Грунт (живопись)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Грунт (нем. Grund — основа) — первоначальная обработка основы, предназначенной для живописи, тонкий слой специального состава, который наносят на неё чтобы придать живописной поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества. Грунт впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое, и обеспечивает сцепление живописи с основой. Живопись по основе без грунта встречается очень редко.

Назначение грунта

Назначение грунта состоит в том, чтобы придать поверхности основы однородную плотность (выявляется отсутствием мелких щелей на просвет) и равномерную текстуру. Грунт может как выявлять структуру основы, так и маскировать её, определяя таким образом фактуру живописного слоя картины. Также грунт препятствует просачиванию связующего вещества (например, льняного масла при масляной живописи) из красок в основу, что вызывает жухлость красок и разрушение холста. Увеличивая прочность соединения красочного слоя с основой, он уменьшает изменения их положения в связи с колебаниями температуры и влажности воздуха. С помощью грунта можно также придавать поверхности основы желаемый цвет — известны целые периоды в истории живописи, когда колорит картины строился с опорой на цвет грунта (См. имприматура). Рецептура, способы приготовления, цвет и структура (взаимосвязь составных частей) грунта варьировалась в зависимости от места и эпохи создания картины, а также от принадлежности к той или иной художественной школе. Таким образом, грунт является одной из составляющих частей произведения, определяющих время и место его появления, а также свидетельствующий за или против его подлинности[1].

Под грунтом под живопись понимается совокупность нескольких слоёв: первый — клей (проклейка), который наносится на всю поверхность основы тонким слоем. Вторая часть грунта — грунтовочная краска, которой несколько раз покрывают проклейку. Возможно нанесение второго слоя проклейки. Иногда (это не обязательное условие) наносится и третья часть грунта — имприматура, представляющая собой верхний финальный изолирующий тонкий слой[2][3]. Иногда между основой и красочным слоем наносится всего лишь один — клеевой — слой[4].

Так как грунт должен быть эластичным и обладать одинаково хорошим сцеплением с основой и красками, его слои были различны по составу: нижний слой грунта отвечал за соединение с основой, верхний — с живописным слоем. Цветной верхний слой грунта в различные эпохи определял тональность живописного произведения, тем не менее, он не считается частью красочного слоя[4].

Виды грунтов

Изначально вещества-наполнители для грунта избирались в соответствии с природными условиями того региона, в котором работал художник. Фактуру грунтовочной массы и её цвет определяли традиции, характерные для данного временного периода или художественной школы, позднее — индивидуальные предпочтения мастера. Использование определённого вида связующего (различные клеи или масло) также зависело от школы[1].

По составу связующего грунты делятся на масляные, полумасляные, клеевые, эмульсионные, синтетические[5], акриловые.

С течением времени рецептуры грунтов, их свойства и требования к их качеству изменялись в соответствии с тем, как менялись материалы живописи, её техника и технология, а также задачи, которые стояли перед художниками. Так, масляные и полумасляные грунты господствовали в живописи до второй половины XIX века. Они почти не впитывали масло из красочного слоя, а при длительном хранении холсты, пропитанные такими грунтами, покрывались пылью и жиром от прикосновения рук. Поэтому краски на холсте оставались блестящими и прозрачными, однако, в то же время они плохо соединялись с грунтом. Фёдор Рерберг отмечал, что красочный слой слабо держится на масляном грунте, и совсем ещё нестарые полотна (Маковского, некоторые произведения Репина) необходимо было уже переносить на новый холст[6]. Для увеличения сцепления краски с масляными и полумасляными грунтами необходимо грунт протереть наждачной бумагой, а затем обработать лаком: бальзамно-масляным или маслом в смеси с лаком для ретуши в составе 1:1. Остатки лака удаляются с поверхности грунта до получения сухой поверхности. Для этой же цели Рерберг советовал промывать грунт мылом и водой, пока он не будет хорошо впитывать воду, после этого холст должен быть высушен. Художник также отмечал, что прочность соединения красок с масляным грунтом увеличивает протирка смесью из спирта, воды и скипидара или даже разрезанной сырой картофелиной[6]. Плохое соединение масляных и полумасляных грунтов с красочным слоем привело к отказу от них[7].

Грунты под живопись состоят из следующих компонентов: красящих веществ, связующих веществ, антисептиков и воды.

Компоненты грунтов:

Акриловый грунт не требует антисептиков (в отличие от клеевого и эмульсионного грунта) и считается самым долговечным художественным грунтом, при условии, что изготовлен на основе диоксида титана (титановых белил) без дополнительных наполнителей, сиккативов и пластификаторов.

В странах Евросоюза акриловый грунт для живописи называется "Universal primed", что означает "универсальный грунт", поскольку подходит для работы с акриловыми, масляными, темперными и, в отдельных случаях, акварельными красками.

По цвету грунты делятся на:

  • тонированные;
  • цветные[5]

По механизму впитывания масла из красок делятся на:

  • поглощающие;
  • тянущие[5]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Гренберг, 2003, с. 74.
  2. Энциклопедия юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 98—99.
  3. Гренберг, 2003, с. 74—75.
  4. 4,0 4,1 Гренберг, 2003, с. 75.
  5. 5,0 5,1 5,2 Энциклопедия юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 98.
  6. 6,0 6,1 Фёдор Рерберг. Художник о красках. 2021. с. 147
  7. Энциклопедия юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 99.

Литература

  • Виннер А. Грунтовка холстов // Художник. 1965, № 12. С.42-43.
  • Гренберг Ю. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: История технологии станковой живописи. — М.: Искусство, 2003.
  • Киплик Д. И. Техника живописи — Москва: СВАРОГ и К, 1998. — С. 294. — ISBN 5-85791-034-4.
  • Смит Р. Настольная книга художника — Москва: Астрель, 2004. — С.205. — ISBN 5-271-10073-1.
  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — 416 с.

Ссылки