Гроза (пьеса)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гроза
Groza 1860.jpg
Жанр трагедия
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала русский
Дата написания 1859
Внешние медиафайлы
Культура.РФ
 Спектакль 
(2023)

«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма[1][2]. Изображаемые автором события разворачиваются летом в вымышленном городе Калинове на Волге. Между третьим и четвёртым действиями пьесы проходит 10 дней.

Сюжет

В семействе Кабановых царит домострой, который вершит мать Тихона Ивановича Кабанова — Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Катерина, главная героиня, с детства жила в обстановке любви и ласки у своей матери, но после того как вышла замуж за Тихона, её жизнь изменилась, стала подневольной. Затем она влюбляется в Бориса Григорьевича — племянника Дикóго (ещё одного самодура, жадного и жестокого). Борис тоже влюблён в Катерину. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всё-таки тайно встречаются. Затем Катерина, по своей светлой, богобоязненной натуре, признаётся мужу — в присутствии его матери — в измене, после чего жизнь молодой женщины становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу[3].

История создания

Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. Окончив «Грозу» 9 октября, он 14 октября уже отправил её в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: она состояла в браке, да и он был несвободен. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, у них были общие дети (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет[4][5].

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

Персонажи

Александр Головин. Берег Волги. 1916 Эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза»
  • Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе.
  • Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
  • Марфа Игнатьевна КабановаКабаниха»), богатая купчиха, вдова.
  • Тихон Иваныч Кабанов, сын Марфы Кабановой.
  • Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова.
  • Варвара, сестра Тихона.
  • Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
  • Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.
  • Шапкин, мещанин.
  • Феклуша, странница.
  • Глаша, девка в доме Кабанихи.
  • Барыня с двумя лакеями, старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.
  • Городские жители обоего пола.

Первые постановки

Премьера прошла в Малом театре 16 ноября 1859 в бенефис С. В. Васильева, исполнителя роли Тихона: в остальных ролях: Дикой — П. Садовский, Борис — Чернышев, Черкасов, Кабаниха — Рыкалова, Катерина — Никулина-Косицкая, Варвара — Бороздина 1-я, Кулигин — Дмитревский, Кудряш — Д. Ленский, Феклуша — Акимова.

2 декабря 1859 спектакль впервые прошёл в Александринском театре в бенефис Линской в роли Кабанихи; Дикой — Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — Мартынов, Катерина — Снеткова 3-я, Варвара — Левкеева, Кулигин — Зубров, Кудряш — Горбунов, Феклуша — Громова.

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев. В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ») и Владимир Лакшин.

Адаптации

На сюжет пьесы «Гроза» написан ряд опер (см. Гроза (значения)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем — наиболее известная — Леошем ЯначекомКатя Кабанова», постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка (итал. L’Uragano, 1952).[1]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, 1963
  2. А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 399—401
  3. Признание Катерины. Финал драмы «Гроза». licey.net. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 13 июня 2018 года.
  4. Островский Александр Николаевич, Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ. tonnel.ru. Дата обращения: 10 ноября 2019. Архивировано 23 сентября 2020 года.
  5. 100 великих писателей (недоступная ссылка) // автор Любовь Калюжная