Голубинский, Евгений Евсигнеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгений Евсигнеевич Голубинский
Evgeniy Golubinsky.jpg
Дата рождения 28 февраля (12 марта) 1834(1834-03-12)
Место рождения село Матвеево, Кологривский уезд, Костромская губерния
Дата смерти 7 (20) января 1912(1912-01-20) (77 лет)
Страна  Российская империя
Род деятельности историк Русской Церкви
Автограф Evgeny Golubinski signature.jpg

Евге́ний Евсигне́евич Голуби́нский (28 февраля [12 марта1834, Костромская губерния — 7 [20] января 1912, Сергиевский посад) — историк Русской Церкви и церковной архитектуры. Ординарный академик Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности (1903). Автор ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви. Считается сторонником позитивизма. Наряду с Серафимом Чичаговым сыграл важную роль в канонизации преподобного Серафима Саровского, когда, в частности, была использована книга Голубинского «История канонизации святых в русской церкви».

Биография

Родился в селе Матвеево Кологривского уезда Костромской губернии (ныне Парфеньевский район Костромской области[1]) в семье священника Евсигнея Феодоровича Пескова, который дал ему фамилию, при записи в духовное училище, в память о земляке протоиерее Фёдоре Александровиче Голубинском[2].

В 1843—1848 годах обучался в Солигаличском уездном духовном училище, затем — в Костромской духовной семинарии, которую окончил в 1854 году и как лучший ученик был зачислен на казённый счёт в Московскую духовную академию. Церковную историю в академии преподавал профессор А. В. Горский, оказавший большое влияние на Голубинского и покровительствовавший ему как земляку. По его предложению Голубинский написал сочинение «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников»[3]. После окончания академии в 1858 году за это сочинение он получил 10 февраля 1859 года степень магистра богословия. С 1858 года преподавал в Вифанской духовной семинарии риторику, позднее также историю раскола; исполнял также обязанности библиотекаря семинарии.

С 1861 года преподавал в Московской духовной академии на кафедре истории русской церкви: сначала как бакалавр преподавал церковную словесность и археологию, а также немецкий язык (1861—1870); с 1870 года — экстраординарный профессор; с 1881 года — ординарный профессор Московской духовной академии; с 1886 года — заслуженный профессор. В июле 1895 года вышел в отставку.

В 1867 году он завершил исследование «Константин и Мефодий, апостолы славянские», за которое в 1869 году был удостоен полной Уваровской премии.

В совершенстве овладев греческим языком, отправился в июне 1872 года в полуторагодичную поездку на греческий восток и Европу.

В своём подходе к историческому материалу киевского (домонгольского) периода применил критический историко-сравнительный метод, ранее не использовавшийся применительно к данной теме, сопоставляя имеющиеся свидетельства с византийской церковно-канонической практикой. Прославился своим смелым обращением с легендарными фигурами истории и русской святости.

Некоторые работы при жизни не были опубликованы по цензурным соображениям. Пользовался поддержкой Александра Горского, митрополита Макария (Булгакова) и обер-прокурора Дмитрия Толстого.

За «Историю Русской церкви» (1880—1881) Голубинский был удостоен второй полной Уваровской премии, но второй том её вышел лишь через 19 лет из-за противодействия Константина Победоносцева, который в аналитическом рассмотрении Голубинским летописной повести о крещении Святого Владимира усмотрел принижение «равноапостольного» статуса великого князя. Голубинский считал, что единым богом славян был Сварог: «Среди множества своих богов они признавали единого Бога вселенной. Этот единый Бог... назывался у славян именами сохранившимися, подобно как и известные имена почти всех других богов, от древнего первоязыка индоевропейских народов — Сварог»[4], но отрицал существование у восточных славян жреческого сословия[5].

В 1893 году за сочинение «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» получил премию митрополита Макария.

В 1903 году он был избран ординарным академиком Академии наук. В 1906 году окончательно потерял зрение. В 1906—1907 годах был членом Предсоборного присутствия.

Библиография

Примечания

  1. Часовня в Матвееве.. Дата обращения: 5 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  2. Существуют записки Голубинского о его детстве и молодости (опубликованы посмертно в 1923 году).
  3. Голубинский Евгений Евсигнеевич Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви против еретиков и раскольников. Дата обращения: 12 февраля 2019. Архивировано 12 февраля 2019 года.
  4. Климов Е. В. Монотеизм восточных славян Архивная копия от 12 октября 2011 на Wayback Machine // Вопросы истории. — 2007. — № 12. — 168—169.
  5. Климов Е. В. К вопросу о Верховном Боге в пантеоне древних славян Архивная копия от 15 февраля 2020 на Wayback Machine // Вестник Челябинского государственного университета, 2008

Литература

Ссылки