Гуггенхайм, Микеланджело

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Моизе Микеланджело Гуггенхайм
итал. Moisè Michelangelo Guggenheim
Michelangelo Guggenheim.jpg
Дата рождения 17 ноября 1837(1837-11-17)
Место рождения Венеция
Дата смерти 21 сентября 1914(1914-09-21) (76 лет)
Место смерти Венеция
Страна  Королевство Италия
Род деятельности антиквар, коллекционер
Награды и премии

Великий офицер ордена Короны Италии Кавалер ордена Святых Маврикия и Лазаря

Моизе́ Микела́нджело Гуггенха́йм (итальянское произношение фамилии — Гуггена́йм; итал. Moisè Michelangelo Guggenheim; 17 ноября 1837, Венеция — 21 сентября 1914, там же) — итальянский антиквар, коллекционер и исследователь предметов искусства. Один из наиболее значимых европейских антикваров XIX века[1].

Биография

Родился 17 ноября 1837 года в Венеции. В 1858 году открыл мастерскую по восстановлению резных изделий из дерева и слоновой кости, где работали 50 сотрудников. В мастерской его сотрудники занимались в том числе реставрацией старинных предметов искусства — таких, как мебель и рамы картин[2]. В 1877 году открыл антикварный магазин и мастерскую в здании знаменитого Палаццо Бальби, фасад которого выходит на Гранд-канал. К 1885 году у антиквара были уже 3 магазина, в каждом из которых работало около 30 человек: в Палаццо Бальби, в Палаццо Корнер-делла-Фрескада-Лоредан (открыт в 1881 году) и на Калле Сан-Больдо. Помимо постоянных сотрудников, Гуггенхайм привлекал к некоторым реставрационным работам студентов старших курсов Венецианской школы искусств и их промышленного использования (итал. Scuola Veneta d’arte applicata all’industria), которую он основал в 1872 году[3].

К этому времени деятельность Гуггенхайма обрела общеевропейскую известность — он занимался продажей и реконструкцией предметов антиквариата для многочисленных организаций (от компании Tiffany & Co. до Лувра) и частных лиц. У него были клиенты не только в Италии, но и в Австро-Венгрии, в Великобритании, в Германии, во Франция, даже в США и в Российской империи. Мастерские Гуггенхайма реставрировали и производили мебель и иные резные изделия по заказам многих высокопоставленных и правящих персон — так, в 1884 году он поставил мебель миланскому писателю Джованни Верге, 1903 году — премьер-министру Италии Джузеппе Дзанарделли, в 1906 году — королеве Великобритании Александре[4].

В 1880-х годах Гуггенхайм сделал свою коллекцию доступной для широкой публики, открыв экспозицию сперва в Палаццо Гритти, а через некоторое время перенеся её в Палаццо Бальби — оба здания в самом центре Венеции, на Гранд-канале. В экспозиции имелись многочисленные работы и их фрагменты из разного и расписного дерева, а также гипсовые слепки, рисунки, гравюры, орнаменты и книги. После смерти коллекционера многие из них были переданы основанной им Венецианской школе искусств и их промышленного использования[5]. Гуггенхайм не просто собирал попадавшие ему предметы искусства, но занимался их изучением. Так, в 1877 году по разрешению итальянского Министерства народного образования[it] им были изготовлены для последующего изучения копии декора Лестницы гигантов в венецианском Дворце дожей, а в 1897 году он опубликовал книгу «Le Cornici Italiane dalla metà del secolo XV allo scorcio del secolo XVI» (с итал. — «Итальянские рамы со второй половины XV до конца XVI веков»), ставшей пособием для искусствоведов и реставраторов многих стран мира[6].

Микеланджело Гуггенхайм был членом и спонсором многочисленных общественных и художественных организаций и сообществ, среди которых Общество по проведению Венецианского карнавала[7], Венецианского художественного кружка (итал. Circolo Artistico veneziano)[8] и других.

К 1910 годам Гуггенхайм был тяжело болен и не мог более заниматься привычной деятельностью. В 1910 году все его производственные предприятия были закрыты. В 1912 году в Париже состоялся аукцион, где была продана часть коллекции антиквара. В сентябре 1913 года в венецианском Палаццо Бальби, где когда-то он начинал свою деятельность, была распродана оставшаяся часть коллекции. Через год он скончался[9].

Выставки

Микеланджело Гуггенхайм выставлял работы своих мастеров на многочисленных международных выставках, проходивших в различных городах. В том числе:

  • На Всемирной выставке 1873 года в Вене им были представлены несколько моделей мебели, а также рама из эбенового дерева, инкрустированное слоновой костью, которая была приобретена королём Италии Виктором Эммануилом II[10].
  • На Всемирной выставке 1880 года в Мельбурне Гуггенхейм принимал участие в работе разделов «Резьба по дереву» и «Бронзовые подсвечники»[10].
  • На Иностранной выставке 1883 года в Бостоне была представлена коллекция антикварной мебели в стиле Людовика XVI[10].
  • В 1885 и в 1886 годах Гуггенхайм принял участие в двух выставках, организованных созданным в 1884 году Художественно-промышленном музее в Риме. На второй из них, в организации которой он принял непосредственное участие, были представлены многочисленные предметы из бронзы (подсвечники, чернильницы и так далее), часть из которых была приобретена итальянским Министерством сельского хозяйства, промышленности и торговли. Там же были представлены масштабные копии многочисленных венецианских зданий — как предполагается, это должны были быть «сувениры» для богатых иностранцев, посещавших город[11].
  • В 1887 году на Международной выставке искусства в Венеции Микеланджело Гуггенхайм выступал уже не только как экспонент и организатор, но и как эксперт, мнение которого о выставленных работах имело большой вес как для продавцов, так и для покупателей[12].
  • На Итальянской выставке 1888 года в Лондоне предметы искусства, представленные Гуггенхаймом, были оценены «Первым дипломом»[13].
  • На Всемирной выставке 1889 года в Париже Гуггенхайм также был приглашён в качестве эксперта предметов искусства. Также, среди прочего, там была представлена копия кресла, изготовленного мастерами Гуггенхайма для итальянского короля Умберто I[13].

Проекты

  •  С 1874 по 1882 годы Гуггенхайм принимал участие в тщательном обновлении Палаццо Коччина Тьеполо, приобретённого богатой семьёй Пападополи и известного в наше время как Палаццо Пападополи[it]. Работа была замечена в том числе эксцентричным королём Баварии Людвигом II, который направил к Гуггенхайму своего придворного архитектора Георга фон Дольмана, которому было поручено детально изучить работу венецианца, зафиксировать её при помощи фотографий, а также наградить последнего золотой медалью[14].
  • В 1882 году антиквар получил большой заказ от короля Италии Умберто I на создание в римской резиденции монарха в Квиринальском дворце его опочивальни. Сотрудниками Гуггенхайма были изготовлены многочисленные предметы мебели из резного орехового дерева, в том числе кровать, кресло и секретер, а также два бронзовых алтаря с фигурами Адониса и Венеры[15].
  • В 1889 году Микеланджело Гуггенхайм выполнил заказ от германского императора Вильгельма II на обустройство для него и его супруги Августы Виктории императорской резиденции в итальянской Монце[16].
  • В 1897 году немецкий промышленник Вальтер Эрих Якоб Кес (нем. Walter Erich Jacob Kees) пригласил Гуггенхайма принять участие в проведении масштабного переустройства приобретённой им Виллы Монастеро[it] в Варенне на озере Комо. Результатом стало переустройство интерьеров здания в эклектичном стиле, соответствующем внешнему облику виллы[7].

Государственные награды

За свою деятельность Микеланджело Гуггенхайм был удостоин многих высоких государственных наград Королевства Италия:[17]

Примечания

  1. Martignon, 2015, p. 47.
  2. Martignon, 2015, pp. 48—49.
  3. Martignon, 2015, pp. 49—50.
  4. Martignon, 2015, pp. 51, 53.
  5. Martignon, 2015, pp. 51, 53, 54.
  6. Martignon, 2015, p. 54.
  7. 7,0 7,1 Martignon, 2015, p. 64.
  8. Martignon, 2015, p. 69.
  9. Martignon, 2015, pp. 70—71.
  10. 10,0 10,1 10,2 Martignon, 2015, p. 57.
  11. Martignon, 2015, p. 58.
  12. Martignon, 2015, pp. 59, 61.
  13. 13,0 13,1 Martignon, 2015, p. 61.
  14. Martignon, 2015, p. 62.
  15. Martignon, 2015, p. 63.
  16. Martignon, 2015, pp. 63—64.
  17. Martignon, 2015, p. 70.

Литература