Гуревич, Арон Яковлевич
Арон Яковлевич Гуревич | |
---|---|
Дата рождения | 12 июня 1924 |
Место рождения | Москва, СССР |
Дата смерти | 5 августа 2006 (82 года) |
Место смерти | Москва, Россия |
Страна | СССР→ Россия |
Научная сфера | медиевистика |
Место работы | ИФ АН СССР, ИВИ РАН |
Альма-матер | истфак МГУ (1946) |
Учёная степень | доктор исторических наук (1962) |
Учёное звание | профессор (1963) |
Научный руководитель |
Е. А. Косминский, А. И. Неусыхин[1] |
Ученики |
Н. В. Брагинская, Т. Н. Джаксон, Ю. П. Зарецкий |
Известен как | выдающийся историк-медиевист, основатель исторической антропологии в России[2][3][1][4] |
Награды и премии |
Аро́н Я́ковлевич Гуре́вич (12 июня 1924, Москва, СССР — 5 августа 2006, Москва, СССР) — советский и российский историк-медиевист, культуролог. Доктор исторических наук (1962), профессор (1963), профессор МГУ[1], с 1969 года и до конца своих дней сотрудник Института всеобщей истории РАН, до чего также работал в Институте философии АН СССР и Калининском педагогическом институте; член Европейской академии[2]. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки (1993). Ещё при жизни его исследования получили мировое признание[5].
Биография
Родился 12 июня 1924 года в Москве в семье служащего; рано потерял отца, мать умерла в 1943 году[5]. В 1942 году с отличием окончил школу-десятилетку[5]. Член ВЛКСМ с 1940 года, в школе и на заводе был комсоргом[5].
Будучи признанным негодным к строевой военной службе, был мобилизован на военный завод, где работал до 1944 года. Одновременно учился на заочном отделении исторического факультета МГУ, а на 3-м курсе поступил на стационар, выпускник кафедры истории средних веков (1946)[5].
Окончил аспирантуру Института истории АН СССР, где учился в 1947—1950 годах под руководством академика Е. А. Косминского. Также является учеником известного медиевиста профессора А. И. Неусыхина[6]. В 1950 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Крестьянство юго-западной Англии в донормандский период»[7].
Летом 1950 года читал лекции по истории средних веков на заочном отделении Калужского педагогического института[5]. В том же году получил назначение в Калининский педагогический институт) на исторический факультет: ассистент (1950—1953), старший преподаватель (1953—1957), доцент (1957—1963), профессор (1963—1966)[5].
В 1962 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Очерки социальной истории Норвегии в IX—XII вв.»[8].
В 1962—1964 годах ответственный редактор трёх томов «Учёных записок Калининского педагогического института»[5]. В своих мемуарах называл этот свой период жизни шестнадцатилетней «ссылкой» в Тверь[6].
В 1966—1969 годах старший научный сотрудник сектора истории культуры Института философии АН СССР, которым тогда руководил академик П. Ф. Юдин[9]. Был уволен в связи с публикацией ряда «ревизионистских» работ[2].
С 1969 года работал в Институте всеобщей истории АН СССР (старший, ведущий научный сотрудник[10]), с 1987 года возглавлял центр исторической и культурной антропологии ИВИ РАН, c 1989 года — главный редактор издаваемого центром ежегодника «Одиссей. Человек в истории».
С 1989 года — профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ (также преподавал в МГУ на филологическом факультете в 1975—1977 годах).
С 1992 года — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований имени Е. М. Мелетинского РГГУ. Один из авторов курса «История мировой культуры (средневековье)», автор курса «История Средних веков», специального курса «Средневековая картина мира». С того же года года — заведующий отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ.
Читал лекции в университетах Италии, США, Германии, Дании (1989—1991), Норвегии, Швеции, Англии, Франции (1991—1992). Почётный доктор Лундского и Познанского университетов[2].
Действительный член Академии гуманитарных исследований (1995). Член-корреспондент Американской академии медиевистики (1989)[11], иностранный член Renaissance Academy of America, Société Jean Bodin (Бельгия), Королевского Норвежского общества ученых, Королевского общества историков Великобритании, Королевской Академии наук Нидерландов. Доктор философии honoris causa университета Лунда (Швеция).
В 1988 году он выиграл Международную премию Нонино в Италии. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (1993, «за цикл исследований по истории западноевропейской средневековой культуры, опубликованный в 1981—1990 годах») и премии им. Н. И. Кареева РАН (1997, "за монографию «Исторический синтез и Школа „Анналов“»").
Входил в бюро Научного совета по истории мировой культуры РАН, был членом редколлегий журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо»), «Journal of Historical Society», «Osterreichische Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», а также книжной серии «Памятники исторической мысли».
Автор ряда глав и редактор учебника по истории средних веков для педагогических институтов (1964), изданного также на французском (1976) и португальском (1978) языках. Автор главы о Северной Европе в учебнике исторического факультета МГУ (1968, 1977, 1990, 1997, 2000, 2003 и 2005), а также ряда статей в коллективном труде «История крестьянства в Европе» (М., 1985—1986. Т. 1—3). В 1990-е годы — соавтор школьного учебника по истории Средних веков.
Опубликовал воспоминания «История историка» (М., 2004). Перед тем, как отмечают: «В 1990-х годах автобиографическая статья А. Я. Гуревича положила начало целой „мемуарной войне“ советских медиевистов…»[12]. Выход мемуаров Гуревича, содержащих критическую оценку советской историографии и её лидеров, вызвал немалый общественный резонанс[13].
Последние тринадцать лет жизни был слеп, но продолжал работать: коллеги и ученики читали ему, а он думал и диктовал. В последние годы поток его научных публикаций не иссякал.
Был женат с 1945 года[5]. Дочь Елена Ароновна Гуревич (05.01.1957—18.01.2018) — известный филолог-скандинавист[14].
Умер 5 августа 2006 года после тяжёлой продолжительной болезни[4]. Похоронен на Востряковском еврейском кладбище. В некрологе Института мировой культуры МГУ назывался «самым известным российским историком за пределами нашей страны»; «его книги оказались чрезвычайно важны для умственного высвобождения нашего общества задолго до начала перестройки»[4].
Вклад в науку
Направления научных исследований — история средневековой европейской культуры; современная историография; теория культуры и методологии истории; история Скандинавии в Средние века; история скандинавской культуры, в том числе соотношение официальной (церковной) и народной культуры; проблемы методологии исторического исследования; культурная антропология; школа «Анналов» и её исторические методы. По характеристике Л. М. Баткина: "Гуревича потянуло к ментальности. Его интересовал, так сказать, общий фон эпохи и его правила игры"[15].
В. Я. Петрухин отмечает большую роль Гуревича в развитии нового направления исследований, связанного с так называемым лингвистическим поворотом:
Тем временем в мировой исторической науке наметился «лингвистический поворот» – историки обратились к стремлению понимать язык своих источников и процессы культурной коммуникации, объединяющие людей разных социальных страт и общностей. Участником и инициатором этого процесса в отечественной исторической науке был А. Я. Гуревич, подвергшийся гонениям за структурализм и отсутствие приверженности ортодоксальному марксизму[16].
Его статьи, составившие книгу «Проблемы генезиса феодализма», подверглись в 1969 году резкой критике со стороны министра просвещения РСФСР А. И. Данилова, после чего Гуревич был уволен из Института философии. Критика была связана с тем, что автор поставил под сомнение некоторые положения теорий Маркса и Энгельса — о том, что феодализм складывался в результате закабаления свободных крестьян магнатами, которые предварительно присваивали себе крестьянскую землю. По мнению Гуревича, в условиях слабости верховной власти свободные земледельцы в поисках защиты вместе со своей землёй добровольно принимали патронат магнатов, меняли свободу на безопасность. С точки зрения Энгельса, в варварскую эпоху существовал «первобытный коммунизм», выражавшийся в коллективной собственности на землю. С точки зрения Гуревича, древние германцы были крестьянами, веками жившими на одном месте, не было никакой коллективной собственности на землю, а велось семейное хуторское хозяйство.
Дал следующую характеристику генезису феодализма[17]:
В феодализме я склонен усматривать преимущественно, если не исключительно, западноевропейский феномен. На мой взгляд, он сложился в результате уникальной констелляции тенденций развития. Феодальный строй, как бы его ни истолковывать, представляет собой не какую-то фазу всемирно-исторического процесса, — он возник в силу сочетания специфических условий, порожденных столкновением варварского мира с миром позднеантичного средиземноморья. Этот конфликт, давший импульс синтезу германского и романского начал, в конечном итоге породил условия для выхода западноевропейской цивилизации на исходе средневековья за пределы традиционного общественного уклада, за те пределы, в которых оставались все другие цивилизации.
В последующих трудах рассматривал, в частности, культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира, как он виделся средневековым визионерам, и две противоречивших одна другой версии Страшного суда, популярное богословие. Полемизируя с тезисом М. М. Бахтина о карнавально-смеховой природе средневековой народной культуры, подчёркивал теснейшую связь в ней смеха и страха.
По мнению С. И. Лучицкой,
Невозможно переоценить ту роль, которую труды учёного сыграли в драматичной трансформации гуманитарной мысли второй половины XX в., в обновлении исторической науки в мире и в нашей стране. С творчеством Арона Яковлевича связан настоящий "коперникианский" переворот в развитии мировой исторической науки XX в., который привёл к возникновению новой дисциплины — исторической антропологии[18].
По сути дела, А. Я. Гуревич явился создателем историко-антропологического направления в российской науке. Значение его трудов выходит за рамки медиевистики. Он оказал большое влияние на всю современную историческую науку, а также другие гуманитарные дисциплины: антропологию, культурологию, философию.
По оценке Н. А. Хачатурян: «Новую страницу в вопросах средневековой культуры в отечественной медиевистике мотивировали и открыли труды А. Я. Гуревича»[19].
Научные труды
Автор более 500 научных работ[5], в том числе 14 книг, переведенных на десятки иностранных языков[2].
Монографии
- Гуревич А. Я. Походы викингов. — М.: Наука, 1966. — 184 с. — (Научно-популярная серия). (опубликована на польском (1969) и эстонском (1975) языках).
- Свободное крестьянство феодальной Норвегии. — М.: Наука, 1967. — 285 с.
- Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1970. — 224 с. (опубликована на шведском (1979), итальянском (1982, 1990) языках).
- История и сага. О произведении Снорри Стурлусона «Хеймскрингла». — М.: Наука, 1972. — 200 с.
- Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. — 320 с.
- Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / Рец.: чл.-кор. АН СССР Ю. Б. Виппер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1984. — 352 с. (опубликована также на румынском (1974), польском (1976), немецком (1978, 1980, 1982, 1983), чешском (1978), испанском (1983), французском (1983), английском (1985), литовском (1989), португальском (1990), японском (1990) языках).
- Норвежское общество в раннее средневековье: Проблемы социального строя и культуры. — М.: Наука, 1977. — 337 с.
- Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. — М.: Наука, 1979. — 192 с. — (Научно-популярная серия). — 70 000 экз.
- Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М.: Искусство, 1981. — 360 с. (переведена на болгарский (1985), немецкий (1986), итальянский (1986), венгерский (1987), польский (1987), сербско-хорватский (1987) языки).
- Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. — М.: Искусство, 1989. — 366 с.
- Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990. — 396 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-210-00102-4.
- Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М.: Индрик, 1993. — 328 с. — (Научная библиотека студента). — ISBN 5-85759-003-5.
- Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М.: Университетская книга, Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 432 с. — (Российские Пропилеи). — 1000 экз. — ISBN 978-5-98712-151-1.
- Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. Учебник для средней школы. — М.: Интерпракс, 1994. — 333 с.
- Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. — 632 с. — (Summa culturologiae). (Рецензия)
- Гуревич А. Я. История историка. — М.: РОССПЭН, 2004. — 288 с. — (Зерно вечности). — 1500 экз. (Рецензия)
- Индивид и социум на средневековом Западе. — М.: РОССПЭН, 2005. — 422 с.
- переизд.: Индивид и социум на средневековом Западе. — СПб.: Александрия, 2009. — 492 с. — (Становление Европы). — ISBN 978-5-903445-08-0.
- Гуревич А. Я. История — нескончаемый спор: Медиевистика и скандинавистика : статьи разных лет. — М.: РГГУ, 2005. — 899 с. — ISBN 5-7281-0657-9.
- Переиздания и сборники работ
- Избранные труды. Т. 1: Древние германцы. Викинги. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 352 с.
- Избранные труды. Т. 2: Средневековый мир. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 560 с.
- переизд.: Избранные труды. Средневековый мир. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 560 с. ISBN 9785-288-03940-9 (Письмена времени)
- Избранные труды. Крестьянство средневековой Норвегии. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. — 368 с.
- Избранные труды. Культура средневековой Европы. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 544 с. ISBN 9785-288-03808-2 (Письмена времени)
- Гуревич А. Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 352 с. ISBN 9785-288-03939-3 (Письмена времени)
- Гуревич. А. Я. Индивид: Статья для возможного в будущем «Толкового словаря средневековой культуры» // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Е. М. Мелетинского. — М., 1993.
- Избранные труды. Норвежское общество. — М.: Традиция, 2009. — 470 с. — (Письмена времени). 978-5-902590-06-4
- Гуревич А. Я. Избранное: История — нескончаемый спор. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 464 с. — (Humanitas). — ISBN 978-5-98712-761-2.
- Гуревич А. Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги / Сост. С. Я. Левит, И. А. Осиновская. — М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. — 352 с. — (Письмена времени). — ISBN 978-5-98712-926-5.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Портрет: А.Я.Гуревич // Летопись Московского университета]
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Гуревич Арон Яковлевич // Институт всеобщей истории РАН
- ↑ Образы прошлого. Сборник памяти А. Я. Гуревича // Институт всеобщей истории РАН
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Арон Яковлевич Гуревич // Институт мировой культуры
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 К 85-летию историка-медиевиста А. Я. Гуревича Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine
- ↑ 6,0 6,1 А. Я. Гуревич. История историка // Журнальный зал
- ↑ Гуревич А. Я. Крестьянство Юго-Западной Англии в донормандский период: Проблема образования класса феодальных крестьян в Уэссексе в VII — начале XII в.: Автореф. дисс. … к.и.н. — М., 1950. — 28 с.
- ↑ Гуревич А. Я. Очерки социальной истории Норвегии в IX—XI вв.: Автореф. дисс. … д.и.н. — М., 1961. — 25 с.
- ↑ Неретина С. С. Арон Яковлевич Гуревич и безмолвие // Вестник Русской христианской гуманитарной академии — 2007.
- ↑ Гуревич Арон Яковлевич // Философский факультет МГУ
- ↑ Corresponding Fellows 1926 — present — The Medieval Academy of America . Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 16 июля 2016 года.
- ↑ Советская медиевистика and beyond // Полит.ру, 18.09.2009
- ↑ Зарецкий Ю. П. (PDF) Актуальное прошлое: Стенограмма собрания московских медиевистов 1949 г. Опыт медленного чтения // Academia.edu
- ↑ Страница Е. А. Гуревич Архивная копия от 17 июля 2015 на Wayback Machine на сайте ИМЛИ РАН
- ↑ Интервью с Л.М. Баткиным // Журнальный зал
- ↑ Петрухин В. Я. Семиотика и мифы древних славян в трудах Вячеслава Всеволодовича Иванова (памяти ученого // Славяноведение. — 2018. — № 4.
- ↑ Дмитрий Харитонович. Современность Средневековья . Новый мир. — 2000. — № 10. Дата обращения: 15 июля 2006. Архивировано 21 мая 2014 года.
- ↑ Лучицкая С. И. Наследие историка и человека Архивная копия от 20 января 2022 на Wayback Machine // Общественные науки и современность. — 2007. — № 3. — C. 68-73.
- ↑ Концепт-явление «собственность» в общественной структуре западноевропейского Средневековья / отв. ред. Н. А. Хачатурян. – СПб.: Алетейя, 2020. – 398 с. – (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 162. Сер. II: Исторические исследования, 101). ISBN 978-5-00165-132-1
Литература
- Баткин Л. М. О том, как А. Я. Гуревич возделывал свой аллод // Баткин Л. М. Пристрастия. — М., 1994. — С. 66—94.
- Другие средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича / Сост. И. В. Дубровский, С. В. Оболенская, М. Ю. Парамонова. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999.
- Бессмертная О. Ю. «Война мемуаров»: мотивы страха в рассказах о советском прошлом двух медиевистов-противников и (не)советские субъективности (Е. В. Гутнова и А. Я. Гуревич) // Новое литературное обозрение. — 2020. — № 2.
- Неретина С. С. Арон Яковлевич Гуревич и безмолвие // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2007.
- Ольхов П. А. Историческая реконструкция как диалогический проект: категориально-речевые и нравственные доминанты А. Я. Гуревича // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2018.
- Уваров П. Ю. Портрет медиевиста на фоне корпорации // Новое литературное обозрение. — 2006. — № 81.
- Харитонович Д. Э. Современность средневековья // Новый мир. — 2000. — № 10.
- Харитонович Д. Э. Индивид на все времена // Новый мир. — 2006. — № 2.
- MUNUSCULA: К 80-летию Арона Яковлевича Гуревича / Сост. Ю. Е. Арнаутова. — М.: ИВИ РАН, 2004. — 256 с. — 200 экз. — ISBN 5-94067-111-X.
- Saluting Aron Gurevich : essays in history, literature and other related subjects / ed.by Yelena Mazour-Matusevich, Alexandra Korros. — Leiden : Koninklijke Brill, 2010. — xiii, 388 p. — (Later medieval Europe, ISSN 1872-7875 ; v. 5). — ISBN 978-90-04-18650-7.
- Образы прошлого: Сборник памяти А. Я. Гуревича. / Сост. С. И. Лучицкая, И. Г. Галкова, К. А. Левинсон, А. В. Толстиков, Т. А. Тоштендаль-Салычева. — СПб: Центр гуманитарных инициатив. 2011. — 752 с.
Ссылки
- Статья на сайте ИВИ РАН.
- Статья на сайте РГГУ
- Биография.
- Биография.
- Научные труды А. Я. Гуревича.
- Памяти Арона Яковлевича Гуревича // Полит.ру
- Интервью историка Павла Уварова об А. Я. Гуревиче // Радио Свобода, 08.08.2006
- Оболенская С. В. Какие бывают историки — 2. Памяти А. Я. Гуревича // samlib.ru, 14.06.2009
- Фрумкина Р. М. «Нет, ребята, всё не так…» // Полит.ру, 10.01.2007
- Родившиеся 12 июня
- Родившиеся в 1924 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Москве
- Умершие 5 августа
- Умершие в 2006 году
- Умершие в Москве
- Выпускники исторического факультета МГУ
- Доктора исторических наук
- Лауреаты Государственной премии РФ
- Учёные по алфавиту
- Историки по алфавиту
- Историки СССР
- Медиевисты СССР
- Историки России
- Культурологи России
- Медиевисты России
- Скандинависты
- Преподаватели Тверского государственного университета
- Сотрудники Института философии РАН
- Сотрудники Института всеобщей истории РАН
- Преподаватели филологического факультета МГУ
- Преподаватели философского факультета МГУ
- Лауреаты Государственной премии РФ в области науки и техники
- Лауреаты премии имени Н. И. Кареева
- Почётные доктора Лундского университета
- Почётные доктора университетов Польши
- Члены-корреспонденты Американской академии медиевистики
- Члены Европейской академии
- Члены Королевской академии наук и искусств Бельгии
- Члены Нидерландской королевской академии наук
- Авторы энциклопедий и словарей
- Авторы учебников истории
- Мемуаристы России
- Похороненные на Востряковском кладбище
- Лауреаты международной премии Nonino
- Профессора МГУ
- Историки сельского хозяйства