Грессе, Жан-Батист-Луи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жан-Батист-Луи Грессе
фр. Jean-Baptiste-Louis Gresset
Жан-Батист-Луи ГрессеЖан-Батист-Луи Грессе
Род деятельности поэт и драматург
Язык произведений французский
Дебют ода «Sur l’amour de la patrie» (1730)

Жан-Батист-Луи Грессе (1709—1777) — французский поэт и драматург, член Французской академии.

Биография

Жан-Батист-Луи Грессе родился 29 августа 1709 года в городе Амьене. Воспитывался в амьенской иезуитской коллегии, потом в Париже и нескольких провинциальных университетах.

Дебютировал одой «Sur l’amour de la patrie» (1730), а в 1734 году написал свою знаменитую комическую поэму «Vert-Vert» («Вер-Вер»), в которой в изящных стихах излагается история благочестивого говорящего попугая, воспитанного в женском монастыре; учёную птицу посылают в гости к настоятельнице другого монастыря, но на корабле он обогащает свой лексикон, подслушав разговоры солдатской компании, и по прибытии к аббатисе приветствует её отборнейшими словами нового репертуара. Впоследствии произведение лег­ло в ос­но­ву сюжета комической опе­ры Жака Оф­фен­ба­ха (поставлена в 1869)[1] «Вер-Вер, или Похождения попугая», известной также под названием «Какаду». Поэма переведена на русский язык Василием Ку­роч­ки­ным, опубликована под заглавием «По­пу­гай» (1875)[1].

Жан-Батист-Луи Грессе

В том же духе Грессе написал ещё несколько мелочей: «Le Carême impromptu», «Le lutrin vivant» и отчасти «La Chartreuse», где автор делает неудачные попытки философствовать.

Задетая сатирой Грессе настоятельница монастыря de la Visitation устроила так, что поэт, принадлежавший к иезуитскому ордену, был сослан своим начальством в городок Ла-Флеш, где от скуки занялся переводом «Буколик» Вергилия.

В 1735 году Жан-Батист-Луи Грессе выступил из ордена, стал вести светскую жизнь, был постоянным посетителем салона m-me de Forcalquier. Трагедии и драмы Грессе («Edouard III», «Sidney») неудачны и несценичны, но его комедия «Le Méchant» («Злой»; поставлена в 1745, издана в 1747, рус. пер. 1817[1]) заслуживает внимания. Интрига ведется вяло, главный герой, беспричинно злой Клеон — тип выдуманный и неестественный, но салонные нравы общества той эпохи переданы верно и в стиле весьма тонко воспроизведён тогдашний разговорный тон. Вместе с «Métromanie» Пирона «Le Méchant» составляет переход от комедии Мольера к комедии Бомарше.

В 1748 году Грессе был избран в члены Французской академии, в которой выступал с речами два раза: при приеме Д’Аламбера в 1754 году и Сюара в 1774 году, причем оба раза обнаружил узкоклерикальное направление и ненависть ко всяким новшествам.

С точки зрения изучения истории раз­ви­тия французской ко­ме­дии XVIII века пред­став­ля­ет ин­те­рес «Пись­мо г-на Грес­се о ко­ме­дии» («Let­tre de M. Gresset sur la comédie», 1759).[1]

В последние годы жизни Грессе подпал под влияние духовенства и публично отрекся (в открытом письме 1759 года) от своей литературной деятельности, в том числе от поэзии, унич­то­жив не­опуб­ли­ко­ван­ные про­из­ве­де­ния[1], за что подвергся жестоким насмешкам Вольтера и Пирона.

Жан-Батист-Луи Грессе умер 16 июня 1777 года в родном городе.

Кроме названных произведений, он написал ещё «le Gazetin», «Parrain Magnifique», «Les Pensionnaires» и «Le Laboratoire de nos soeurs». Полное собрание сочинений Грессе было издано Файолем в 1803 г., Ренуаром в 1811 г.; избр. соч. изданы Кампеноном (П., 1823). См. о Грессе: Bailly, «Eloge de G.»; Robespierre, «Eloge de G.» (1765, перепечатан 1868), le P. Daire, «Vie de G.» (П., 1779); De Cayrol, «Essai sur la vie et les oeuvres de G.» (1845); St. Albin Berville, «G., sa vie et ses ouvrages» (1863).

В культуре

В рассказе Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров» (1839) рассказчик, перечисляя литературные произведения из библиотеки Родерика Ашера, в первую очередь называет два произведения Грессе:

«Нетрудно догадаться, что наши книги — книги, которыми долгие годы питался ум моего больного друга, — вполне соответствовали его причудливым взглядам. Нас увлекали «Вер-Вер» и «Монастырь» Грессэ, «Бельфегор» Макиавелли, «Рай и ад» Сведенборга… «Путешествие в голубую даль» Тика и «Город солнца» Кампанеллы…»[2]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 ГРЕССЕ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 15 сентября 2022.
  2. По, Эдгар. Падение дома Ашеров. LinguaBooster. Дата обращения: 15 сентября 2022.

Ссылки