Гофмансталь, Гуго фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гуго фон Гофмансталь
Hugo von Hofmannsthal
Гуго фон Гофмансталь, 1893Гуго фон Гофмансталь, 1893
Гражданство  Австро-Венгрия,  Австрия
Род деятельности писатель, драматург, поэт
Направление декадентство, символизм
Язык произведений немецкий
Дебют 1890

Гуго фон Гофмансталь (нем. Hugo von Hofmannsthal; полное имя: Гуго Лауренц Август Гофман, эдлер фон Гофмансталь (Hugo Laurenz August Hofmann, Edler von Hofmannsthal); 1 февраля 1874, Вена — 15 июля 1929, Родаун, под Веной) — австрийский писатель, поэт, драматург, выразитель идей декадентства в австрийской литературе конца XIX века — начала XX века[1].

Биография

Гуго фон Гофмансталь

Происходил из состоятельной австрийско-еврейско-ломбардской[2] семьи банкира[2], по отцу — итальянского происхождения. Блестящий гимназист, полиглот и книгочей, дебютировал стихами в 1890. Тогда же познакомился с Артуром Шницлером, в 1891 — с Генриком Ибсеном и Стефаном Георге, к литературной группе которого — «Листки искусства», Гофмансталь примкнул сразу после знакомства. На страницах журнала проповедовал идею искусство ради искусства.

Много путешествовал по Европе, чаще всего — на велосипеде. Изучал право и романскую филологию (18951898) в Венском университете, вместе со Шницлером входил в столичную литературную группу Молодая Вена (создана в 1890).

В 1898 году Гуго Гофмансталь познакомился с Рихардом Штраусом, для которого написал несколько оперных либретто («Электра», 1908; «Кавалер розы», 1911; «Ариадна на Наксосе», 1913; «Женщина без тени», 1919, и др.) и сценарий балета «Легенда об Иосифе» (1914), в 1899 — с Рильке, в 1902 — с Рудольфом Касснером. Автор сценических обработок трагедий Софокла, Еврипида, драм Кальдерона, комедий Мольера, много лет сотрудничал с выдающимся режиссёром Максом Рейнхардтом.

В годы Первой мировой войны служил по интендантскому ведомству. Впоследствии занимался журналистикой.

Был женат на еврейке, исповедовавшей католичество[3]. Через два дня после самоубийства старшего сына Гофмансталь скончался в своей пригородной усадьбе от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Кальксбургском кладбище.

Творчество

Крупнейший драматург австрийского и европейского символизма, автор нескольких книг импрессионистических стихов, эссе о литературе и национальной культуре, большой и малой прозы (из которой наиболее известна новелла-мистификация «Письмо лорда Чандоса», 1902). Будучи декадентом-символистом, сам Гофмансталь любил называть себя неоромантиком. Характер его произведений, их лиричность и драматичность практически не претерпели изменений с годами, а поэтический стиль отличался музыкальностью рифм[1].

Монография «Гофмансталь и его эпоха» принадлежит Герману Броху (1964). Драмы Гофмансталя ставились в России начала века (В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский, К. А. Марджанишвили, А. Санин), их переводили Ю. Балтрушайтис, А. Ремизов, М. Кузмин, В. Куприянов, спектакли оформляли Наталья Гончарова, Б. Анисфельд, А. Головин и др.

Отдельного упоминания достойна программная для оценки творчества поэта работа — «Поэт и наше время» (нем. Der Dichter und diese Zeit), написанная в 1907 году. В ней Гофмансталь постарался философски обосновать идеи неоромантизма, их антиреалистичность. Он приходит к выводу, что для поэта важен только «мир отношений и связующих чувств»[1].

Своим творческим идеалам Гофмансталь остаётся верен до конца жизни, хотя в 1921—1923 годах попытался написать несколько комедий, но из этого ничего не вышло.

Драмы

Гуго фон Гофмансталь
  • Gestern/ Вчера (1891)
  • Der Tor und der Tod/ Глупец и Смерть (1893)
  • Die Frau im Fenster/ Женщина в окне (1899)
  • Der Tot des Tizian/ Смерть Тициана (1901)
  • Der Abenteurer und die Sängerin/ Авантюрист и певица (1905)
  • Das gerettete Venedig/ Спасенная Венеция (1905, по драме Томаса Отуэя, 1682)
  • Elektra/ Электра (1904, опера Р. Штрауса 1908)
  • Ödipus und die Sphinx/ Эдип и сфинкс (1906)
  • Jedermann / Имярек (1911)
  • Der Schwierige/ Трудный характер (1921)
  • Das Salzburger große Welttheater/ Большой Зальцбургский театр жизни (1922)
  • Der Turm / Башня (1925)

Римский (фрагмент издания)

  • Andreas oder Die Vereinigten / Андреас или Соединенные (1907 - 1927)

Сводные издания

  • Gesammelte Werke. 10 Bde/ Bernd Schoeller (Hrsg.). Frankfurt a.M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1979

Публикации на русском языке

  • Драмы / пер. С. Орловского. М., 1906. («Смерть Тициана», «Безумец и смерть», «Женщина в окне», «Свадьба Зобеиды», «Авантюрист и певица»).
  • Электра / пер. О. Чюминой. СПб., 1907.
  • Дары жизни / пер. О. Чюминой. СПб., 1908.
  • Сказка 672 ночи: [Сб. рассказов] / пер. Оскара Норвежского. СПб.: Соврем. лит., 1908. 111 с. («Приключения маршала фон Базомпьера», «Сказка 672 ночи», «Рыцарская история», «Письмо»). Текст в РГБ Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
    • Сказка шестьсот семьдесят второй ночи / пер. С. Ошерова // Сказки немецких писателей. Л., 1989. С. 307—322.
  • Приключение маршала. СПб., 1909.
  • Царь Эдип, приспособл. для современной сцены / пер. Т. Щепкиной-Куперник. М.: Изд. С. Рассохина, 1911.
  • Сложный характер. М.: Мысль, 1923.
  • Избранное. М.: Искусство, 1995. (Драмы: «Смерть Тициана», «Глупец и смерть», «Имярек», «Трудный характер», «Большой Зальцбургский театр жизни», «Башня»; проза; стихотворения).

Литература

  • Borchardt R. Rede über Hofmannsthal. — Berlin: Hyperion, 1918.
  • Stefan P. Hofmannsthal. Eine imaginäre Ansprache. — Wien: Wila Wiener Literarische Anstalt, 1924 (Die Wiedergabe, 3. Reihe, Band 2).
  • Broch H. Hofmannsthal und seine Zeit; eine Studie. — München: R. Piper, 1964 (англ. изд. 1984).
  • Wunberg G. Der frühe Hofmannsthal. Schizophrenie als dichterische Struktur. — Stuttgart: Kohlhammer, 1965.
  • Mayer M. Hugo von Hofmannsthal. — Stuttgart: Metzler, 1993.
  • Volke W. Hugo von Hofmannsthal in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Reinbek: Rowohlt, 1997.
  • Renner U. „Die Zauberschrift der Bilder“. Bildende Kunst in Hofmannthals Texten. Reihe Litterae 55). — Freiburg: Rombach, 2000.
  • Magris, C. Der habsburgische Mythos in der modernen osterreichischen Literatur Архивная копия от 18 мая 2018 на Wayback Machine — Вена: Paul Zsolny Verl., 2000.
  • König Chr. Hofmannsthal: Ein moderner Dichter unter den Philologen. — Göttingen: Wallstein, 2001.
  • Nicolaus U. Souverän und Märtyrer. Hugo von Hofmannsthals späte Trauerspieldichtung vor dem Hintergrund seiner politischen und ästhetischen Reflexionen. — Würzburg: Königshausen & Neumann, 2004.
  • Wandruszka M.L. Der Abenteurer und die Sängerin. Über Hugo von Hofmannsthal. — Wien: Passagen-Verlag, 2005.
  • Lesniak S. Thomas Mann, Max Rychner, Hugo von Hofmannsthal und Rudolf Kassner: Eine Typologie essayistischer Formen. — Würzburg: Königshausen & Neumann, 2005.
  • Weinzierl U. Hofmannsthal — Skizzen zu seinem Bild. — Wien: Zsolnay, 2005.
  • Junk A. Andreas oder Die Vereinigten von Hugo von Hofmannsthal : eine kulturpsychoanalytische Untersuchung. — Hannover: Impr. Henner Junk, 2015, OCLC 1002264029.
  • Nonnenmacher, K. Form und Leben zwischen Positivismus und Idealismus. - Romanische Studien Архивная копия от 19 февраля 2021 на Wayback Machine Nomer 1, 2015, Stranitza 171 - 190.
  • Bohnenkamp, K. (Hrg.) Briefwechsel mit Marie von Thurn und Taxis-Hohenlohe 1903-1929 / Hugo von Hofmannsthal. — Freiburg: Rombach-Verl., 2016.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Шиллер Ф. П. Курс Истории Западной литературы. — 1938. — Т. 3. — С. 97—101. — 25 000 экз.
  2. 2,0 2,1 Hugo von Hofmannsthal Архивная копия от 27 июня 2013 на Wayback Machine (нем.)
  3. Frankfurter Allgemeine: «Geheimnisse eines hinreißend Schwierigen» Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine (нем.)

Ссылки