Гобелен из Байё

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фрагмент гобелена из Байё: Вильгельм Завоеватель

Гобеле́н из Байё, также ковёр из Байё (фр. tapisserie de Bayeux) — памятник средневекового искусства романского периода, выполнен в редкой технике лоскутной аппликации по льняному полотну 70,3 × 0,5 м с подчёркиванием силуэта ярким цветным контуром, стебельчатым швом, получившим особое название: «шов Байё»[1][2]. Гобелен изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, создан в конце XI века. В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё в Нормандии и относится к национальному достоянию Французской Республики. В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё в реестр «Память мира»[3].

Наименование

В русском языке присутствует двойственное наименование данного объекта «гобелен из Байё» и «ковёр из Байё». Это вызвано тем, что французское слово tapisserie не имеет однозначного перевода на русский язык — им может обозначаться любой для покрытия стен (ковёр, гобелен, обои и так далее)[4], в то время как родственное ему слово tapis обозначает ковёр для покрытия пола, но также и ткань для покрытия любых горизонтальных поверхностей (покрывало, скатерть и так далее)[5]. Напротив, как русское слово «ковёр» употребляется вне зависимости от предназначения — он может быть как напольным, так и настенным[6]. Поскольку гобелен из Байё предназначался для покрытия стен, а не пола, использование термина «гобелен» представляется предпочтительнее, несмотря на его анахроничность (производство гобеленов возникло только в 1662 году)[7].

Авторство, техника и стиль

Самое раннее письменное свидетельство о гобелене содержится в описи имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 годом. Настоящий автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точке зрения, гобелен был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма I Завоевателя, её придворными вышивальщицами. Во Франции он известен как «Гобелен королевы Матильды» (фр. tapisserie de la reine Mathilde).

В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания гобелена мог быть епископ Байё Одо, единоутробный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты: на гобелене изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда; гобелен хранился в соборе Байё, построенном Одо; возможно, он создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е годы) и, наверное, предназначался для его убранства. В случае, если заказчиком гобелена действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на гобелене являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании гобелена, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами гобелена из Байё были монахи монастыря Святого Августина в Кентербери.

Гобелен представляет собой аппликацию разноцветными тканями с вышивкой на льняном полотне шерстяными нитями разных цветов: терракотового (жёлтого, красного), сине-зелёного, тусклого золотого, оливково-зелёного и голубого, с небольшим количеством синего, чёрного, а также шалфейно-зелёного. При вышивке применялись тамбурный, стебельчатый шов, получивший в истории ковроткачества специальное название: «шов Байё». Более тысячи сцен — битвы всадников, корабли — выполнены в технике, характерной для народной норманнской вышивки, а необычайно выразительные, хотя и наивные по рисунку, архаичные силуэты типичны для раннего романского искусства, также имеющего в истории ткачество специальное название: «англиканское творение» (лат. opus anglicanum)[8].

Весь гобелен из Байё. Индивидуальные изображения каждой сцены находятся на надписях на гобелене из Байё. (Необходимо провести влево или вправо.)
Весь гобелен из Байё. Индивидуальные изображения каждой сцены находятся на надписях на гобелене из Байё. (Необходимо провести влево или вправо.)
Гобелен из Байё
Гобелен из Байё

История обнаружения

Гарольд, направляющийся в Нормандию

Гобелен был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции гобелена были опубликованы в 1730-х годах Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из гобелена покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность гобелена, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 году Наполеон I вывез гобелен в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, его возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо́льшую часть Второй мировой войны гобелен провёл в подземельях Лувра.

В настоящее время уникальный гобелен выставлен в специальном музее в Байё, причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Сюжет

Появление кометы Галлея в 1066 году. Фрагмент гобелена из Байё, около 1080 г.

Изображения, вышитые на гобелене, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

Авторы гобелена отразили нормандскую точку зрения на события 1066 года. Так, англосаксонский король Гарольд изображён лицемерным, а нормандский герцог Вильгельм — решительным и смелым воином. Коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположённый в полном соответствии с церковными канонами.

Часть гобелена длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

В культуре

  • В историческом романе Кайли Фицпатрик «Гобелен», часть которого написана от лица средневековой вышивальщицы гобелена, расшифровываются его сцены и сопутствующие им дворцовые интриги, а также выдвигается версия, что инициатором его создания была королева Эдита Уэссекская, жена Эдуарда Исповедника и сестра Гарольда.
  • Детектив «L’intrigue à l’anglaise» Адриана Гётца (Adrian Goetz) целиком построен вокруг поисков последних сцен гобелена из Байё.
  • В художественном фильме производства США «Робин Гуд: Принц воров» 1991 года в первых кадрах фильма показывается этот предмет.
  • В американском комедийном мультипликационном сериале «Озорные анимашки» от 2020 года в 16-ой серии второго сезона.[1]

Галерея

См. также

Примечания

  1. Morant A. de. Histoire des arts decoratifs des origines a nos jours. — Paris: Hachette, 1970. — P. 283
  2. Stacy L. Boldrick. Bayeux Tapestry // Medieval France: An Encyclopedia. — New York; London, 1995. — Р. 191
  3. Bayeux Tapestry (англ.). UNESCO. Дата обращения: 20 декабря 2009. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  4. tapisserie (фр.). Dictionnaire Larousse en ligne. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 26 сентября 2018 года.
  5. tapis (фр.). Dictionnaire Larousse en ligne. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 10 мая 2021 года.
  6. ковёр — Большой толковый словарь. Грамота.ру. Дата обращения: 26 мая 2022. Архивировано 26 мая 2022 года.
  7. гобелен // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 280—281. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
  8. Власов В. Г. Байо // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 22

Ссылки