Гоцковский, Иоганн Эрнст

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иоганн Эрнст Гоцковский

Иоганн Эрнст Гоцковский (нем. Johann Ernst Gotzkowsky; 21 ноября 1710, Хойнице, — 9 августа 1775, Дрезден) — прусский коммерсант, торговавший шёлком, тафтой, фарфором, зерном и векселями[1]. Крупный торговец произведениями искусства и коллекционер. Приобретение Екатериной II в 1764 году коллекции картин Гоцковского считается датой основания Картинной галереи Императорского Эрмитажа [2].

Биография

Родился в небогатой дворянской семье в Пруссии, в возрасте пяти лет остался сиротой. Родители умерли из-за эпидемии чумы, которая вспыхнула в Европе после Северной Войны. Был забран на воспитание родственниками из Дрездена, которые пренебрегли его образованием. В возрасте четырнадцати лет он отправился к брату в Берлин и устроился на работу в фирму «Москательная торговля Шпрегеля», где обучался азам предпринимательства до 1730 года[3]. После того как фирма его работодателя прогорела, вместе с братом открыл лавку по торговле галантерейным товаром. Довольно быстро он приобрёл большое количество клиентов из высших слоев общества, среди которых был и кронпринц Фридрих[3], который, став королём, не только сделал его официальным поставщиком королевского двора, но и предложил Гоцковскому заняться организацией новых мануфактур[1].

В 1741 году он стал масоном. После женитьбы на дочери богатого производителя кружев в 1745 году Гоцковский обрёл новые возможности. Он предложил тестю основать вельветовую мануфактуру, которую вскоре унаследовал, а также создал шёлковую фабрику, штат которой составлял 1500 человек. Параллельно успешно занимался поставками берлинскому королевскому двору различных предметов роскоши и шика. Во время Семилетней войны основал фарфоровую мануфактуру[4], которая через несколько лет была выкуплена Фридрихом II и переименована в Королевскую фарфоровую мануфактуру.

Важной статьёй доходов Гоцковского была деятельность на рынке живописи, где он зачастую выполнял поручения короля. В преддверии Семилетней войны Фридрих II, достаточно хорошо разбиравшийся в живописи, решил скупать картины старых фламандских и итальянских мастеров. Путешествуя по Европе, Гоцковский выкупил довольно большую коллекцию картин для короля, однако начавшаяся война ограничила финансовые возможности двора и часть картин осталась у Гоцковского[1].

В 1760 году, во время войны, он выступил в роли переговорщика при сдаче русским войскам Берлина. Ему удалось сократить изначально запрашиваемую русской стороной сумму контрибуции с 4 миллионов рейхсталеров до 1,5 миллиона, с русской стороны переговоры вели Готтлоб Курт Генрих Тотлебен и граф Захар Григорьевич Чернышёв. Сумму в 200 тысяч рейхсталеров на «подарок армии» он частично выделил из собственных средств, что ощутимо отразилось на его финансовом положении[3]. Такой успех переговоров во многом обусловлен немецкими корнями русского переговорщика Тотлебена, который позже был обвинён в измене и уличён в секретной переписке с Гоцковским и самим Фридрихом II[1].

В апреле 1763 года заключил договор с русским агентом Свешниковым на поставку зерна уходящей русской армии, однако партнёры по этой сделке — амстердамские банкиры братья де Невилль — вскоре отказались платить по своим обязательствам и оставили Гоцковского в одиночку решать финансовые проблемы. Вскоре кредиторы попросили срочного погашения векселей, так как по всей Европе имел место послевоенный экономический кризис. Гоцковский в числе некоторых других предпринимателей обратился к королю с просьбой ввести мораторий на оплату векселей. Дело было частично решено, однако он лишился своего фарфорового производства, которое было продано королю[5], и обзавёлся долгом в 235 тысяч талеров, которые ему ссудили для спасения шёлковых мануфактур. Немногим позже, дабы разрешить финансовую задолженность перед российской стороной, он обратился к русскому посланнику в Берлине князю B. C. Долгорукому с предложением приобрести коллекцию картин для российской императрицы Екатерины II[1]. Он предложил купить своё собрание живописи состоявшее из картин фламандских, голландских и итальянских художников, насчитывавшее на тот момент 317 картин, за 324 000 голландских гульденов. После торга стороны сошлись на сумме в 316 650 голландских гульденов[1]. 11 февраля 1764 года Екатериной II был подписан указ о принятии собрания Гоцковского[6].

12 мая 1764 года, король Фридрих II распорядился о свободном вывозе из Пруссии 37 ящиков с картинами, ставшими собственностью царской короны. В описи (ныне утерянной) подробно были описаны 227 полотен, про остальные было сказано «Ещё имеется 90 картин, которые все весьма хороши, но поскольку я не уверен, на самом ли деле все оные оригиналы, то я указываю их общее число». Среди авторов полотен можно выделить имена Рафаэля, ван Дейка, Рубенса, Рембрандта, Халса, Ливенса, Гвидо Рени, Йорданса и некоторых других[7]. Однако следует очень аккуратно относиться к атрибуциям, так как в списке было очень много ошибок, в том числе и орфографических, что скорее всего говорит о спешности его составления[1].

Среди выдающихся полотен, которые стали основой коллекции Эрмитажа, можно выделить: «Новый рынок в Амстердаме» Бартоломеуса ван дер Хелста, «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Халса, «Адам и Ева» и «Крещение» Хендрика Голциуса, «Повар у стола с дичью» Франса Снайдерса, «Гуляки» Яна Стена[1]. Несколько картин сейчас находятся в других музеях: так, два полотна Рембрандта — «Артаксеркс, Амман и Эсфирь» и «Неверие апостола Фомы» — находятся в экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина, а ещё одна, «Мужчина в восточном костюме», в ходе продажи картин из коллекции Эрмитажа в 1930-х годах была куплена Эндрю Меллоном и хранится теперь в Национальной галерее искусства в Вашингтоне[1].

В январе 1763 года второй раз женился на 25-летней балерине. В 1766 году, так окончательно не выйдя из кризиса и сильно испортив свою деловую репутацию предыдущей сделкой, Гоцковский признал себя банкротом. Умер 9 августа 1775 года в Берлине. Его именем названы улица и мост в Берлине.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Николай Зыков. НАЧАЛО. Что скрывают тайны Эрмитажа // Наука и Жизнь : журнал. — 2014. — № 04. — С. 138—144. — ISSN 0028-1263.
  2. Эрмитаж 250: Приобретение коллекции И.-Э. Гоцковского. 250.hermitage.ru. Дата обращения: 28 сентября 2018. Архивировано 17 сентября 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Liah Greenfeld. The Spirit of Capitalism. — Harvard University Press, 2009-06-30. — 566 с. — ISBN 9780674037922.
  4. Johann Ernst Gotzkowsky — recensio.net (англ.). www.recensio.net. Дата обращения: 27 сентября 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
  5. Königliche Porzellan Manufaktur: Der Lohn der edlen Tat: das Herz einer Sächsin (нем.), Der Tagesspiegel Online (16 April 2001). Архивировано 6 июля 2018 года. Дата обращения 27 сентября 2018.
  6. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). — Л.: Искусство, 1986. — С. 53.
  7. Brunhilde Wehinger. Geist und Macht: Friedrich der Große im Kontext der europäischen Kulturgeschichte. — Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2005-01-01. — 312 с. — ISBN 9783050083971.