Горбунов, Иван Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Фёдорович Горбунов
На фотографии Е. Л. Мрозовской, ок. 1894 г.На фотографии Е. Л. Мрозовской, ок. 1894 г.
Дата рождения 10 (22) сентября 1831(1831-09-22)
Дата смерти 24 декабря 1895 (5 января 1896)(1896-01-05) (64 года)

Ива́н Фёдорович Горбуно́в (10 [22] сентября 1831[1], с. Ивантеевка (Копнино) Московского уезда Московской губернии — 24 декабря 1895 [5 января 1896], Петербург) — русский прозаик, мемуарист, актёр. Мастер исполнения устных рассказов.

Биография

Родился в семье помещичьего дворового. Отец — мелкий фабричный служащий из вольноотпущенных крепостных, мать — крепостная крестьянка. Учился в училище ваяния и зодчества, посещал лекции в Московском университете. Прекрасно знал русскую историю, литературу и народную музыку, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянскими языками.С юности занимался репетиторской работой (в том числе в семье П. М. Садовского), перепиской бумаг (включая пьесы А. Н. Островского)[2].

Биография Горбунова тесно сплетается с разночинскими группами 1860-х гг. Особое значение для Горбунова имело его сближение (1853) с Островским и вообще всей «молодой редакцией» славянофильского «Москвитянина». Рассказы и сцены Горбунова целиком входят в общий стиль натурализма 1860-х гг. С 1877 года был членом-корреспондентом общества любителей древней письменности.

Горбунов прославился и как актёр. В 1854 году состоялся его актёрский дебют в московском Малом театре. С 1856 года он был включён в труппу Александринского театра в Петербурге. Там и числился до самого конца жизни. За 40 лет он сыграл 54 роли, главным образом в пьесах Островского (Кудряш — «Гроза», Пётр, 1-й исполнитель, — «Лес», Афоня — «Грех да беда на кого не живёт») и в собственных пьесах.

Известно, что его стараниями, главным образом, основался музей-фойе Александринского театра. Он всегда звал посмотреть на это интересное собрание портретов, гравюр и других памятников, относящихся к истории русского театра. Как огорчался он равнодушием к его детищу.[3]

Широкую известность Горбунову принесло исполнение своих рассказов на сценах театров и в благотворительных концертах по всей России. Популярность Горбунова была огромна. Его творчество любили и крестьяне, и три последних императора. Юмор горбуновских рассказов «рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы»[4].

И. Ф. Горбунов был большим поклонником алкогольного напитка лампопо. Он не только посвятил ему несколько произведений[5], но даже основал и возглавил «Общество лампопистов»[6]. Мало того, благодаря Горбунову в московских трактирах даже стали подавать лампопо по особому рецепту — «лампопо по-горбуновски»[7].

В последние пять лет жизни жил в Петербурге 1891—1896 по адресу: Невский проспект, 105.[8] Изображён в образе шута на картине Константина Маковского «Смерть Ивана Грозного» (1888).

Похоронен на Никольском кладбище. В 1936 г. перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Литературное и актерское творчество

Горбунов был историком русского театра и организатором первого в России театрального музея. Посредством биографических очерков о выдающихся актерах, он создал биографическую историю русского театра XVIIIXIX веков.

Первый рассказ И. Ф. Горбунова был опубликован в журнале «Отечественные записки» в 1855 г. Подобно многим писателям своего времени, Горбунов преимущественно оперирует материалом из буржуазного и крестьянского быта: «безответственные» пред «законом» станового крестьяне, забитые «мастеровые», мещане и купцы периода первоначального накопления — вот основные персонажи его творчества. Достоевский писал о Горбунове: «в его сценах много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над русской душой и русским народом»[9].

Крестьянскую среду Горбунов даёт преимущественно в её внешних комических проявлениях, не вдаваясь в анализ её внутренних социальных процессов. Для аудитории из «высшего общества» столиц его персонажи были своеобразной «экзотикой». В мастерской устной передаче Горбунова большой популярностью пользовался ещё тип «отставного генерала Дитятина» — николаевского служаки, откликающегося со своей архаической точки зрения на текущие события.

В конце 1850-х гг. стал выступать на эстраде как автор и исполнитель собственных рассказов под общим названием («Сцены из народного быта», 1861). С большим остроумием и сатирическими и ироническими зарисовками изображал в своих рассказах все социальные слои русской бытовой жизни — крестьян, купцов, мастеровых, фабричных рабочих и приказчиков, городовых, околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Среди этих рассказов: «Пушка», «Воздухоплаватель», «Белая зала» и др.

Блестящий рассказчик-импровизатор, обладающий замечательной мимикой, Г. прекрасно знал и умел передать своеобразие нар. речи, многообразную пестроту её говоров, умел подать слово в живом, бытующем в народе звучании, придать ему социально-бытовую характерность. В нач. 60-х гг. Г. создал пародийный сатирич. образ слабоумного, престарелого сановника отставного генерала Дитятина (изречения, речи и тосты Дитятина Горбунов чаще всего импровизировал), показав одну из типичных социальных фигур своего времени (близок образу Крутицкого в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты»). Однако впоследствии, в годы реакции, Горбунов начал избегать острых вопросов современности. Рассказы о Дитятине приобрели более безобидный характер.[10]

Знаток русской песни, Горбунов сообщил М. П. Мусоргскому песню «Исходила младёшенька», которая (песня Марфы) стала одной из самых ярких страниц оперы «Хованщина».

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Признание и память

  • На родине писателя в Ивантеевке в 1996 году установлен памятник Горбунову.
  • В центральной библиотеке Ивантеевки в 2002 году открыт кабинет-музей Ивана Фёдоровича Горбунова.

Примечания

  1. Горбунов Иван Фёдорович Архивная копия от 3 марта 2018 на Wayback Machine. Hrono.RU
  2. Театральная энциклопедия
  3. гр.Павел Шереметьев. О некотором зайце // Русская старина, т.93. — 1898. — № 3. — С. 539. Архивировано 3 ноября 2013 года.
  4. Плещеев А. А. Что вспомнилось. Актеры и писатели. Т.3. СПб., 1914, с.119.
  5. Кони А. Ф. Иван Федорович Горбунов. — 1898.
  6. Сочинения И. Ф. Горбунова. Т. III. Ч. 1-4. — СПб., 1907.
  7. Гиляровский В. А. Мои скитания: Повесть бродяжной жизни. — М.: Федерация, 1928.
  8. Путеводитель по справочным и библиографическим ресурсам. Петербурговедение, адресные книги.. Дата обращения: 13 октября 2016. Архивировано 18 сентября 2016 года.
  9. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л., 1972—1988, Т.22, с.180.
  10. Театральная энциклопедия.

Издания произведений

  • Собрание сочинений Горбунова — изд. Комиссии при Комитете О-ва любителей древней письменности, СПб., т. I, 1902; т. II, 1904; т. III, 1907.
    • Сочинения И. Ф. Горбунова : [1-3]. — Санкт-Петербург : т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904—1910. — 4 т. (Т. 3 вышел в 2 кн.: Ч. 1-4 и Ч. 5; На шмуцтит.: Изд. под наблюдением Комиссии при Комитете … Императорского Общества любителей древней письменности)
  • Сочинения / И. Ф. Горбунов; Под ред. и с предисл. А. Ф. Кони. Т. 1-2. — Санкт-Петербург : А. Ф. Маркс, [1901]-. — 2 т. (и в том же изд. прилож. к «Ниве» за 1904).
  • Артист-народник, в 3 т. изд. О-ва; см. также «Исторический вестник», 1896, кн. 2, в «Русской старине», 1883, кн. 12.

Литература

Ссылки