Граун, Карл Генрих

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карл Генрих Граун

Карл Генрих Гра́ун (нем. Carl Heinrich Graun; 7 мая 1704, Варенбрюк — 8 августа 1759, Берлин) — немецкий композитор.

Биография

Сын сборщика налогов из Бранденбурга, Граун вырос в музыкальном окружении: композиторами стали и два его старших брата, Август Фридрих Граун и Иоганн Готлиб Граун[1]. Ребёнком Карл Генрих пел в хоре дрезденской церкви Кройцкирхе, затем учился композиции у Иоганна Христофа Шмидта. Одновременно в 17181719 гг. Граун учился в Дрезденском университете. В Дрездене были написаны два первых цикла кантат Грауна (не сохранились).

В 1724 году Граун получил место придворного певца (тенора) при дворе герцога Брауншвейг-Люнебургского Августа Вильгельма. В Брауншвейге под патронатом капельмейстера Георга Каспара Шурмана он начал пробовать свои силы как дирижёр и в 1731 году занял должность вице-капельмейстера. В 1733 году была поставлена его первая опера.

В 1735 году Граун перебрался в Берлин и поступил на службу в капеллу кронпринца Пруссии Фридриха, будущего короля Фридриха II. По восшествии Фридриха на престол в 1740 году Граун занял пост его капельмейстера, на котором оставался до конца жизни. 7 декабря 1742 года оперой Грауна «Цезарь и Клеопатра» открылся Королевский оперный театр в Берлине[2]. Выступая в театрах Рима, Неаполя, Флоренции и других, он снискал высокую оценку как исполнитель главных теноровых партий в операх итальянских композиторов.

В общей сложности Грауном написано 28 опер, в том числе крупномасштабных, для карнавала или по случаю дня рождения царствующих особ. Сверх того, ему принадлежит ряд духовных сочинений, в том числе страстная оратория «Смерть Иисуса» (нем. Der Tod Jesu).

В. В. Набоков, в своей автобиографической книге «Другие берега» причисляя Грауна к своим дальним предкам[3], писал про него: «…талантливый карьерист, автор известной оратории „Смерть Иисуса“, считавшейся современными ему немцами непревзойденной, и помощник Фридриха Великого в писании опер, изображён с другими приближенными (среди них — Вольтер) слушающим королевскую флейту, на пресловутой картине Менцеля, которая преследовала меня, эмигранта, из одного берлинского пансиона в другой. В молодости Граун обладал замечательным тенором; однажды, выступая в какой-то опере, написанной брауншвейгским капельмейстером Шурманом, он на премьере заменил не нравившиеся ему места ариями собственного сочинения. Только тут чувствую какую-то вспышку родства между мной и этим благополучным музыкальным деятелем»[4].

Примечания

  1. Бочаров Ю. Мастера старинной музыки. — Geleos Publishing House, 2005. — 360 с. — ISBN 9785818905228. Архивная копия от 16 февраля 2018 на Wayback Machine
  2. Барсова Л.: Король, еще король…. Архивировано 23 марта 2022 года. Дата обращения 15 февраля 2018.
  3. Платек Я. М. Три изгнанника, три избранника: Владимир Набоков, Иосиф Бродский, Александр Солженицын : портреты в музыкальном интерьере. — Kompozitor, 2003. — 172 с. Архивная копия от 16 февраля 2018 на Wayback Machine
  4. Владимир Набоков. Другие берега. — Азбука-Аттикус, 2013-06-28. — 167 с. — ISBN 9785389039001. Архивная копия от 16 февраля 2018 на Wayback Machine

Литература

  • Hugh James Rose, Henry John Rose, Thomas Wright. A new general biographical dictionary, vol. 8. B. Fellowes, 1853. P. 92