Государственный меч Российской империи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Государственный меч Российской империи в экспозиции Оружейной палаты Кремля.

Государственный меч Российской империи — один из овеществлённых символов императорской власти в России, отражающий право и обязанность правителя защищать своих подданных. Реально существующая на протяжении столетий единица холодного оружия. Значимый элемент, наравне с другими, формирующий понятие Исторические регалии Российского государства (Короны Российской империи, Императорский скипетр, Держава и так далее). Важный атрибут коронации всех российских императоров и императриц начиная с Елизаветы Петровны[1][К 1]. В настоящее время — экспонат Государственной оружейной палаты.

История использования мечей в качестве государственных регалий в России

К концу XVI века по сложившейся традиции в состав парадной амуниции московских правителей мечи не входили. Первое упоминание о церемониальном использовании этого вида оружия в России относится к десятимесячному царствованию Лжедмитрия I (по принятому в историографии суждению — самозванца), когда к устоявшимся четырём рындам с бердышами был добавлен пятый, с обнажённым мечом, что было вполне вероятным заимствованием из церемоний королевских дворов Европы. Первым «великим мечником» был назначен князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. После убийства Лжедмитрия I эта должность была упразднена на десятилетия из-за неприятия новой правящей элитой нововведений самозванца[2]. Следующее упоминание об использовании мечей в церемониальных целях относится к 1658 году, когда царь Алексей Михайлович принимал в Кремле царя Кахетии Теймураза I[3]:

Рынды перед Великим Государем с мечми, стольники: князь Михайло да князь Петр княж Семеновы дети Прозоровского, Матвей Степанов сын Пушкин, Иван Богданов сын Приклонской. А как Государю кушанье подали, и перед Государем стояли по сторонам с мечи.

С утверждением в 1721 году Петром I Государева титула возникла необходимость изменения церемонии коронации и государственной атрибутики. Сначала к державе и скипетру были добавлены императорская корона и мантия. Кроме того, по регламенту к ним полагался ключ и меч (хотя в документах, описывающих коронации Петра II и Анны Иоанновны, они не упоминаются). При погребении Петра I впереди всех прочих регалий несли четыре меча остриями обращёнными вниз[4].

Приём в Георгиевском зале Зимнего дворца по случаю открытия Первой Государственной думы 27 апреля 1906 года. Слева от Николая II генерал-адъютант держит Государственный меч.

В 1742 году перед коронацией Елизаветы Петровны Государственный меч окончательно выделен в качестве единственного оружия, воплощающего императорскую власть. Он, совместно с государственным знаменем, был установлен на четвёртой из ступеней своеобразной лестницы, находившейся рядом с троном при коронации, «символизируя право и долг монарха защищать своих подданных и вершить правосудие»[1]. При движении коронационной процессии регалии вносились (выносились) в следующем порядке: цепь Ордена Святого апостола Андрея Первозванного, панир, печать, меч, порфира, держава, скипетр, Малая Императорская корона, Большая Императорская корона[5].

Вплоть до 1917 года Государственный меч был не только обязательным атрибутом коронационных мероприятий всех Российских императоров и императриц, но использовался при погребальных ритуалах: первый раз в 1881 году на похоронах Александра II, в последний — в 1896 году при прощании с Александром III[4]. Кроме того, он был задействован в ряде других особо важных государственных церемоний. Например, в последний раз в качестве государственной регалии — 27 апреля 1906 года при торжественном приёме и молебне по поводу созыва Государственной думы Российской империи[6].

Описание Государственного меча

По указу от 16 апреля 1742 года предписано «выбрать в Оружейной палате лучший из находящихся в оной»[7]. Был отобран экземпляр, о котором известно следующее. Впервые он упоминается в 1687 году в «Переписной книге Оружейной и всякой царской казне и красок, что в Оружейной палате, в Большой казне, и в прочих палатах», созданной по указанию царевны Софьи Алексеевны и её братьев царей Ивана и Петра[8]:

Меч, полоса стальная польская в три дола. От крыжа голомя наведено золотом. С одну сторону насечён орёл двоеглавой, на нём коруна, в ногах змей. На другой стороне грив — держит в ногах меч. Ножны поволочены бархатом серебряным цветным. На черену[К 2] на конце вместо яблока две главы орловые, над ними коруна с крестом. Крыж з двемя колцы, у крыжа и у колец птичьи головы, с одной стороны на конце коруна. И устье и наконешник серебреные золоченые резные. На устье и на наконешнике с обе стороны по орлу двоеглавому чеканному, напаиваны с корунами. Цена сорок пять рублев. А в прежних книгах не написан.

Детальный анализ геральдических символов в этом описании, их значение и особенности размещения даёт научный сотрудник Музеев Московского Кремля С. П. Орленко в своей работе «Русские мечи Оружейной палаты XVII века»[9]. Определение «польская полоса», используемое в тексте, относится не к типу, а к происхождению клинка. Близ пяты вырезано клеймо — два полукруга, похожие на серпы, — которое повторяло товарный знак известного итальянского оружейника конца XV — начала XVI века Андреа Феррара (Andrea Ferrara). Практика нелегального клеймения изделий «под генуэзского мастера» особо распространилась в Восточной Европе XVI-XVII веков, в том числе на территории Речи Посполитой. По мнению директора Государственного исторического музея А. К. Левыкина именно этот факт определил «польское происхождение» клинка[10]. Существует три версии, как эта единица оружия могла попасть в Оружейную палату, каждая из которых кажется вполне вероятной: клинок мог быть куплен, захвачен в качестве трофея во время Русско-польских войн 1632—1634 годов или 1654—1667 годов, изготовлен непосредственно в Москве «польским» мастером.

Изображения на пяте клинка, напротив, дают основания сделать практически однозначные выводы о происхождении крыжа (эфеса). С одной стороны это исполненный методом обронного гравирования двуглавый орёл в короне (символ христианский), несущий ввысь захваченного змея (дракона — символ мусульманский). С другой стороны изображён грив (грифон) с мечом. Если орёл при положении клинка остриём вверх занимает совершенно правильное положение, то грифон находится в неестественной позе — вытянувшись на одной лапе к небу и запрокинув меч далеко за спину. Объяснение этому кроется в традиции мастеров Оружейной палаты того периода размещать этих геральдических животных подобным образом на стволах огнестрельного оружия: орёл устремлён головой к дулу, лапами к казённику; грифон — горизонтально, в естественном движении вперёд, с занесённым вверх мечом. Такой характерный авторский почерк позволяет утверждать, что рукоять изготовлена в Москве. Орленко С. П. с высокой долей вероятности называет имя мастера — Григория Никитича Вяткина.

Клинок Государственного меча исполнен из дамасской стали, прибор из золочёного серебра. Когда выбранный меч был представлен будущей императрице, он был одобрен с незначительными особыми пожеланиями: заменить ткань на ножнах и дополнительно отполировать дол. В практически неизменном виде оружие сохранилось до наших дней. Только в XVIII-XIX веках при подготовке к различным коронациям обновлялась ткань на ножнах, а также производилось дополнительное золочение рукояти.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Орленко С. П. Государственный меч. Наука и жизнь (№ 3, 2008). Дата обращения: 25 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  2. Орленко С. П., 2015, с. 273.
  3. Орленко С. П., 2015, с. 278.
  4. 4,0 4,1 Логунова М. О., 2017, с. 317-318.
  5. Логунова М. О., 2017, с. 332-333.
  6. Зимин И., Соколов А. Ювелирные сокровища Российского императорского двора. — М.: Центрполиграф, 2013. — 784 с.
  7. Голованова М. П. Регалии Российской империи: Государственное знамя. — М., 2007. — С. 9.
  8. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 936. Л. 96 об. — 97.
  9. Орленко С. П., 2015, с. 285-287.
  10. Орленко С. П., 2015, с. 288.

Комментарии

  1. В отличие от государственного щита, который использовался в церемониях погребения.
  2. Рукоять.

Литература