Новгородская республика

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Господин Великий Новгород»)
Республика
Новгородская республика
Печать
Печать
Примерные границы Новгородской республики в 1400 годуПримерные границы Новгородской республики в 1400 году
 Coin of Vladimir the Great (reverse).svg
Знамя Дмитрия Донского со Спасом.svg 
Псковская монета - Голова человеча.svg 
Flag of None.svg 
1136 — 1478
Столица Новгород
Крупнейшие города Новгород, Псков, Ладога, Руса, Вятка, Торжок, Волок на Ламе, Вологда, Бежецк
Язык(и) древнерусский (древненовгородский диалект)
Религия православное христианство и финно-угорское язычество
Денежная единица новгородская гривна, деньга
Площадь 3 000 000 км²
Население восточные славяне, корела, водь, ижора, весь, пермь, чудь заволочская, самоядь, югра
Парламент
Главы государства
посадник
 • с 11361478
тысяцкий
 • с 11901477
  • Миронег (первый)
  • Фёдор Лукинич (последний)
князь
 • с 11361480
Преемственность
Русское государство →
Перейти к шаблону «История России» История России
Восточные славяне, народ русь
Древнерусское государство (IXXII века)
Удельная Русь (XIIXVI века)
Русское государство (14781721)
Российская империя (17211917)
Российская республика (1917)
СССР (19221991)
Российская Федерация1991)

Новгоро́дская респу́блика (Господи́н Вели́кий Но́вгород) — средневековое русское государство, существовавшее с 1136 года по 1478 год. В период наибольшего расцвета, кроме Новгородской земли в узком смысле, включала также территории от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге. С 1245 года до падения республики только великие князья владимирские становились новгородскими[1][2], титул которых с XIV века стали наследовать исключительно московские князья, при этом роль князей с конца XIII века стала существенно падать и власть стала лишь номинальной, в то время как исполнительная власть перешла к посадникам[1]. Новгородская республика в 1478 году была завоёвана Иваном III и полностью вошла в состав централизованного Русского государства.

История

Карта 1239—1245 годов

Первые попытки Новгорода обрести независимость от Древнерусского государства появились в XI веке. Новгородские бояре при поддержке городского населения хотели избавиться от бремени налогообложения Киева и создать своё войско. В 1136 году из-за бегства князя Всеволода Мстиславича с поля битвы у Жданой горы и изгнания его из Новгорода, в Новгородской земле установилось республиканское правление.

Во времена монгольского нашествия на Русь и последующих монгольских и ордынских походов Новгороду удалось избежать разорения благодаря удалённому расположению. Но юго-восточные города новгородских владений (Торжок, Волок, Бежецк) были разграблены и опустошены. В 1259 году Новгородская земля при содействии Александра Невского была вовлечена в данническую зависимость от Орды. В 1236—1240 и 1241—1252 годах в Новгороде княжил Александр Невский, в 1328—1337 годах — Иван Калита. До 1478 года новгородский княжеский стол занимали преимущественно суздальские и владимирские князья, иногда — литовские князья.

До XV века владения Новгорода расширялись на восток и северо-восток. Республика приобрела земли вокруг Онежского озера, вдоль реки Северной Двины и побережье Белого моря. Также исследовались Баренцево и Карское моря, запад Cеверного Урала. Районы к северо-востоку от столицы были богаты пушным зверем и солью. Эти ресурсы имели большое значение для экономики Новгородской республики, основу которой составляла торговля.

Политическое устройство

вече
Совет господ

«Золотые пояса»

тысяцкий посадник архиепископ

или

владыка

князь
дружина

Вече

Для Новгородской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.

Вече — собрание части мужского населения города — обладало широкими полномочиями («общегородское» вече): оно призывало князя[3], судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[4]. В результате второго похода (1478) вече было уничтожено как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родоплеменных советов.

Княжеская власть

«Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (картина Н. К. Рериха)

Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем[3] из близлежащих княжеств. Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли были свои князья).

Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но, возможно, и в городе — «Ярославово Дворище».

С периода великого княжения Александра Невского Новгородская республика признавала сюзеренитет Великого княжества Владимирского и подчинялась великим князьям суздальской ветви[1][2]. Это позволяло ей избегать конфликтов с Ордой и сосредотачивать силы на противостоянии натиску Ордена, Швеции и Литвы, привлекая к борьбе против них великокняжеские силы. Во второй половине XIII века великие князья владимирские обладали реальной исполнительной властью в Новгороде, в их компетенцию входило утверждение судебных актов, поземельных и имущественных сделок, документов, регулирующих торговые конфликты. В конце XIII века эти вопросы перешли в ведение республиканского судопроизводства и сюзеренитет великих князей обрёл во многом номинальный характер, поскольку новгородское боярство стремилось к наибольшей самостоятельности[5]. Тем не менее, великие князья владимирские и далее имели право содержать в Новгороде своих наместников, которые в иерархии республики занимали второе место после архиепископа. Сюзеренитет великих князей владимирских (со времени Дмитрия Донского этот титул был вотчиной московских князей) никогда не ставился под сомнение.

Посадник

Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года

Формально исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного веча, который избирался им на срок один-два года. Посадник руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда[6], командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вечу). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.

Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входили сбор налогов и торговый суд.

Совет господ

Собор Святой Софии, премудрости Божией, в Новгороде — символ республики

Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:

  • архиепископ (владыка) — один из руководителей государства и хранитель государственной казны, контролировал эталоны мер и весов, избирался вечем[7][8].
  • посадник — исполнительный орган веча, постепенно его полномочия расширялись, но с XIII века избирался Советом Господ.
  • тысяцкий
  • кончанские старосты
  • сотские старосты
  • старые посадники и тысяцкие.

Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.

K XV веку решения веча обычно заранее готовились Советом господ, и управляемость демократии привела к снижению её поддержки народом. С XV века формальным главой Совета господ, не только республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длины. Но реальная власть могла принадлежать даже Марфе Борецкой[9].

Право и суд

В Новгороде существовал ряд судебных институтов: суд владыки (епископа), тысяцкого, сместной (совместный) суд посадника и княжеского наместника, торговый суд. Отдельной судебной инстанцией могло быть и вече[10]. В Людином конце было обнаружено место заседаний сместного суда в XII веке и более ста берестяных грамот, относящихся к уголовным, гражданским, имущественным и торговым делам[11].

Административное деление

Исторический центр Великого Новгорода

Окружённый земляными валами, Новгород раскинулся на обоих берегах Волхова своими пятью концами: Загородским, Неревским, Людиным на Софийской стороне и Славенским и Плотницким на Торговой.

Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.

Сословное деление

Бояре

Высший класс составляли бояре, владевшие землями и капиталом и ссужавшие деньгами купцов. Происходя из древней местной племенной знати, они, согласно своему социальному статусу, были самыми влиятельными людьми и занимали все высшие должности[12].

Известные боярские фамилии Великого Новгорода:

Житьи люди

Житьи люди — следующий класс. Это были меньшие землевладельцы и с меньшим капиталом, не занимавшие высших должностей. Иногда они пускались в торговлю.

Купечество

Ещё ниже стояло купечество, которое делилось на гильдии, высшей из которых была «Ивановское сто».

Чёрные люди

В «чёрных людях» числились ремесленники, мелкие торговцы, рабочие.

Селяне

  • Своеземцы (земцы) — не бояре, но люди, которые имели свою землю и сами её обрабатывали (отсюда и название). Этот класс крестьян-собственников кроме Новгорода встречался только в Псковской земле[12].

Остальные группы крестьян обрабатывали либо частные, либо государственные земли. Их зависимость от землевладельцев со временем росла, и в XIII—XV веках была большей чем в других русских землях[12].

  • Смерды — крестьяне, жившие на государственных землях и обрабатывавшие эти земли.
  • Паломники, изорники, кочетники — крестьяне, обрабатывающие чужие частновладельческие земли.
  • Закупы (от «купа» — долг), рядовичи — крестьяне, бравшие плату за свою работу вперёд (авансом). В этом случае они становились временно, до полной выплаты долга, зависимыми от владельца земли.

Холопы

Одерноватые холопы — низшая ступень, полные рабы, ставшие таковыми в результате невыплаты долга или совершения какого-либо проступка.

Другие классы

Права женщин

В Новгородской республике женщины являлись экономически самостоятельными, юридически грамотными и ответственными перед законом субъектами. Среди письменных памятников есть достаточное число примеров судебных претензий с участием женщин. В судах разбирались финансовые, коммерческие, имущественные споры, а также семейные конфликты[13].

Новгородские женщины занимались производством, вели прибыльные дела (занимались коммерцией, преимущественно ростовщической), владели землёй[13].

Женщины играли заметную роль в семейной, правовой и экономической сферах жизни Новгорода. Участие женщин в политической жизни города неизвестно, предположительно оно было только косвенным, поскольку исторические документы о политической деятельности женщин в Новгородской республике отсутствуют[13].

Экономика

Сельское хозяйство, рыболовство, охота

Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой.

Земельные богатства в XIV—XV веках составляли основу могущества правящей верхушки — боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами. Известно, что Юрьев монастырь, Аркажский монастырь, Антониев монастырь и некоторые другие важные монастыри имели большие земельные владения. Однако по своему размеру сёла были очень небольшими (даже в конце XV века 90 % сёл имели всего 1—4 двора). Сельские поселения объединялись в административно-хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являвшиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10—15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также «непашенные люди». В XIV—XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов.

До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов. В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность. Появилась также двухзубая соха с полицей, повышающая эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно поле с озимой культурой. Выращивали также гречу, лён, ячмень, просо, овёс и пшеницу. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок, капусту, репу. Существовали хмельщики — производители сырья для одного из самых употребимых в средневековом Новгороде напитков — пива.

Охота и бортничество в новгородских лесах. Резные панели скамьи церкви Святого Николая в Штральзунде, около 1360 года

В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыба, причём как «чёрная» (карповые, щуковые, окунёвые и т. д.), так и «красная» (осетровые, лососёвые). Естественно, рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков, которых тоже тогда было немало. Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд, а вместе с ним и воск. В связи с этим очень распространено было бортничество — промысел мёда. Специально пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл. Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.

Ремёсла

Новгородская гривна из селища в районе Копорья
Новгородские денги (новгородки) 1420—1478 годов. Серебро, вес 0,79 и 0,76 г.

В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов, которыми новгородцы занимались вдобавок к своим земледельческим работам. К примеру, в писцовой книге упоминается выплавка железа. Занимались ей в Водской пятине и насчитывалось около 215 домниц, которые обслуживались 503 домниками. За год на каждой такой домнице выплавлялось примерно 1,5 тонны металла. Обрабатывался металл кузнецами, которых в Водской пятине насчитывалось 131 человек (по данным на конец XV века). Другим промыслом, имевшим, наряду с выплавкой железа, немаловажное значение для экономики Новгорода, было солеварение. Им занимались многие крестьяне Деревской и Шелонской пятин, а также Поморья. Владельцы соляных варниц нанимали сезонных рабочих — копачей. Интересным промыслом был жемчужный. В летописях московских и всяческих других можно найти описания новгородского жемчуга, такие как (по словам Ивана Грозного) «жемчуги не малы, и хороши и чисты».

Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном натуральным, крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых высококвалифицированных ремесленников, давая тем самым стимул для развития ремёсел. В средневековом Новгороде были распространены многие профессии ремесленников — от кузнеца до ювелира. Многие из них были очень узкие, как, например, щитник, гвоздочник, котельник и другие. Железоделательное производство выпускало ножи, топоры, серпы, другие орудия сельского хозяйства, а также оружие. В XV веке новгородская промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём оружие, изготовлявшееся для богатого заказчика, нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами.

Особо узкой и крайне сложной считалась профессия замочника: висячие замки состояли порой из 30—40 мелких деталей. Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами-деревообделочниками. В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и т. д. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно-обувное ремёсла.

Торговля

«Новгородский торг» — картина Аполлинария Васнецова

Новгород являлся основным «окном в Европу» для Руси. Новгород был составной частью торгового пути «из варяг в греки», то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды. Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции.

Начало торговли Новгорода со странами Западной Европы относится к X—XI векам. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами. В одном из отрывков саги «Книга о взятии земли» рассказывается о купце Хольмгардсфари Бьёрне, прозванном Меховым, потому что он ездил в Новгород и привозил оттуда пушнину[14]. В хронике Адама Бременского приводятся слова датчан, которые рассказывали, что при попутном ветре они проплывали путь до Новгорода за один месяц. В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре Балтийского моря и являющимся в XI—XIII века центром балтийской торговли. На рубеже XI—XII веков в Новгороде уже существовала торговая фактория готландских купцов — так называемый Готский двор (Gutagard, Gotenhof) с церковью Святого Олафа, которую новгородцы называли «Варяжской божницей»[15]. На Готланде, в Висбю, новгородские купцы основали своё подворье, тоже с церковью, остатки которой сохранились. Во второй половине XII столетия на Готланде и в Новгороде появились немецкие купцы, приплывшие сюда из Любека и других немецких городов. Постепенно они начали развивать свою торговлю и вытеснять готландцев из Новгорода. В 1191—1192 годах (наиболее широкая датировка: 1189—1195 года или 1198—1199 года) был заключён договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами[16].

Основные торговые пути Ганзейского союза

В первой половине XIII века, по примеру готландцев, немцы развернули в Новгороде свой гостиный двор. Он назывался в ганзейских источниках Петерхоф, или двор св. Петра[17]. Так же называлась заложенная здесь немцами церковь. Этот двор являлся основой конторы Ганзы в Великом Новгороде. Так же как Готский, он располагался на Торговой стороне, недалеко от Ярославова Дворища, но с его восточной стороны. Руководили конторой сначала немецкий Любек, а потом ливонские Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Новгороде, организация быта и торговли, а также взаимоотношения с новгородцами регламентировались специальными постановлениями, записанными в специальный устав — скру (что означает «книга законов» или «судебник»). Приезжать в Великий Новгород и жить во дворах имели право только купцы ганзейских городов. Скра также запрещала любые торговые отношения с «неганзейцами» (особенно голландцами и фламандцами — главными конкурентами Ганзы).

Новгородцы предлагают свой товар (меха белки) приказчику подворья Святого Петра в Риге. Резная панель из церкви Святого Николая в Штральзунде. Около 1360 года

Новгородские купцы приходили на Немецкий двор, чтобы договориться о сделках и забрать товар. Ганзейские же купцы приобретали новгородские товары непосредственно на русских усадьбах. Торговля была оптовой и меновой. Ткани продавались поставами, запечатанными специальными пломбами, соль — мешками, мёд, вино, сельдь, цветные металлы — бочками. Даже мелкие штучные товары продавались большими партиями: перчатки, нитки, иголки — дюжинами, сотнями, тысячами штук. Русские товары также закупались оптом: воск — кругами, мех — сотнями шкурок. Строго соблюдался и меновый характер торговли, то есть наличный товар за наличный товар. Торговля в кредит категорически запрещалась под угрозой конфискации товара.

Из Руси немецкие купцы вывозили в основном меха. Известно, например, что немецкий купец Виттенборг продал за три года в середине XV века 65 тысяч шкурок (в основном белки), купленных им в Новгороде. Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свечей. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг каждый. Немецкие купцы покупали и кожаную обувь, которой славился в то время Новгород.

Ввозили в Новгород ткани — в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты: в 1410 году у немецких купцов в Новгороде было около 80 тыс. метров, и причём всё было продано в этот год. Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с Запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои нужды. Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.

Отношения новгородцев и ганзейцев складывались непросто и далеко не всегда дружески. Ссоры, стычки и запреты на торговлю были довольно частыми явлениями. Обычно конфликты возникали из-за несоблюдения той или иной стороной правил торговли. К примеру, в случае нарушения одним из купцов правил торговли предъявлять иск следовало только виновному лицу. Но судя по источникам, подобные нарушения часто влекли за собой арест всех новгородских купцов в ганзейских городах и арест немецких купцов в Великом Новгороде. Ограбление новгородцев где-нибудь в Балтийском море или в Ливонии также нередко влекло за собой задержание всех немецких купцов в Великом Новгороде.

Особенно участились взаимные аресты купцов и товаров во второй половине XIV века. Конфликты переросли в торговую войну 1385—1391 годов, после которой был заключён Нибуров мир. Частой причиной прекращения торговых отношений были войны и политические распри между Новгородом и его противниками (чаще всего Ливонским орденом и Швецией). Хотя на время войн договоры и гарантировали купцам «свободный путь», всякий раз с началом войны объявлялась торговая блокада. Иногда конфликты возникали непосредственно между жителями Великого Новгорода и иноземными купцами. В периоды особенно острых противоречий ганзейские купцы закрывали дворы и, забрав имущество, покидали Новгород. Новгородцы же в свою очередь стремились задержать ганзейцев в городе до удовлетворения своих требований[18].

Конец новгородско-ганзейским отношениям положил в 1494 году Иван III, когда по его указу немецкая контора в Великом Новгороде была закрыта, а ганзейские купцы и их товары были арестованы и отправлены в Москву. Разные историки называют разные причины этого: желание Ивана III после подчинения Новгорода Москве подорвать его могущество, заключение русско-датского договора в 1493 году, казнь (сожжение заживо) двух русских в Ревеле в 1494 году (один был казнён как фальшивомонетчик, второй — по обвинению в содомии) без уведомления властей русской стороны, как это надлежало сделать согласно новгородско-ливонскому договору 1493 года[19].

В начале XX века получила популярность концепция В. О. Ключевского, что торговля являлась основным фактором возникновения и существования Великого Новгорода[20]. В советской историографии эта позиция была весьма прочной вплоть до 1930-х годов[21]. Во второй половине XX века эта точка зрения вновь стала набирать как сторонников[22], так и противников[23]. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров. Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью[источник не указан 760 дней] выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом[источник не указан 2888 дней].

Культура

Язык и грамотность

Берестяная грамота № 109

Язык новгородцев отличался от языка центральных русских княжеств, он известен как новгородский диалект.

Новгородцы-горожане были довольно грамотными и использовали берестяные грамоты, которые содержали частные письма и предложения, уведомления и счета. Эти документы дают представление о повседневной жизни разных социальных слоёв.

Религия

На иконе Видение пономаря Тарасия XVI века изображён Новгород и его жители, занимающиеся своими повседневными делами и охраняемые ангелами

Господствующей религией в Новгородской республике было православие. Константинопольский Патриарх, за верность в поддержке своей политики Новгородским епископом Нифонтом во время смуты в 1155 году, предоставил новгородскому архиерею титул архиепископа, что дало ему автономию от Киевского митрополита.

В 1352 году константинопольский патриарх Филофей подарил новгородскому архиепископу Василию белый куколь (он же клобук). Позже такой куколь-клобук стал принадлежностью всероссийских митрополитов и патриархов. Куколь состоял из полусферической шапочки с длинными отвесами, которые были украшены яхонтами и крупным жемчугом[24].

Однако почти независимая Новгородская земля почти на 100 лет дольше остальных русских епархий сохраняла свободолюбивый (в вопросах избрания монахами себе игуменов) Студийский устав[25] и не спешила переходить на Иерусалимский устав, который ещё раньше был принят во всём православном мире.

В XIV веке в Новгороде распространилось религиозное движение стригольников, выступавших против церковной иерархии и продажи церковных должностей. В конце XV века в Новгороде зародилось движение жидовствующих, которое в дальнейшем получило распространение и в Москве и было осуждено Православной церковью как ересь.

Среди инородцев на просторах новгородской республики было распространено язычество.

Архитектура

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Литература

Древнейшим памятником литературы являются летописи. В середине XIV века было написано хождение Стефана Новгородца.

К середине XV века относится расцвет новгородской литературы: появляются произведения о боярах (Повесть о посаднике Щиле, Повесть о посаднике Добрыне), жития (например житие Варлаама Хутынского) и летописное Сказание о знамении от иконы Богородицы повествующее о победе новгородцев над Андреем Боголюбским[26].

В Новгороде происходят события многих былин новгородского цикла, самым известным героем которых является Садко.

Падение

Высылка знати в Москву

C XIV века Тверское, Московское княжества и Великое княжество Литовское не оставляли попыток подчинить себе Новгород. Его руководство стремилось воспрепятствовать этому.

В 1470 году новгородцы запросили епископа у киевского митрополита. Тогда великий князь Иван III обвинил новгородцев в предательстве и в 1471 году объявил поход на Новгород. Московские войска встретились с новгородским ополчением на реке Шелони и нанесли новгородцам поражение, после чего войска Ивана III взяли город.

В 1478 году Новгород был присоединён к Московскому княжеству. Иван III послал на Новгород свои войска. Город сдался князю Московскому, который навязал ему отказ от вечевой формы управления и ликвидацию должности посадника. Новгородские бояре были частью казнены[источник не указан 577 дней], частью вывезены в другие области как рядовые «служилые люди»; на новгородских же землях были испомещены служилые люди из центральных областей Московского княжества[27]. Из Новгорода был вывезен вечевой колокол.

Увоз вечевого колокола. Миниатюра из Лицевого Свода

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: пути политического развития. — СПб.: Наука, 2016. — C. 63—67 [1-е изд. М., 1996. — C. 48—50].
  2. 2,0 2,1 Филюшкин А. И. Титулы русских государей. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006. — С. 39—40.
  3. 3,0 3,1 Минникес И. В. Основания и порядок избрания князя в русском государстве X—XIV вв. // Академический юридический журнал № 4(6) (октябрь-декабрь) 2001 г.\\Иркутское ГНИУ Институт Законодательства и правовой информации
  4. Россия, разд. Северо-Восточная Россия XIII—XV веков
  5. Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: пути политического развития. — СПб.: Наука, 2016. — C. 95
  6. При этом в смесном суде (совместном суде князя и посадника) вначале подавляющее большинство решений принимал князь, хотя и скреплял их княжеской печатью, чтобы посадник мог контролировать. В целом до XIV века исполнительная власть фактически была в руках князя. Реально посадники стали главами исполнительной власти с начала XIV века. В. Ф. Андреев. Новгород. http://www.bibliotekar.ru/rusNovgStrazh/3.htm http://www.А-Невский.ru/library/ocherki-istorii-novgoroda-velikogo23.html
  7. Подвигина H. Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII—XIII вв. — М.: Высшая школа, 1976. — С. 113.
  8. Земцов Б. Н., Шубин А. В., Данилевский И. Н. История России. — СПб.: Питер, 2013. — С. 41—42.
  9. Ионов И. Н. Новгородская республика. Из учебного пособия «Российская цивилизация» // Преподавание истории в школе. — 1995. — № 6. — С. 46—55. (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 февраля 2007. Архивировано 30 марта 2007 года.
  10. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций. — ОЛМА Медиа Групп, 2004. — С. 191—192. — ISBN 5948495647.
  11. Успехи боярства в борьбе за власть в конце XI — начале XII вв. // / В. Л. Янин. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во «Русскій Міръ»; ИПЦ «Жизнь и мысль», 2013. — (Литературная премия Александра Солженицына). — ISBN 978-5-8455-0176-9.
  12. 12,0 12,1 12,2 Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций. — ОЛМА Медиа Групп, 2004. — С. 195—196. — ISBN 5948495647.
  13. 13,0 13,1 13,2 Пачкунова, Е. Э. Место и роль женщины в жизни новгородского общества XII–XIV вв. на материале берестяных грамот // Ломоносовские чтения : материалы конференции. — М. : МГУ, 1999. — 26-27 апреля.
  14. Елена Рыбина «Новгород и Ганза» М. −2009 — стр.13- ISBN 978-5-9551-0331-0
  15. Елена Мельникова. К предыстории Готского двора в Новгороде // Древняя Русь и Скандинавия: Избранные труды. — М.: Litres, 2017. — ISBN 5040607385.
  16. Хрусталёв Д. Г. «Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII—XIII вв.». — Приложения. — № 12. Договор Новгорода с Готландом и немецкими городами о мире и торговле. 1191—1192 гг.
  17. Justyna Wubs-Mrozewicz. Traders, ties and tensions: the interactions of Lübeckers, Overijsslers and Hollanders in Late Medieval Bergen. — Uitgeverij Verloren, 2008. — P. 111.
  18. Ганза и Великий Новгород: союз в веках.
  19. Казакова Н. А. Ещё раз о закрытии Ганзейского двора в Новгороде в 1494 г.
  20. Ключевский В. О. Курс русской истории. Часть I // Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. I. М., 1987. С. 140—148.
  21. Ширина Д. А. Изучение русского феодального города в советской исторической науке 1917-начала 1930-х годов // Исторические записки. 1970. № 86.
  22. Jones G. History of the Vikings. Oxford, 1968. P. 264; Артамонов М. И. Первые страницы русской истории в археологическом освещении // Советская археология. 1990. № 3; Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 310; Носов Е. Н. Речная сеть Восточной Европы и её роль в образовании городских центров Северной Руси // Великий Новгород в истории средневековой Европы. М., 1999
  23. Янин В. Л. Средневековый Новгород. — Москва: Наука, 2004. — C.13. — ISBN 5-02-009842-6
  24. Православный журнал ФОМА. Патриарший куколь
  25. А. М. Пентковский, преподаватель МДА. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности
  26. Кусков, Владимир Владимирович. История древнерусской литературы. — Высшая школа, 1989. — С. 162.
  27. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[ Общая история ]- Ключевский В.О. Лекции по русской истории. Дата обращения: 23 января 2013.

Литература

Ссылки