Гуревич, Арон Яковлевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Арон Яковлевич Гуревич
Гуревич А Я.jpg
Дата рождения 12 июня 1924(1924-06-12)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 5 августа 2006(2006-08-05) (82 года)
Место смерти Москва, Россия
Страна  СССР Россия
Научная сфера медиевистика
Место работы ИФ АН СССР, ИВИ РАН
Альма-матер истфак МГУ (1946)
Учёная степень доктор исторических наук (1962)
Учёное звание профессор (1963)
Научный руководитель Е. А. Косминский,
А. И. Неусыхин[1]
Ученики Н. В. Брагинская,
Т. Н. Джаксон,
Ю. П. Зарецкий
Известен как выдающийся историк-медиевист, основатель исторической антропологии в России[2][3][1][4]
Награды и премии Государственная премия Российской Федерации — 1993

Аро́н Я́ковлевич Гуре́вич (12 июня 1924, Москва, СССР5 августа 2006, Москва, СССР) — советский и российский историк-медиевист, культуролог. Доктор исторических наук (1962), профессор (1963), профессор МГУ[1], с 1969 года и до конца своих дней сотрудник Института всеобщей истории РАН, до чего также работал в Институте философии АН СССР и Калининском педагогическом институте; член Европейской академии[2]. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки (1993). Ещё при жизни его исследования получили мировое признание[5].

Биография

Родился 12 июня 1924 года в Москве в семье служащего; рано потерял отца, мать умерла в 1943 году[5]. В 1942 году с отличием окончил школу-десятилетку[5]. Член ВЛКСМ с 1940 года, в школе и на заводе был комсоргом[5].

Будучи признанным негодным к строевой военной службе, был мобилизован на военный завод, где работал до 1944 года. Одновременно учился на заочном отделении исторического факультета МГУ, а на 3-м курсе поступил на стационар, выпускник кафедры истории средних веков (1946)[5].

Окончил аспирантуру Института истории АН СССР, где учился в 1947—1950 годах под руководством академика Е. А. Косминского. Также является учеником известного медиевиста профессора А. И. Неусыхина[6]. В 1950 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Крестьянство юго-западной Англии в донормандский период»[7].

Летом 1950 года читал лекции по истории средних веков на заочном отделении Калужского педагогического института[5]. В том же году получил назначение в Калининский педагогический институт) на исторический факультет: ассистент (1950—1953), старший преподаватель (1953—1957), доцент (1957—1963), профессор (1963—1966)[5].

В 1962 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Очерки социальной истории Норвегии в IX—XII вв.»[8].

В 1962—1964 годах ответственный редактор трёх томов «Учёных записок Калининского педагогического института»[5]. В своих мемуарах называл этот свой период жизни шестнадцатилетней «ссылкой» в Тверь[6].

В 1966—1969 годах старший научный сотрудник сектора истории культуры Института философии АН СССР, которым тогда руководил академик П. Ф. Юдин[9]. Был уволен в связи с публикацией ряда «ревизионистских» работ[2].

С 1969 года работал в Институте всеобщей истории АН СССР (старший, ведущий научный сотрудник[10]), с 1987 года возглавлял центр исторической и культурной антропологии ИВИ РАН, c 1989 года — главный редактор издаваемого центром ежегодника «Одиссей. Человек в истории».

С 1989 года — профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ (также преподавал в МГУ на филологическом факультете в 19751977 годах).

С 1992 года — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований имени Е. М. Мелетинского РГГУ. Один из авторов курса «История мировой культуры (средневековье)», автор курса «История Средних веков», специального курса «Средневековая картина мира». С того же года года — заведующий отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ.

Читал лекции в университетах Италии, США, Германии, Дании (1989—1991), Норвегии, Швеции, Англии, Франции (1991—1992). Почётный доктор Лундского и Познанского университетов[2].

Действительный член Академии гуманитарных исследований (1995). Член-корреспондент Американской академии медиевистики (1989)[11], иностранный член Renaissance Academy of America, Société Jean Bodin (Бельгия), Королевского Норвежского общества ученых, Королевского общества историков Великобритании, Королевской Академии наук Нидерландов. Доктор философии honoris causa университета Лунда (Швеция).

В 1988 году он выиграл Международную премию Нонино в Италии. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (1993, «за цикл исследований по истории западноевропейской средневековой культуры, опубликованный в 1981—1990 годах») и премии им. Н. И. Кареева РАН (1997, "за монографию «Исторический синтез и Школа „Анналов“»").

Входил в бюро Научного совета по истории мировой культуры РАН, был членом редколлегий журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо»), «Journal of Historical Society», «Osterreichische Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», а также книжной серии «Памятники исторической мысли».

Автор ряда глав и редактор учебника по истории средних веков для педагогических институтов (1964), изданного также на французском (1976) и португальском (1978) языках. Автор главы о Северной Европе в учебнике исторического факультета МГУ (1968, 1977, 1990, 1997, 2000, 2003 и 2005), а также ряда статей в коллективном труде «История крестьянства в Европе» (М., 1985—1986. Т. 1—3). В 1990-е годы — соавтор школьного учебника по истории Средних веков.

Опубликовал воспоминания «История историка» (М., 2004). Перед тем, как отмечают: «В 1990-х годах автобиографическая статья А. Я. Гуревича положила начало целой „мемуарной войне“ советских медиевистов…»[12]. Выход мемуаров Гуревича, содержащих критическую оценку советской историографии и её лидеров, вызвал немалый общественный резонанс[13].

Последние тринадцать лет жизни был слеп, но продолжал работать: коллеги и ученики читали ему, а он думал и диктовал. В последние годы поток его научных публикаций не иссякал.

Был женат с 1945 года[5]. Дочь Елена Ароновна Гуревич (05.01.1957—18.01.2018) — известный филолог-скандинавист[14].

Умер 5 августа 2006 года после тяжёлой продолжительной болезни[4]. Похоронен на Востряковском еврейском кладбище. В некрологе Института мировой культуры МГУ назывался «самым известным российским историком за пределами нашей страны»; «его книги оказались чрезвычайно важны для умственного высвобождения нашего общества задолго до начала перестройки»[4].

Вклад в науку

Направления научных исследований — история средневековой европейской культуры; современная историография; теория культуры и методологии истории; история Скандинавии в Средние века; история скандинавской культуры, в том числе соотношение официальной (церковной) и народной культуры; проблемы методологии исторического исследования; культурная антропология; школа «Анналов» и её исторические методы. По характеристике Л. М. Баткина: "Гуревича потянуло к ментальности. Его интересовал, так сказать, общий фон эпохи и его правила игры"[15].

В. Я. Петрухин отмечает большую роль Гуревича в развитии нового направления исследований, связанного с так называемым лингвистическим поворотом:

Тем временем в мировой исторической науке наметился «лингвистический поворот» – историки обратились к стремлению понимать язык своих источников и процессы культурной коммуникации, объединяющие людей разных социальных страт и общностей. Участником и инициатором этого процесса в отечественной исторической науке был А. Я. Гуревич, подвергшийся гонениям за структурализм и отсутствие приверженности ортодоксальному марксизму[16].

Его статьи, составившие книгу «Проблемы генезиса феодализма», подверглись в 1969 году резкой критике со стороны министра просвещения РСФСР А. И. Данилова, после чего Гуревич был уволен из Института философии. Критика была связана с тем, что автор поставил под сомнение некоторые положения теорий Маркса и Энгельса — о том, что феодализм складывался в результате закабаления свободных крестьян магнатами, которые предварительно присваивали себе крестьянскую землю. По мнению Гуревича, в условиях слабости верховной власти свободные земледельцы в поисках защиты вместе со своей землёй добровольно принимали патронат магнатов, меняли свободу на безопасность. С точки зрения Энгельса, в варварскую эпоху существовал «первобытный коммунизм», выражавшийся в коллективной собственности на землю. С точки зрения Гуревича, древние германцы были крестьянами, веками жившими на одном месте, не было никакой коллективной собственности на землю, а велось семейное хуторское хозяйство.

Дал следующую характеристику генезису феодализма[17]:

В феодализме я склонен усматривать преимущественно, если не исключительно, западноевропейский феномен. На мой взгляд, он сложился в результате уникальной констелляции тенденций развития. Феодальный строй, как бы его ни истолковывать, представляет собой не какую-то фазу всемирно-исторического процесса, — он возник в силу сочетания специфических условий, порожденных столкновением варварского мира с миром позднеантичного средиземноморья. Этот конфликт, давший импульс синтезу германского и романского начал, в конечном итоге породил условия для выхода западноевропейской цивилизации на исходе средневековья за пределы традиционного общественного уклада, за те пределы, в которых оставались все другие цивилизации.

В последующих трудах рассматривал, в частности, культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира, как он виделся средневековым визионерам, и две противоречивших одна другой версии Страшного суда, популярное богословие. Полемизируя с тезисом М. М. Бахтина о карнавально-смеховой природе средневековой народной культуры, подчёркивал теснейшую связь в ней смеха и страха.

По мнению С. И. Лучицкой,

Невозможно переоценить ту роль, которую труды учёного сыграли в драматичной трансформации гуманитарной мысли второй половины XX в., в обновлении исторической науки в мире и в нашей стране. С творчеством Арона Яковлевича связан настоящий "коперникианский" переворот в развитии мировой исторической науки XX в., который привёл к возникновению новой дисциплины — исторической антропологии[18].

По сути дела, А. Я. Гуревич явился создателем историко-антропологического направления в российской науке. Значение его трудов выходит за рамки медиевистики. Он оказал большое влияние на всю современную историческую науку, а также другие гуманитарные дисциплины: антропологию, культурологию, философию.

По оценке Н. А. Хачатурян: «Новую страницу в вопросах средневековой культуры в отечественной медиевистике мотивировали и открыли труды А. Я. Гуревича»[19].

Научные труды

Автор более 500 научных работ[5], в том числе 14 книг, переведенных на десятки иностранных языков[2].

Монографии

переизд.: Индивид и социум на средневековом Западе. — СПб.: Александрия, 2009. — 492 с. — (Становление Европы). — ISBN 978-5-903445-08-0.
Переиздания и сборники работ
переизд.: Избранные труды. Средневековый мир. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 560 с. ISBN 9785-288-03940-9 (Письмена времени)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Портрет: А.Я.Гуревич // Летопись Московского университета]
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Гуревич Арон Яковлевич // Институт всеобщей истории РАН
  3. Образы прошлого. Сборник памяти А. Я. Гуревича // Институт всеобщей истории РАН
  4. 4,0 4,1 4,2 Арон Яковлевич Гуревич // Институт мировой культуры
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 5,9 К 85-летию историка-медиевиста А. Я. Гуревича Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 А. Я. Гуревич. История историка // Журнальный зал
  7. Гуревич А. Я. Крестьянство Юго-Западной Англии в донормандский период: Проблема образования класса феодальных крестьян в Уэссексе в VII — начале XII в.: Автореф. дисс. … к.и.н. — М., 1950. — 28 с.
  8. Гуревич А. Я. Очерки социальной истории Норвегии в IX—XI вв.: Автореф. дисс. … д.и.н. — М., 1961. — 25 с.
  9. Неретина С. С. Арон Яковлевич Гуревич и безмолвие // Вестник Русской христианской гуманитарной академии — 2007.
  10. Гуревич Арон Яковлевич // Философский факультет МГУ
  11. Corresponding Fellows 1926 — present — The Medieval Academy of America. Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 16 июля 2016 года.
  12. Советская медиевистика and beyond // Полит.ру, 18.09.2009
  13. Зарецкий Ю. П. (PDF) Актуальное прошлое: Стенограмма собрания московских медиевистов 1949 г. Опыт медленного чтения // Academia.edu
  14. Страница Е. А. Гуревич Архивная копия от 17 июля 2015 на Wayback Machine на сайте ИМЛИ РАН
  15. Интервью с Л.М. Баткиным // Журнальный зал
  16. Петрухин В. Я. Семиотика и мифы древних славян в трудах Вячеслава Всеволодовича Иванова (памяти ученого // Славяноведение. — 2018. — № 4.
  17. Дмитрий Харитонович. Современность Средневековья. Новый мир. — 2000. — № 10. Дата обращения: 15 июля 2006. Архивировано 21 мая 2014 года.
  18. Лучицкая С. И. Наследие историка и человека Архивная копия от 20 января 2022 на Wayback Machine // Общественные науки и современность. — 2007. — № 3. — C. 68-73.
  19. Концепт-явление «собственность» в общественной структуре западноевропейского Средневековья / отв. ред. Н. А. Хачатурян. – СПб.: Алетейя, 2020. – 398 с. – (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 162. Сер. II: Исторические исследования, 101). ISBN 978-5-00165-132-1

Литература

  • Баткин Л. М. О том, как А. Я. Гуревич возделывал свой аллод // Баткин Л. М. Пристрастия. — М., 1994. — С. 66—94.
  • Другие средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича / Сост. И. В. Дубровский, С. В. Оболенская, М. Ю. Парамонова. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999.

Ссылки