Гонсалвеш, Нуну

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нуну Гонсалвеш
Подданство  Португалия
Стиль готика

Ну́ну Гонса́лвеш (порт. Nuno Gonçalves) — португальский художник XV века, один из первых португальских мастеров живописи. Его основным и единственным с большой вероятностью принадлежащим ему произведением является «Алтарь Сан Висенте» («Алтарь святого Винсента», «Полиптих святого Винсента» или «Панно святого Винсента»).

Жизнь и творчество

Ни дата рождения, ни дата смерти Гонсалвеша точно неизвестны. Предполагаемые годы жизни 1403—1492[1]. Работал между 1450 и 1472 годами при португальском дворе во время правления короля Афонсу V, назначившим мастера придворным живописцем в 1450 году[1]. Долгое время имя Гонсалвеша было стёрто из памяти соотечественников, «к плеяде великих мастеров европейского Возрождения португальский художник причислен сравнительно недавно»[2]. Фигура живописца загадочна и парадоксальна. С одной стороны, по единственной признанной работе Гонсалвеша исследователи составляют своё представление о португальской живописи XV века. С другой — до Гонсалвеша в Португалии не наблюдалась живописная традиция, поэтому остаётся загадкой появление мастера столь широкого и глубокого масштаба, сумевшего «достичь столь мощного по творческой силе воплощения целой исторической эпохи»[2].

«Полиптих святого Винсента» (названия частей слева направо: «Монахи», «Рыбаки», «Инфант», «Архиепископ», «Рыцари» и «Реликвия»

Полиптих (высота более 2 м., ширина центральных створок — 1,28 м., боковых — 0,64 м.) посвящён покровителю Лиссабона св. Винсенту, был создан в 1465—1467 годах[3], найден в 1882 году в монастыре Сан-Висенте ле Фора[2] и изображает людей Португалии XV века (членов королевского дома, рыцарей, духовенство, монахов, мореплавателей, рыбаков, включая известных современников Гонсалвеша), поклоняющихся святому[4]. С 1920-х годов некоторые исследователи стали полагать, что святой патрон Лиссабона олицетворяет собой инфанта Фернанду, «погибшего заложником в 1443 году в марокканском городе Фесе и причисленного к лику святых»[5].

С момента находки полиптиха в XIX веке не прекращаются споры о личности автора и изображённых на нём людей. Часто считается, что на третьей створке изображён принц Генрих Мореплаватель, но даже этот факт не имеет документального подтверждения и иногда ставится под сомнение. Генриха Мореплавателя впервые идентифицировал Жуакин де Вашконселуш, составивший первое описание алтаря в 1895 году и проведя аналогию с миниатюрой принца в «Хронике завоевания Гвинеи» Гомеша Эанеша де Азурары (1453, хранится в Париже в Национальной библиотеке Франции). В 1910 году как результат многолетних исследований вышла солидная монография Жозе де Фигейреду, основывавшего установление авторства на основании трактата Франсишку де Оландыrupt Da Pintura Antigua (1548)[6]. Оланда причислил Гонсалвеша к породе «орлов» европейской живописи[4]. Но установление авторства осложнено гибелью упоминаемого в трактате «Алтаря Сан Висенте» во время лиссабонского землетрясения 1755 года, а сохранившийся полиптих представляет другую работу мастера. Однако авторство Гонсалвеша подтверждается рядом документов и расшифровкой монограммы на одной из створок буквами G и N[1]. Утверждается, кроме того, что отец Гуго ван дер Гуса работал над одной из створок вместе с Гонсалвешем, но подтверждений этому нет.

В региональном музее Авейру сохранился портрет принцессы Жуаны, который также приписывается Гонсалвешу. Согласно мнению Т. П. Каптеревой, «Попытки приписать кисти Нуно Гонсалвеша другие произведения живописи несостоятельны»[7]. Искусствовед допускала, что портрет Жуаны был создан неизвестным талантливым учеником Гонсалвеша.

Нуну Гонсалвеш изображён, вместе с другими историческими личностями, на Памятнике первооткрывателям в Белене (Вифлееме) около Лиссабона.

Примечания

Литература

Ссылки