Гуглизация

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Googlization.png

Гуглиза́ция (англ. Googlization) — неологизм, описывающий распространение технологий и эстетики компании Google не только на поиск информации, рекламу в интернете и общение в сети, но и на традиционные офлайн-институты, такие как библиотеки, периодические печатные издания, на торговые отношения и способы ведения бизнеса.

История термина

В 2003 году журналист и писатель Джон Бателльruen и обозреватель Businessweek Алекс Салкивер впервые использовали термин «гуглизация» для обозначения превалирования Google-технологий над практически всеми существующимими на то время формами интернет-коммерции[1]. Компания, возникшая как простой текстовый интернет-поисковик, постепенно расширяла список предлагаемых технологий, добавив сервис поиска картинок, интернет-почту, картографический сервис, видеохостинг, агрегатор новостей, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями, поисковую систему по полным текстам научных публикаций, операционную систему для мобильных телефонов и т. д. Google заключил партнёрские договоры с признанными титанами медийного бизнеса, такими как медийный конгломерат Time Warner AOL, международный медиахолдинг News Corporation, вторая по тиражу газета в США The New York Times, а также с крупными новостными агентствами Ассошиэйтед Пресс, Франс-Пресс, Ассоциацией прессыruen, функционирующей в Великобритании и Ирландии. Таким образом, Google-технологии постепенно проникли в повседневную жизнь миллионов людей, а компания превратилась в транснациональную публичную корпорацию, инвестирующую в разработку новейших информационных технологий и меняющую традиционный взгляд на повседневную культуру, способы ведения бизнеса, распространение, поиск и получение информации, размещение рекламы, чтение книг и ежедневное общение.

Определение

Термин «гуглизация» не был официально закреплен за описываемым феноменом распространения влияния корпорации Google. Согласно Гарро Хайбоеру с первого взгляда сложно поспорить с существованием процесса гуглизации, поэтому в большинстве случаев никто не задумывается, а так ли это на самом деле. «Данный термин можно использовать, учитывая функционирование корпорации в настоящее время, однако после более внимательного взгляда на историю развития поисковых сервисов, становится понятно, что сформулирован он не совсем корректно, как кажется на первый взгляд. Хайбоер сказал:

Мой главный вопрос заключается в том, можно ли назвать этот термин корректно сформулированным с точки зрения исторической перспективы? Являются ли „гуглизованными“ поисковые сервисы Microsoft (MSN, Live Search, Bing)?… Можно ли назвать Google „майкрософтизированным“? Я полагаю, что это был процесс их (Microsoft и Google) взаимного влияния друг на друга… В этом случае термин „гуглизация“ не может считаться абсолютно корректным и должен быть пересмотрен»[2]

Тем не менее, при отсутствии общепризнанного закрепленного понимания специфики феномена, каждый специалист дает своё определение термину. К примеру Лоретт Уелдон пишет о гуглизации как об «оцифровке библиотек, представляющей собой особый Google-проект»[3], а Джон Реплинджер — о «гуглизации» информации, где описывает сам феномен гуглизации как «увеличение количества доступной в интернете информации»[4]; Шива Вайдхъянатанruen под этим термином подразумевает «проникновение технологий Google во все сферы нашей культуры». Он утверждает, что «Google, как бренд, стал абсолютно вездесущим… Это слово уже используется в качестве и существительного, и глагола повсеместно: от разговора подростков до сценария сериала…»

Влияние Google на общество

С 2000 года специалисты по массовым коммуникациям анализируют влияние корпорации Google на современное общество. Гирт Ловинкruen утверждает, что вряд ли можно говорить о критическом уровне все возрастающей зависимости общества от поисковых интернет-технологий Google[5]. Ричард Роджерс видит в феномере гуглизации процесс концентрации средств массовой информации в интернете, анализируя в стиле политэкономии, как Google поглощает онлайн-сервисы один за другим[6]. Лиз Лошruen в частности отмечает, что тема «гуглизации» Французской национальной библиотеки привлекла значительное внимание общественности в самых популярных журналах и газетах Франции[7].

В книге «The Googlization of Everything», опубликованной в марте 2011 года, её автор Шива Вайдхъянатан предлагает свою критическую интерпретацию того, как Google подрывает не только культурный и торговый уклад, сложившийся в обществе, но и самих членов общества[8]. Согласно его утверждению, в книге он попытался дать ответ на 3 ключевых вопроса: «каким предстаёт мир, если на него смотреть через призму Google? Каким образом факт повсеместного присутствия Google влияет на производство и распространение информации? Каким образом эта транснациональная корпорация изменила правила игры и алгоритмы функционирования компаний, учреждений и государств?». В своем блоге автор книги не только отчитывался о том, на какой стадии готовности был его труд, но также публиковал новости на тему «гуглизации» и все интересные события, связанные с Google. Согласно автору, на сегодняшний день мы, возможно, и одобряем Google, но в будущем компания легко может использовать наши данные в своих целях, выгодных для корпорации, а не для общества. Книга и блог имеют следующий подзаголовок: «Как одна компания подрывает культуру, бизнес и общество… И почему нам следует обеспокоиться».

Литература

  • Vaidhyanathan S. The Googlization of Everything: (And Why We Should Worry). — Univ. of California Press, 2011. — 280 p. — ISBN 978-0520258822.  (англ.)

Примечания

  1. Battelle, John. The "Creeping Googlization" Meme, BusinessWeek Online (16 декабря 2003). Архивировано 28 декабря 2009 года.
  2. Haijboer, Harro Rethinking Googlization. World Wide Web: Universiteit van Amsterdam (2009). Дата обращения: 16 января 2016. Архивировано 27 апреля 2016 года.
  3. Weldon, Lorette. The ‘Googlization’ of the library collection: by taking advantage of several Google applications, members of an associate enjoyed greater access to a resource center’s collection and were able to collaborate on many of their research efforts, World Wide Web: BNET UK.
  4. Repplinger, John. The Googlization of Information: Google’s Influential Reach Over Information, World Wide Web: slideshare. Архивировано 29 апреля 2016 года. Дата обращения 16 января 2016.
  5. Lovink, Geert. The society of the query and the Googlization of our lives, Eurozine.com. Архивировано 29 января 2016 года.
  6. Rogers, Richard. The Googlization Question, and the Inculpable Engine // Deep Search: The Politics of Search Beyond Google (англ.). — 2009. Архивная копия от 29 марта 2014 на Wayback Machine
  7. The Googlization of the BNF. Virtualpolitik at BlogSpot.com (2 сентября 2009). Дата обращения: 18 сентября 2009. Архивировано 10 июля 2020 года.
  8. The Googlization of Everything, 2011.