Григорианский раскол

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Епископ Григорий (Яцковский)

Григориа́нский раско́л (Григориа́нство, Григо́рьевщина, Бори́совщина) — раскольническое движение в Русской православной церкви, существовавшее с декабря 1925 до начала 1940-х годов, спланированное ОГПУ в целях ослабления Церкви и пользовавшееся на начальном этапе своей деятельности его поддержкой. Деятели григорианского раскола ратовали за коллегиальность в управлении Церковью и образовали в декабре 1925 года Временный высший церковный совет (ВВЦС), который просуществовал до 1937 года. Название раскол получил по имени первого председателя ВВЦС, архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского). Находилась в евхаристическом общении с лубенским расколом.

За время существования раскола в его юрисдикции находились 32 епархии и 16 викариатств, большей частью входивших в состав 6 церковных областей (митрополий). Влияние григорианского раскола в значительной степени охватило районы Поволжья, Дона, Урала и Сибири. Наиболее сильными позиции григориан были в Ульяновской, Воронежской, Белгородской, Сталинградской, Донской, Свердловской, Ростовской и Томской епархиях. В ряде епархий в их ведении оказались лишь отдельные города и районы, где григориане имели духовный авторитет. В разное время григорианской юрисдикции состояли 52 архиерея: 30 старого поставления и 22 собственного. Из общего числа архиереев 27 человек получили высшее образование, 12 человек — среднее, 11 — лишь начальное[1]. По оценкам современного церковного историка протоиерея Валерия Лавринова максимальное количество григорианских приходов в СССР доходило до двух тысяч, что составляло 6-7 % от общего числа «староцерковных» приходов в стране[2].

История

Подготовка раскола

Митрополит Коломенский и Крутицкий Петр (Полянский). 1925 год

Поместный собор 1917—1918 годов, учредивший патриаршество, в своих решениях не предусматривал единоличного управления Церковью патриархом. Были созданы Священный Синод и Высший церковный совет[3]. Предусматривалось регулярное проведение поместных соборов. Однако из-за противодействия советских властей созвать собор было невозможно, и 1921 году, когда окончился трёхлетний срок полномочий этих органов, они были распущены[4], а патриарх Тихон фактически перешёл к единоличному управлению Церковью. 7 апреля 1925 года патриарх Тихон скончался. В управление Церковью согласно завещательному распоряжению Патриарха вступил митрополит Петр (Полянский)[5]. По примеру патриарха Тихона он предпочитал управлять церковью единолично, не внимаю просьбам пересмотреть такую форму управления, что нравилось не всем[6].

Смерть патриарха Тихона активизировала деятельность советских спецслужб, стремившихся к расколу Церкви. К этому времени в Москве без права выезда находилось большое количество архиереев, высланных ОГПУ из своих епархий, для того чтобы развязать руки обновленцам на местах. Часть этих архиереев сгруппировалась вокруг викария Московской епархии епископа Можайского Бориса (Рукина). Патриарх Тихон выделял его среди прочих викариев, епископ Борис выполнял основные распорядительские функции во время похорон патриарха, но главным фактором его популярности являлось то, что он выступал за коллегиальное управление Церковью[6]. Ситуацию подогревали конфликтные отношения между епископом Борисом и митрополитом Петром. Деятельность епископа Можайского против митрополита Крутицкого не прошла мимо внимания ОГПУ[7]. В мае 1925 года епископ Борис был вызван на Лубянку, где от сотрудника 6-го отделения СО ОГПУ И. В. Полянского получил предложение организовать инициативную группу архиереев «Защита Православия». В своей сводке за июнь 1925 года ОГПУ докладывало: «Борьба вокруг поста местоблюстителя патриаршего престола с назначением Петра Полянского не окончена. Началась борьба за влияние на дела. Петр всячески оттягивает назначение членов Синода, группа епископов во главе с Борисом Можайским настаивает на скорейшем их назначении, авторитет Петра падает, и на смену ему предполагают выдвинуть кандидатуры Агафангела и Кирилла». Спустя месяц ОГПУ сообщало: «Все внимание тихоновцев было обращено на организационное оформление высшего органа управления. Борьба идёт главным образом вокруг местоблюстителя патриаршего престола. Усиленную деятельность в этом направлении развивает епископ Борис Можайский, выставляющий требование немедленной организации Синода, задачей которого было бы смещение Петра Полянского. Кампания, поднятая против Петра, не встретила сочувствия у тихоновского актива, среди которого из-за боязни распада окрепло решение поддержать Петра»[6].

В октябре 1925 года в Москве состоялся обновленческий «Всероссийский Поместный Собор». Обновленческое руководство, выполняя прямое задание ОГПУ, озвучило на Соборе сфабрикованные чекистами материалы о контрреволюционной деятельности местоблюстителя митрополита Петра, о его связях, якобы имевшихся с зарубежными монархическими организациями. В октябре 1925 года ОГПУ с удовлетворением констатировало: «Центром внимания тихоновцев в истекшем месяце является оглашение на обновленческом соборе материала, разоблачающего связь тихоновцев с монархической эмиграцией. Разоблачение это ускорило процесс размежевания в тихоновских рядах. Видный противник митрополита Петра тихоновец Борис Можайский, поддерживаемый киевским митрополитом, организовал группу, которая предъявляет требования Петру о необходимости легализации тихоновщины как единственного выхода из обострившегося положения после собора. Возможен раскол»[8].

15 ноября 1925 года в газете «Известия ЦИК» была опубликована провокационная статья начальника 6-го отделения СО ОГПУ Е. А. Тучкова (под псевдонимом Теляковский), где митрополит Петр характеризовался как черносотенный монархист, сделавший свою церковную карьеру благодаря влиянию при дворе, и обвинялся в связях с белой эмиграцией. В заключении автор предлагал самому местоблюстителю опровергнуть обвинения в контрреволюционной деятельности, то есть фактически издать декларацию об отношении к советской власти. После появления этой статьи три архиерея: архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), епископ Можайский Борис (Рукин) и епископ Каменский Иннокентий (Бусыгин) встретились с митрополитом Петром и обратились к нему с просьбой дать опровержение в печати, обозначив своё отношение к советской власти. Патриаршему местоблюстителю было предложено собрать находившихся в Москве архиереев для обсуждения церковных дел. Митрополит Петр отклонил это предложение, но пообещал составить соответствующую декларацию. Органы госбезопасности, понимая невозможность склонить местоблюстителя к сотрудничеству на своих условиях, приняли решение его изолировать[8]. 9 декабря 1925 года митрополит Петр был арестован. 14 декабря митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) вступил в должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

Формирование ВВЦС и разделение с Патриаршей церковью

Донской монастырь. Дореволюционное фото

16 декабря 1925 года в административный отдел Моссовета поступило заявление архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского), в котором испрашивалось разрешение на проведение собрания находившихся в столице архиереев, необходимость которого обосновывалась озабоченностью сложившейся ситуацией в Церкви после ареста местоблюстителя Петра (Полянского). 19 декабря разрешение было получено. 22 декабря 1925 года в полдень в Московском Донском монастыре открылось совещание 10 архиереев. Помимо самого Григория (Яцковского) там собрались: бывший архиепископ Могилёвский Константин (Булычёв), епископ Переславский Дамиан (Воскресенский), епископ Усть-Медведицкий Тихон (Русинов), епископ Ульяновский Виссарион (Зорнин), епископ Можайский Борис (Рукин) и епископ Каменский Иннокентий (Бусыгин), бывший Егорьевский епископ Вассиан (Пятницкий) и епископ Уразовский Митрофан (Русинов), а также архиепископ Екатеринославский Иоанникий (Соколовский), принадлежавший к Лубенскому расколу, ещё одному организованному советской властью раскольническому объединению. Совершив панихиду на могиле патриарха Тихона, епископы выбрали из своей среды 7 человек для участия в постоянном Малом соборе епископов, названном Временным высшим церковным советом (ВВЦС), куда вошли: архиепископ Григорий (Яцковский), архиепископ Константин (Булычёв), епископ Дамиан (Воскресенский), епископ Тихон (Русинов), епископ Виссарион (Зорнин), епископ Борис (Рукин) и епископ Иннокентий (Бусыгин). Собравшимися архиереями был выработан и подписан специальный Наказ, в котором говорилось, что ВВЦС является временным органом управления Российской православной церкви и находится в каноническом и молитвенном общении с патриаршим местоблюстителем. Ближайшей своей задачей ВВЦС провозглашал подготовку Всероссийского собора Российской православной церкви[9].

2 января 1926 года члены ВВЦС обратились в административный отдел Центрального административного управления НКВД РСФСР с уведомлением об организации ими нового органа по управлению Церковью с местопребыванием его в помещениях бывшего Московского Донского монастыря. Заявителям была выдана справка, из которой следовало, что со стороны советской власти препятствий к деятельности ВВЦС не имеется. 7 января в газете «Известия ЦИК» было опубликовано интервью с архиепископом Григорием, в котором он объяснял причины образования ВВЦС, информировал о его целях и задачах. Архиерей подчеркивал, что новый орган управления Церковью не имеет ничего общего ни с обновленческим Синодом, ни с другими церковными течениями. В заключении упоминалось о полученном ВВЦС от представителя Константинопольского патриарха в России приглашении принять участие в предстоящем вселенском соборе. После признания Временного Высшего Церковного Совета органами государственной власти к нему примкнули 9 архиереев: митрополит Донской Митрофан (Симашкевич), митрополит Минский Мелхиседек (Паевский), архиепископ Екатеринославский Владимир (Соколовский-Автономов), архиепископ Ростовский Назарий (Андреев), бывший Бакинский епископ Павел (Вильковский), бывший Мелитопольский епископ Сергий (Зверев), епископ Елабужский Ириней (Шульмин), епископ Глазовский Симеон (Михайлов) и епископ Бутурлиновский Митрофан (Поликарпов)[10].

Ознакомившись с текстом интервью, 14 января митрополит Сергий (Страгородский) письменно обратился к архиепископу Григорию за разъяснениями. Он интересовался, имеет ли ВВЦС намерение «образовать некоторую особую религиозную группу, отдельную от нашей Православной Церкви, хотя, может быть, и не отличную от нас в учении и обряде, вроде, например, Лубенского раскола на Украине и вроде существующих по местам автокефалистов, или же такового отмежевания от Православной Церкви Вами не предполагается». Митрополит Сергий вопрошал о канонических основаниях образования ВВЦС и о том, в каких отношениях будет находиться Совет с «законной, по церковным понятиям, православно-русской иерархией», временно им возглавляемой. 22 января 1926 года состоялось второе собрание Временного высшего церковного совета, на котором было принято послание к Российской православной церкви, в котором говорилось о том, что Господу Богу было не угодно благословить успехом труды митрополита Петра (Полянского), за время правления которого «нестроения и бедствия Святой Церкви лишь усугубились». Причины этого факта составители послания видели в том, что Церковь «неправимая соборне», руководилась лишь личною волею митрополита Петра и в результате «вернулась к самым темным временам своего бытия». ВВЦС категорически отмежевывался от обновленчества и обещал крепко стоять на основе Слова Божия и канонов Церкви. В заключение послания свидетельствовалась законопослушность советской власти. На этом же собрании было выработано ответное письмо к митрополиту Сергию, где разъяснялось, что право управления Церковью могут иметь только те иерархи, которые были указаны в завещании патриарха Тихона и утверждены Собором епископов. Но так как указанные в завещании иерархи не смогли приступить к своим обязанностям по управлению Церковью, группа епископов и образовала ВВЦС, в состав которого приглашался войти и митрополит Сергий. Вечером того же дня в Нижний Новгород для переговоров с митрополитом Сергием отправился член ВВЦС епископ Дамиан (Воскресенский). 23 января он предъявил митрополиту наказ, послание и письмо архиепископа Григория. Митрополит Сергий заявил, что право патриаршего местоблюстителя назначать себе преемников оправдано исключительными обстоятельствами времени и признать законность ВВЦС он не может[11].

27 января 1926 года архиепископ Григорий послал телеграмму митрополиту Сергию, вновь прилагая прибыть в Москву для участия в работе Совета. 29 января 1926 года заместитель местоблюстителя митрополит Сергий написал архиепископу Григорию второе письмо, в котором резко осудил действия ВВЦС, а на его членов единолично наложил запрещение в священнослужении, с отстранением от занимаемых кафедр[12]. 29 января, члены ВВЦС архиепископ Григорий, архиепископ Константин и епископ Дамиан, не зная о наложенных на них запрещениях, обратились к местоблюстителю митрополиту Петру с письменным докладом, в котором обосновывали создание Совета как коллегиального органа управления Церковью и просили аннулировать распоряжение относительно полномочий митрополита Сергия. 1 февраля 1926 года на докладе членов ВВЦС последовала резолюция митрополита Петра, которой он свои обязанности местоблюстителя временно передавал коллегии из трёх иерархов: архиепископов Владимирского Николая (Добронравова), Томского Димитрия (Беликова) и Екатеринбургского Григория (Яцковского). Ознакомившись с резолюцией, архиепископ Григорий тотчас отправил митрополиту Сергию телеграмму со словами: «Местоблюститель Вас освободил…», а 5 февраля отправил письмо, к которому приложил заверенную резолюцию митрополита Петра. 8 февраля в ответном (третьем) письме к архиепископу Григорию митрополит Сергий заметил, что в резолюции нет ни слова об его освобождении. Он пояснил, что сама резолюция составлена местоблюстителем в условной форме и свидетельствует о незнании им сложившихся обстоятельств, и потому он отказывается ей следовать[13].

9 февраля 1926 года в газете «Известия ЦИК» было опубликовано интервью с архиепископом Григорием, в котором он разъяснял сложившуюся ситуацию относительно двоевластия в управлении Церковью и информировал о передаче прав местоблюстителем — коллегии из трех архиереев. В заключении преосвященный Григорий констатировал, что поскольку митрополитом Петром аннулированы полномочия своего заместителя, все распоряжения и запрещения митрополита Сергия недействительны[14].

1926—1936 годы

В мае-июне 1926 года принесли покаяния митрополиту Сергию архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов), епископы Виссарион (Зорнин), Симеон (Михайлов), Ириней (Шульмин), Мелхиседек (Паевский), Тихон (Русинов), Вассиан (Пятницкий). Чтобы восполнить убыль епископата, с лета 1926 года ВВЦС стал проводить собственные хиротонии. Летом 1926 года архиепископ Григорий возглавил хиротонию Августина на Луганскую кафедру, а осенью Анатолия — на Ибресскую. Вскоре в григорианство под нажимом властей вернулись епископы Тихон (Русинов) и Виссарион (Зорин).

12 мая епископы ВВЦС, собравшись в Донском монастыре, приняли послание «ко всем верным чадам Святой Православной Церкви», в котором обличали деятельность митрополита Сергия как незаконную и призывали принять участие в предстоящем собрании духовенства и мирян всей страны.

В течение 1927 года к Григорианскому расколу примкнули бывший архиепископ Томский Димитрий (Беликов), епископ Новооскольский Серафим (Игнатенко), епископ Скопинский Смарагд (Яблонев), бывший епископ Раненбургский Иоанн (Киструсский), бывший епископ Алатырский Назарий (Андреев), бывший епископ Белыничский Николай (Судиловский) (последний из обновленчества).

Пётр Холмогорцев

Пополнился григорианский епископат и четырьмя архиереями собственного поставления епископа: Иринарх (Павлов), Феофан (Прокопович), Гермоген (Кузьмин), Петр (Холмогорцев). Единственный из них, кто пользовался известностью, был Петр Холмогорцев в прошлом один из крупнейших церковных деятелей дореволюционного Челябинска.

Большинство григорьевских епархий не превышали по числу приходов размеров обычного благочиния или носили номинальный характер. Позиции григориан были наиболее сильны в Сибири, на Урале, в Поволжье, на Дону. Из наиболее известных иерархов-григориан, помимо основателя, можно назвать митрополита Виссариона (Зорина), возглавлявшего ВВЦС в 1928—1933, и митрополита Бориса (Рукина). Уважением прихожан на Урале пользовался митрополит Свердловский и Челябинский Петр (Холмогорцев). Исключительное влияние в своей епархии имел митрополит Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), учениками которого по духовной семинарии были почти все донские священники. Поэтому в ведении ВВЦС перешло значительное число приходов епархии.

После «легализации» «Московского церковного центра» заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году григорианское движение быстро ослабело, будучи во многом лишено государственной поддержки.

15-19 ноября 1927 года в соборном храме московского Донского монастыря проходил съезд духовенства и мирян григорианской ориентации, собравший более 100 делегатов. Тогда же Григорий своими единомышленниками был возведён в сан митрополита.

Вскоре Григорий покинул пост председателя ВВЦС, и полностью переключился на епархиальную деятельность. В 1928 году пост председателя ВВЦС занял архиепископ Виссарион (Зорин), возведённый в сан митрополита. К тому времени в рядах ВВЦС насчитывалось 22 архиерея: 15 старого поставления, 6 григорьевского и 1 лубенского.

В 1928—1929 годы получили хиротонию семь епископов: Николай (Львов), Анатолий (Кванин), Макарий (Дагаев), Димитрий (Кванин), Павел (Краснорецкий), Анатолий (Левицкий) и Иероним (Борецкий). Таким образом, к 1930 году в григорианском расколе насчитывалось 30 архиереев, из них 15 старого поставления, 13 григорьевского поставления.

В 1930—1932 годы раскол понёс существенные потери: принесли покаяние два архиерея канонического поставления Тихон (Русинов) и Митрофан (Русинов), ушли из жизни митрополиты Митрофан (Симашкевич), Борис (Рукин), Димитрий (Беликов) и Григорий (Яцковский). Лишившись наиболее влиятельных архиереев и поддержки властей, Григорианский раскол быстро пришёл в упадок, чему способствовали и внутренние раздоры. Имеются свидетельства, что весной 1932 года, незадолго до смерти, Григорий (Яцковский) подготовил и послал на пленум ВВЦС доклад о необходимости лишить сана Виссариона (Зорнина), но доклад не был оглашён.

По смерти митрополита Бориса (Рукина), во главе григорианства стал Виссарион (Зорин) с титулом митрополита Московского и Ярославского. В 1930—1937 годы от него получили хиротонию десять епископов: Иосиф (Вырыпаев), Серафим (Павлов), Иулиан (Симашкевич), Серафим (Поляков), Иоасаф (Борисов), Феодосий (Григорович-Борисов), Ювеналий (Зиверт), Геннадий (Марченков), Иосиф (Рыпак) и Евлогий (Хомик). В 1934 году в григорианство из обновленчества перешли Владимир (Путята) и Фотий (Топиро).

Владимир (Путята) незадолго до своей смерти в феврале 1936 года покаялся и принят в Патриаршую церковь в сане монаха[15], а Иулиан (Симашкевич) перешёл в обновленчество.

Закат григорианства

18-20 апреля 1937 года в московском Донском монастыре под председательством Виссариона (Зорина) состоялось последнее совещание ВВЦС.

Причинами ликвидации Временного Высшего Церковного Совета, а вслед за ним и его структур на местах, в период массовых репрессий стали соображения органов госбезопасности. Сыграло свою роль практическое отсутствие в его юрисдикции авторитетных деятелей, а малочисленность его состава свела на «нет» влияние и значение этого учреждения в церковной жизни. Совет уже невозможно было использовать в ходе внутрицерковной борьбы, да и сами методы церковного раскола во второй половине 1930-х годы утратили свою актуальность для властей. В 1937 году были расстреляны 13 григорианских архиереев, а ещё 7 архиереев находились в лагерях и ссылках. Та же участь постигла большинство клириков и активных церковных деятелей. Все епархии и значительная часть приходов были закрыты. Оставшиеся приходы были разрознены и вели самостоятельное существование, вся их деятельность сводилась к совершению богослужений, но и в этом они встречали существенные затруднения ввиду антицерковных мероприятий советской власти и отсутствия духовенства[1].

Окончательное прекращение раскола в Русской Православной Церкви произошло в 1943 году, когда И. В. Сталин и советское руководство приняли новый курс в отношении религиозных объединений[16]. В 1943 году принёс покаяние епископ Фотий (Топиро), в 1944 году покаялись епископы Евлогий (Хомик), Иоасаф (Борисов), в 1945 году покаялись епископы Гермоген (Кузьмин) и Феодосий (Григорович-Борисов). После этого остался один архиепископ Филарет (Волокитин)[17], но он с 1943 года находился в ссылке и был освобождён только в 1953 году[18].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Лавринов, 2018, с. 155.
  2. Лавринов, 2018, с. 156.
  3. Лавринов, 2018, с. 20.
  4. Лавринов, 2018, с. 21.
  5. Лавринов, 2018, с. 22.
  6. 6,0 6,1 6,2 Лавринов, 2018, с. 24.
  7. Мазырин, 2013, с. 109.
  8. 8,0 8,1 Лавринов, 2018, с. 25.
  9. Лавринов, 2018, с. 26.
  10. Лавринов, 2018, с. 27.
  11. Лавринов, 2018, с. 28.
  12. Лавринов, 2018, с. 29.
  13. Лавринов, 2018, с. 30—31.
  14. Лавринов, 2018, с. 31.
  15. Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. (Материалы по истории Церкви. Книга 54). М. 2016. стр. 187
  16. Лавринов, 2018, с. 150.
  17. Лавринов, 2018, с. 150—151.
  18. Лавринов, 2018, с. 495.

Литература

Ссылки