Гозлан, Леон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Леон Гозлан
Léon Gozlan
Léon Gozlan (Nadar).jpg
Дата рождения 1 сентября 1803(1803-09-01)
Место рождения Марсель, Франция
Дата смерти 1 сентября 1866(1866-09-01) (63 года)
Место смерти Париж, Франция

Леон Гозлан (1 сентября 1803, Марсель1 сентября 1866, Париж) — французский писатель, драматург и критик.

Биография

Леон Гозлан родился 1 сентября 1803 года в городе Марселе в семье богатого купца из Алжира Жакоба Гозлана. Вопрос о вероисповедании писателя стал после его кончины предметом дискуссий; марсельские журналисты утверждали, что он являлся иудеем, хотя и похоронили его как католика [1]; споры продолжались до тех пор, пока не было обнаружено свидетельство о крещении.


Учился в местном коллеже. После банкротства отца юноша оставил учебу и в 1824 сбежал на торговом судне в Африку. Совершил небезопасное путешествие по Алжиру и Сенегалу. С 1828 года жил в Париже, где поначалу работал в книжной лавке, а затем начал литературную карьеру. В 1829 стал сотрудником газеты Le Figaro, завоевал славу известного журналиста. С 1833 — театральный критик в журнале «Литературная Европа»; после его ликвидации в 1834 перешел в журнал «Ревю де Пари». Поддерживал дружеские отношения с Бальзаком, Гюго, Теофилем Готье, Жюлем Жаненом. В 1846 стал офицером Ордена Почётного легиона.

Леон Гозлан умер от апоплексического удара 1 сентября 1866 года в Париже.

Творчество

Гозлан снискал известность серией юмористических эссе о поэтах-романтиках (1831). В середине 1830-х годов его литературная слава достигла своего апогея: романы «Нотариус из Шантильи» (1836), «Меандры» (1837), «Вашингтон Левер и Сократ Леблан» (1838), «Врач из Ле Пека» (1839), «Белая ночь» (1840). Автор нескольких театральных пьес, в том числе с успехом поставленной в театре «Одеон», но спровоцировавшей скандал из-за подшучивания над английским двором исторической драмы «Рука правая и рука левая» (18401842). Книги «Ночи на кладбище Пер-Лашез» (1846) и «Вампир из больницы Валь—де—Грас» (1862) написаны в развитие традиций готического романа. Роман «Аристид Фруассар» (1843) – сатира на представителей буржуазии [2]. В романе «Переживания Полидора Маракена» (1857) традиция робинзонады сочетается с влиянием Вольтера и Бальзака.

Восприятие творчества Гозлана в России

Начиная с 1835 года сочинения Гозлана переводились на русский язык, а спектакли по его комедиям неоднократно ставились в XIX веке на сценах Большого и Малого театров. Постановка пьесы «Луиза де Нантейль» на сцене парижского «Театра водевилей» (январь 1854) вызвала достаточно благосклонный отзыв со стороны консервативного отечественного журнала «Москвитянин»:

Это драма в современном парижском вкусе: преисполнена движения, остроумия, парадоксов, противоположностей и всех невозможностей; — прелестная драма, извлекающая слезы у чувствительных зрительниц и рукоплескания у любопытных зрителей. В этой драме, как и во всех самых новейших драмах, выведена на сцену современная гетера, эта жрица недозволенных удовольствий, эта героиня легкого поведения, которые давно утратили чувство чести и женственной стыдливости, но в которых современные драматурги непременно хотят найти и все благородные побуждения сердца, и все добродетельные действия непорочной души.

[3]

Произведения Гозлана в русских переводах

  • О морской литературе. СПб: Н.Греч, 1835.
  • Удивительные приключения князя Конопляное семячко и его сестры. СПб, 1848.
  • Два капитана. СПб: А.Смирдин, 1858.
  • Чёрный бумажник. СПб, 1861.
  • Грехи молодости. М.: И.Смирнов, 1876.

Примечания

  1. «Le Sémaphore de Marseille», 6.09.1878.
  2. Скуратовская А.П. Леон Гозлан: на грани «второго ряда» // Французская литература 30—40—х годов XIX века: «Вторая проза». — М.: Наука, 2006. — С. 35.
  3. «Москвитянин», 1854, том II. Отдел VII. Заграничные известия. Стр.8.

Литература

Ссылки