Гобелен Сампула

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гобелен
Гобелен Сампула
Во всю длину
Деталь
Вероятно солдат юэчжи в красной куртке и брюках на гобелене Сампула. Вышивка в эллинистическом стиле с изображением кентавра, I век н. э., Сампул, Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района Урумчи[1].
Страна  Китай
Местоположение Сампул
Строительство I век нашей эры

Координаты: 37°01′12″ с. ш. 80°06′47″ в. д.HGЯO

Гобелен Сампула представляет собой древний шерстяной настенный ковер, найденный в поселении Сампул Таримской котловины в уезде Лоп, префектура Хотан, Синьцзян, Китай[2], недалеко от древнего города Хотан[3]. Объект имеет много черт эллинистического периода, в том числе греческий кентавр и диадему, что связывает его с Греко-Бактрийским царством (образованным после завоевания империи Ахеменидов Александром Македонским и создания империи Селевкидов). Он может изображать солдата юэчжи в красной куртке и брюках I века нашей эры[4].

Описание

Кентавр с цветочными украшениями

Полный гобелен 48 см в ширину и 230 см в длину[5]. Фрагмент кентавра 45 см на 55 см, фрагмент лица воина 48 см на 52 см[6]. Восстановленный гобелен представляет собой только левую декоративную границу того, что должно было бы стать настенным ковром гораздо большего размера[6].

Изготовлен из шерсти[7], состоит из 24 нитей разных цветов.

На гобелене изображён человек с европеоидными чертами лица[8] (включая голубые глаза)[9] и кентавр[10]. Если учесть потерянную ткань, солдат будет примерно в шесть раз выше кентавра[11]. Субъект идентифицируется как воин с копьём, которое он держит в руке, а также как воин с кинжалом, заткнутым за пояс[12]. Он носит тунику с мотивами розеток. Его головная повязка могла быть диадемой, символом царской власти в эллинистическом мире, и представлена на македонских и других древнегреческих монетах.

Кентавр играет на валторне в плаще и капюшоне[13]. Его окружает ромбовидный растительный орнамент[6].

Из-за массовых грабежей на этом месте датировка материала не определена. Его датируют от III века до нашей эры до IV века нашей эры[6][9][14][15][16].

Открытие

Гобелен был раскопан в 1983—1984 годах на древнем могильнике в Сампуле (Шанпула), в 30 км к востоку от Хотана, в Таримской котловине[17].

Источник

Гобелен с головой Гермеса и его посохом кадуцеем, обнаруженный Аурелем Стейном в Лоулане[18]

Неясно, где был сделан гобелен, хотя предполагается, что возможно Греко-Бактрийское царство в Центральной Азии. Техника, использованная для гобелена, с более чем 24 нитями разных цветов, является типично западной. Накидка и капюшон кентавра представляют собой среднеазиатскую модификацию греческого мотива[19]. Тот факт, что он играет на валторне, также отличает его от греческих прототипов[6]. Цветочный ромбовидный мотив на лацкане воина имеет среднеазиатское происхождение[14]. Некоторые мотивы, особенно голова животного на солдатском кинжале, позволяют предположить, что гобелен был сделан в Парфянском царстве на севере Ирана[20].

Рим также был предложен в качестве возможного источника[20]. Другое предположение состоит в том, что это местное производство, поскольку в танском аннале Новая книга Тан» упоминается, что местные жители Хотана были хороши в текстильной и гобеленовой работе, когда император У-ди (годы правления 141-87 до н. э.) открыл Шёлковый путь в Хотан во время первого периода века до н. э. Гобелен, возможно, был сделан примерно за столетие до завоевания ханьцами Таримской котловины под властью У-ди[21]. Эллинистические гобелены также были найдены в Лоулане Аурелем Стейном, что указывает на культурную связь между Лоуланем и Хотаном[21].

Значение

Существование этого гобелена позволяет предположить, что контакты между эллинистическими царствами Центральной Азии и Таримской котловины, на краю китайского мира, происходили примерно с III века до нашей эры. 

История выставки

Гобелен находится в постоянной экспозиции Синьцзянского музея, в Урумчи, Китай[16].

Кентавр и фрагменты головы гобелена были частью крупной выставки «Китай: рассвет золотого века, 200—750 гг. н. э.», проходившей в Метрополитен-музее в Нью-Йорке с 12 октября 2004 г. по 23 января 2005 г.[22][23]

С 18 февраля по 5 июня 2011 года они были выставлены в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета, Филадельфия, на выставке «Секреты Шёлкового пути»[24][25].

См. также

Примечания

  1. (2012) «Yuezhi on Bactrian Embroidery from Textiles Found at Noyon uul, Mongolia». The Silk Road 10: 45–46.
  2. Wood 2002, p. 37, p. 255
  3. Christopoulos, Lucas (August 2012), «Hellenes and Romans in Ancient China (240 BC — 1398 AD)», in Victor H. Mair (ed), Sino-Platonic Papers, No. 230, Chinese Academy of Social Sciences, University of Pennsylvania Department of East Asian Languages and Civilizations, p. 15, ISSN 2157-9687.
  4. Yatsenko (2012). «Yuezhi on Bactrian Embroidery from Textiles Found at Noyon uul, Mongolia». The Silk Road 10: 45–46.
  5. Hansen 2012, p. 285, fn. 6
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Zhao 2004, p. 194
  7. Wood 2002, p. 37; Zhao 2004, p. 194
  8. Time Life 1993, p. 81; Wood 2002, p. 37; Hansen 2012, p. 202
  9. 9,0 9,1 Time Life 1993, p. 81
  10. Time Life 1993, p. 81; Wood 2002, p. 37; Hansen 2012, pl. 13 image + text, p. 202
  11. Zhao 2004, p.195
  12. Zhao 2004, p. 194; Hansen 2012, p. 202
  13. Hansen 2012, pl. 13 text; Zhao 2004, p. 194
  14. 14,0 14,1 Hansen 2012, pl. 13 text
  15. Image gallery for the Secrets of the Silk Road exhibition at the Penn Museum
  16. 16,0 16,1 Wood 2002, p. 255
  17. Wood 2002, p. 37, p. 255; Zhao 2004, p. 194; Hansen 2012, p. 201
  18. Rowland, Benjamin. The Art of Central Asia. — New York : Crown Publishers, 1974. — P. 44. — ISBN 9780517516607.
  19. Zhao 2004, p. 194; Hansen 2012, pl. 13 text
  20. 20,0 20,1 Hansen 2012, p. 202
  21. 21,0 21,1 Lucas (August 2012). «Hellenes and Romans in Ancient China (240 BC – 1398 AD)». Sino-Platonic Papers (230): 9–20. ISSN 2157-9687.
  22. Zhao 2004
  23. China: Dawn of a Golden Age, 200—750 AD at the Metropolitan Museum of Art
  24. Sheng 2010, p. 33, pp. 38-39
  25. Secrets of the Silk Road at the Penn Museum

Литература