Гранатовый браслет

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гранатовый браслет
Жанр Повесть
Автор Александр Иванович Куприн
Язык оригинала русский

«Грана́товый брасле́т» — повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году и впервые опубликована в 6-м сборнике альманаха «Земля» в 1911 году[1]. Основана на реальных событиях[2].

Сюжет

В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина[3] получила от своего давнего анонимного поклонника в подарок золотой браслет с пятью крупными гранатами-кабошонами густо-красного цвета, окружающими зелёный камень — гранат редкого сорта[4]. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин. Точное имя того, кто подарил ей этот подарок, не было указано.

Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с её мужем, князем Василием Львовичем, нашёл отправителя, оказавшегося скромным чиновником Георгием Желтковым. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистою и безответною любовью. Желтков стал писать ей ещё до её замужества, но после письма княгини с просьбой прекратить это делать позволял себе писать ей письма только несколько раз в год, на большие праздники.

Когда брат княгини, Николай Николаевич, явившись в жилище Желткова вместе с мужем, вернул ему гранатовый браслет и в разговоре упомянул о возможности обращения к властям с жалобой, чтобы, как он выразился, прекратить преследование княгини Веры Николаевны, Желтков попросил разрешения мужа и брата княгини написать ей последнее письмо. В нём он пишет, что для него вся жизнь заключается только в ней, Вере Николаевне: «Это любовь, которою Богу было угодно» за что-то его вознаградить. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё». Если она вспомнит о нём, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Сонаты № 2». Он от глубины души благодарит её за то, что она была единственной его радостью в жизни. Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, чтобы княгине Вере «жилось спокойно». Он сделал это всё из-за любви к Вере и ради её блага. Желтков оставил предсмертную записку, в которой объяснил, что застрелился якобы по причине растраты казённых денег.

Вера Николаевна, узнав о смерти Желткова, спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть хотя бы раз на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что та сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков. Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил генерал Аносов — такая, о которой мечтает каждая женщина — прошла мимо неё. Когда пианистка закончила играть и вышла к княгине, та стала целовать её со словами: «Нет, нет, — он меня простил теперь. Всё хорошо».

Герои

  • Князь Василий Львович Шеин — губернский предводитель дворянства.
  • Вера Николаевна Шеина — жена князя Шеина, получающая письма от Желткова.
  • Георгий Желтков — чиновник контрольной палаты, безнадёжно влюблённый в Веру.
  • Анна Николаевна Фриессе — сестра Веры, не любит своего мужа.
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — брат Веры и Анны, товарищ прокурора.
  • Генерал Яков Михайлович Аносов — военный товарищ отца Веры и Анны, крёстный Анны.
  • Людмила Львовна Дурасова — сестра Василия Шеина.
  • Густав Иванович Фриессе — муж Анны Николаевны.
  • Понамарёв — штабной полковник, друг Аносова.
  • Бахтинский — гвардейский царский поручик, друг Аносова.
  • Женни Рейтер — пианистка.
  • Лука — повар.
  • Васючок — молодой шалопай и кутила.

Интерпретации

В большинстве работ о «Гранатовом браслете» в качестве его главной идеи обсуждается преображающая сила любви, придающая масштаб фигуре Желткова и отбрасывающая отсвет на однообразное, заурядное в остальном существование княгини Веры[5].

Встречаются, однако, и иные трактовки «Гранатового браслета»: так, Д. В. Кузьмин предлагает «разобраться, кто в нём подлинный герой: незадачливый влюблённый чиновник, на свой лад стремившийся довести до сведения дамы сердца, что „в таком-то городе живёт Пётр Иванович Бобчинский“, или муж героини, всякое действие или бездействие которого определяется желанием счастья для своей не слишком внимательной к нему супруги»[6].

Тема любви, по мнению Л. А. Смирновой, с одной стороны, «позволила писателю утвердить свои гуманистические идеалы: нравственно-эстетическую ценность земного бытия, способность и устремлённость человека к высоким и самоотверженным чувствам, а с другой стороны — обнаружить во внутреннем мире личности мрачную печать противоречий эпохи»[7].

Критика

Вскоре после появления «Гранатового браслета» М. Горький писал Е. К. Малиновской: «А какая превосходная вещь „Гранатовый браслет“… Чудесно! И я рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература»[8].

Адаптации

Памятники

На Театральной площади в Гатчине — городе, где жил и творил Александр Иванович Куприн — 28 июля 2017 года была установлена скульптурная композиция из металла «Мужчина и женщина». Она посвящена героям повести Вере Шеиной и Григорию Желткову. Автор — художник по металлу, кузнец Тимур Садуллаев[9].

Примечания

  1. Титова Елена Викторовна. Утраченный текст (об эпиграфе к рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") // Opera musicologica. — 2014. — № 2 (20). Архивировано 6 октября 2021 года.
  2. Добин Е. С. Светская дама и телеграфист (А.Куприн. «Гранатовый браслет») // Добин Е. С. Сюжет и действительность. — Л: Сов. писатель, 1976. — С.480-496.
  3. Прототипом героини послужила Людмила Ивановна Любимова — сестра экономиста М. И. Туган-Барановского и мать Л. Д. Любимова.
  4. По мнению доктора геолого-минералогических наук Владимира Филатова, кабошоны являются альмандинами, а зелёный камень — демантоидом. Источник: Владимир Филатов. Алмазоподобный // Наука и жизнь. — 2017. — № 4. — С. 76—80.
  5. См., например: Рассказова Л. В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе: научно-методический журнал. 2007. № 7. — Москва, 2007. — С. 8—12.
  6. Кузьмин Д. В. Уроки литературы как уроки жизни Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // «Русский журнал», 28.03.2003.
  7. Смирнова Л. А. В поисках духовной гармонии // Куприн А. И. Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1987. — С. 382—395.
  8. Архив Горького, ПГ — РЛ, 25-44-45.
  9. Вера и Георгий получили второй шанс Архивная копия от 25 апреля 2018 на Wayback Machine // Гатчинка.рф, 29.07.2017