Гусев, Виктор Михайлович (поэт)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виктор Гусев
Gusev Viktor Mikhajlovich 1909-1944 01.jpg
Имя при рождении Виктор Михайлович Гусев
Дата рождения 30 января 1909(1909-01-30)
Место рождения Москва
Дата смерти 23 января 1944(1944-01-23) (34 года)
Род деятельности поэт, драматург, сценарист, переводчик
Годы творчества 1927-1944
Направление социалистический реализм
Жанр пьеса, песня, стихотворение
Язык произведений русский
Премии Сталинская премия — 1942 Сталинская премия — 1946
Награды Орден «Знак Почёта»  — 1939

Ви́ктор Миха́йлович Гу́сев (17 [30] января 1909, Москва, Российская империя — 23 января 1944, Москва, СССР) — русский советский поэт и переводчик, драматург, сценарист. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1942, 1946 — посмертно).

Биография

Могила Гусева на Новодевичьем кладбище Москвы

В. М. Гусев родился 17 (30) января 1909 года в Москве в семье служащего. Старший брат советского первопроходца Эльбруса, метеоролога, доктора наук Александра Михайловича Гусева[1].

Творческий путь

В 1925—1926 учился в драматической студии при Московском Театре революции, в 1926—1929 годах — на Высших литературных курсах имени В. Я. Брюсова, после их реорганизации — на факультете литературы и искусства МГУ, который закончил в 1931 году[2].

С 1927 года публиковал стихи, с 1935 года обратился к драматургии. С того же времени член Московского общества драматических писателей и композиторов и Производственного объединения молодых драматургов.

В 1929 году выпустил первую поэтическую книгу «Поход вещей», раскритикованную В. В. Маяковским за «грошовый романтизм», который, вопреки утверждению последнего, не исключал, но подчеркивал революционный энтузиазм поэзии Гусева, вполне проявившийся и в его последующих сборниках («Герои едут в колхоз», 1931; «Слово бригадира», 1932; «Современники», «Гений», оба 1933; «Сыновья диктатуры», 1937; поэма «Стих», 1942) — и особенно в его текстах песен («Полюшко-поле», 1934, и др.).

Сблизился с журналом «Синяя блуза», писал сценарии для популярных в те годы «живых картин», различных массовых представлений, частушки, репризы, водевили и т. п. Идя в русле предельно актуализированной и политизированной, почти «газетной» советской драматургии ранних лет, Гусев в конце 1920-х годов пишет комедии «Американский житель» и «Закрытие Америки» (в соавторстве).

Певец социалистического строительства

Объездив в составе писательских бригад крупнейшие стройки страны (Кузнецкстрой, Уралмаш и др.), Гусев был заражен энергией индустриальных пятилеток. В 1935 году он написал принесшую ему шумный успех пьесу «Слава», обошедшую почти все театры и самодеятельные коллективы страны, в которой поднял острые проблемы новой социалистической морали, долга и героизма.

Гусев искренне выступал против врагов народа. В «Литературной газете» 5 марта 1938 года были опубликованы его строки:

…Гнев страны в одном рокочет слове.
Я произношу его: расстрел.
Расстрелять изменников отчизны…
 Расстрелять во имя нашей жизни.
И во имя счастья — истребить.

В конце 1930-х годов Гусев становится популярным драматургом. Появляются его пьесы Гусева «Дружба» (1938), «Сын Рыбакова» (1940), «Москвичка», «Твоя песня» (обе 1942), символическая драма «Сыновья трех рек» (1944), в которых проявились свойственная Гусеву артистичность, умение выстроить несложный и увлекательный сюжет, непринужденно, даже по-опереточному празднично рассказать о серьезных социальных процессах — вкупе с романтически светлым восприятием жизни и неназойливой дидактичностью, сказывающейся как в пьесах о нравах дня (с нескрываемой симпатией к открытым честным труженикам и презрением к «рвачам» и «чинушам»), так и в произведениях, посвященных теме преемственности революционных традиций («Сын Рыбакова»).

Истинными шедеврами Гусева в этом плане оказались лирические комедии для молодёжи «Весна в Москве» (1941; одноимённый фильм режиссёра И. Е. Хейфица, совместно с Н. Н. Кошеверовой, 1953) и «Свинарка и пастух» (одноимённый фильм режиссёра И. А. Пырьева, 1941; завершен в начале войны), а также киносценарий «В шесть часов вечера после войны» (одноимённый фильм режиссёра И. А. Пырьева, 1944).

Война

С конца июня 1941 В. М. Гусев — начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета; пишет, помимо вышеназванных пьес, репортажи и драматические произведения для радио, патриотические стихотворения «Сестра» (1941), «Мать и сын» (1942) и др.

Отправляясь в действующую армию добровольцем, Александр Гусев встретился с братом и вспоминал об этом так:

«Брат был старше меня всего на два года, но я всегда в серьёзных делах считал его своим наставником. Мы долго бродили по улицам Москвы, которую он очень любил и которой посвятил много строк в своих произведениях. Мы вспоминали детство, юность, друзей. Надо сказать, что круг знакомых у Виктора был большой. Часто они собирались у нас дома. За чаем затевались бесконечные споры о литературе и искусстве. Из тех, кто бывал у Виктора, мне особенно запомнились Костя Финн, Иван Пырьев, Шура Столпер, Юрий Милютин, Исидор Шток, Лев Книппер. Да простят мне они, ставшие известными писателями, режиссерами, композиторами, мою фамильярность. Но тогда мы обращались друг к другу только по именам.

Бывал у нас и молодой венгерский писатель коммунист Мате Залка. Жил он в соседнем доме по Подсосенскому переулку. И было в нем что-то такое, что особенно притягивало меня. Простота, жизнерадостность, доброжелательность — все сочеталось в этом обаятельном человеке. А о храбрости и мужестве генерала Лукача (это и был Мате Залка), погибшего в боях за республиканскую Испанию, и по сей день слагают легенды...

В тот октябрьский вечер сорок первого года, гуляя по Москве, я спросил Виктора:

— А что будет, если падет Москва?

— Москва не последний рубеж страны, — ответил он. — Но этого не случится...»

В. М. Гусев умер от гипертонического криза[3] 23 января 1944 года во время встречи со своим постоянным соавтором, композитором Тихоном Хренниковым, в ресторане «Метрополь», где они обсуждали сценарий нового фильма[4]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Сочинения

Популярности добился песнями; его «Полюшко-поле» (1934) на мелодию Л. К. Книппера (1933) стало известным во всём мире благодаря исполнению Ансамбля имени А. В. Александрова. Стихи Виктора Гусева прекрасно сочетались с музыкой Тихона Хренникова, и песни из фильмов звучали на радио, на концертных площадках в исполнении самых известных певцов. «Песня о Москве», «Казак уходил на войну», «Марш артиллеристов» стали классикой советской песни[4].

Гусев оставил также переводы произведений Я. Купалы, Уйгуна, Айбека, Молланепеса, А. А. Лахути и других поэтов.

Стихи

  • «Поход вещей». Стихи, 1929
  • «Герои едут в колхоз», 1931
  • «Слово бригадира», 1932
  • «Современники», 1933
  • «Сыновья диктатуры», 1937

Поэмы

  • «Гений» (1932)
  • «Лётчик» (1939, неокончена)
  • «Львовская тетрадь» (1939)

Тексты песен к фильмам

Пьесы

  • «Слава» (1936)
  • «Дружба» (1938)
  • «Весна в Москве» (1941)
  • «Москвичка» (1942)
  • «Твоя песня» (1942)
  • «Сыновья трех рек» (1944)
  • «Сын Рыбакова» (поставлен в 1953 году, опубликован в 1955 году; доработка В. В. Винникова)

Фильмография

Награды и премии

Семья

Память

Именем Виктора Гусева названа улица во Внукове, на которой живёт его внук, спортивный комментатор Виктор Гусев.

Источники

  1. Александр Михайлович Гусев, доктор наук, ЗМС СССР. ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!. (по материалам книги А.М. Гусева "Эльбрус в огне", М.: Воениздат). Энциклопедия альпиниста (1980).
  2. Гусев, Виктор Михайлович. Энциклопедия Кругосвет.
  3. Юрий Москаленко. Кто, едва пережив возраст Христа, вписал своё имя в историю советского кино?. Школа жизни (23 января 2009). Дата обращения: 22 июля 2014. Архивировано 28 июля 2014 года.
  4. 4,0 4,1 Виктор Гусев. Дом-музей Т.Н. Хренникова. Елецкий краеведческий музей.
  5. Странники войны: Воспоминания детей писателей. 1941-1944 / сост. Н. Громова. — М.: Астрель, 2012. — С. 291. — 445 с. — ISBN 978-5-271-44975-8.

Ссылки

Примечания