказного убийства. Сам диктатор появляется в романе лишь несколько раз, однако возникает ощущение словно его тень покрывает всю нацию. Центральная идея романа — предательство революционных идеалов стремящимися лишь к собственной выгоде политиками. Главный герой вызывает симпатию читателя, хотя он и не лишён недостатков в виде взяточничества и политической недальновидности[2]. Будучи по природе порядочным человеком, он идёт на участие в интригах. В этой раздвоенности рефлексирующего Агирре и заключается его слабость, благодаря чему он проигрывает цельному в своём корыстолюбии Хименесу — цинику, не выбирающему средств в борьбе за власть, воплощающему все пороки разложившейся верхушки революционеров[4].

Единственный герой романа, не замешанный в политических интригах[5], это альтер-эго Агирры[2] — его друг, «книжный человек» Ашкана Гонсалес. Ашкана также единственный из основных действующих лиц, кто не имеет реального прототипа. Символично и его некастильское имя, говорящее о его смешанном испано-индейском происхождении. Мечтающий о претворении в жизнь лозунгов революции Ашкана выглядит нелепо в среде корыстных политиков. Критики отмечали некую бесплотность Ашканы, которая видна в сравнении с реалистичностью других персонажей. Ашкана становится символом правды, чистоты и справедливости, которых нет в реальной жизни. По словам автора, Ашкана «символизирует в романе революционное сознание. Его роль подобна той, которую в греческой трагедии играет хор. Ашкана — это тот идеальный мир, с помощью которого излечиваются раны мира реального»[5]. Сохраняя Ашкану от расправы над сторонниками Агирры, Гусман видит в нём силу, которая победит в будущем тень каудилизма. Таким образом, хотя книга и заканчивается убийством главного героя — Агирры, его идеалы продолжают существование[2].

Примечания

Литература